Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Составлять ли новое приложение к годовому плану закупок на остаток средств по договорам, заключенным до 01.08.16 г.?

29.12.2016 828 0 1


Бюджетное учреждение согласно приложению к годовому плану закупок по «бумажным» торгам заключило часть договоров еще до 01.08.16 г. На сегодняшний день такие договоры выполнены еще не в полном объеме и, возможно, в некоторые из них необходимо будет внести изменения. Распространяются ли на такие договоры нормы Закона от 25.12.15 г. № 922-VII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922), в частности, по вопросам внесения в них изменений? И должен ли заказчик – бюджетное учреждение составлять и заполнять в системе ProZorro новое приложение к годовому плану закупок на остаток средств по заключенным до 01.08.16 г. договорам, если этот остаток будет использоваться заказчиком до конца этого года, например, на другие закупки? А если нужно, то как это правильно оформить?


Для ответа на вопрос нужен комплексный подход и анализ законодательства.

Прежде всего рассмотрим, распространяются ли нормы Закона № 922 на «старые» договоры, которые заказчик-бюджетник заключил до 01.08.16 г.

Согласно общему правилу считается, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Гражданского кодекса (далее – ГК) акт гражданского законодательства не имеет обратного действия во времени, кроме случаев, когда он смягчает или отменяет гражданскую ответственность. Согласно ч. 2 ст. 4 ГК актами гражданского законодательства являются также и законы Украины.

Обращаясь к судебной практике, отметим, что в решении Конституционного суда Украины от 09.02.99 г. № 1-рп/99 сказано, что предоставление обратного действия во времени нормативно-правовым актам может быть предусмотрено путем прямого указания на это в законе или в другом нормативно-правовом акте.

Напомним, что Заключительными и переходными положениями Закона № 922 предусмотрено, что процедуры закупок товаров, работ и услуг, начатые до вступления в силу данного Закона, завершаются в соответствии с порядком, действовавшим до вступления в силу данного Закона. Других положений о распространения данного Закона на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, он не содержит. В частности, нет в Законе № 922 положений о том, что его действие распространяется на договоры о закупке, заключенные заказчиками то ли до 01.04.12 г., когда данный Закон вступил в силу для центральных органов исполнительной власти и «монополистов», то ли до 01.08.16 г., когда Закон вступил в силу для всех остальных заказчиков-бюджетников.

Итак, приходим к выводу, что Закон № 922 не распространяется ни на «допороговые», ни на «послепороговые» договоры, если они были заключены до момента вступления в силу данного Закона и если стороны не вносят изменения в такие договоры.

Далее проанализируем вопрос, должен ли заказчик руководствоваться Законом № 922 в случае внесения им изменений в «допороговые» договоры.

Так, ч. 1 ст. 5 ГК предусмотрено, что акты гражданского законодательства регулируют отношения, возникшие со дня вступления их в силу. При этом согласно ст. 11 ГК гражданские права и обязанности возникают из действий лиц, которые предусмотрены актами гражданского законодательства, в частности из договоров и прочих сделок.

Таким образом, если стороны согласно договору дополнительным соглашением вносят в него изменения, например, после 01.08.16 г., то к правоотношениям, которые определяются дополнительным соглашением, следует применять законодательство, действующее на момент заключения такого соглашения.

Заметим, что составляющей такого действующего законодательства является и Закон № 922. При этом нормы ст. 36 Закона № 922, касающиеся внесения изменений в существенные условия договора, распространяются только на «послепороговые» закупки. Вместе с тем, как предусмотрено абзацем четвертым ч. 1 ст. 2 Закона № 922, при осуществлении закупок товаров, работ и услуг, стоимость которых меньше стоимости, установленной в абзацах втором и третьем этой части, заказчики должны придерживаться принципов проведения публичных закупок, установленных данным Законом.

Для заказчиков – бюджетных учреждений предусмотрены следующие стоимостные пороги (о чем упоминается выше): стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 200 тыс. грн., а работ – 1,5 млн грн.

Принципы проведения закупок законодатель предусмотрел в ч. 1 ст. 3 Закона № 922, а именно:

  • добросовестная конкуренция среди участников;
  • максимальная экономия и эффективность;
  • открытость и прозрачность на всех стадиях закупок;
  • недискриминация участников;
  • объективная и беспристрастная оценка тендерных предложений;
  • предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений.

Итак, учитывая, что дополнительные соглашения о внесении изменений в «старые» «допороговые» договоры заказчиками заключаются после 01.08.16 г., согласно положениям ГК к этим правоотношениям применяют действующее законодательство (составляющей которого является и Закон № 922), советуем заказчикам учитывать принципы проведения закупок, предусмотренные в Законе № 922, в частности принцип экономии и эффективности закупок.

Для ответа на вопрос, как действовать заказчику, если по заключенным им до 01.08.16 г. «допороговым» договорам остаются неиспользованные средства, и нужно ли планировать такие суммы в новом приложении в случае новых закупок до конца этого года, следует обратить внимание на следующее.

Прежде всего заметим: если сейчас заказчик проводит новые закупки (по другим предметам закупок) на остаток средств от заключенных ранее договоров, то Закон № 922 на такие правоотношения распространяется.

Следует отметить, что Закон № 922 прямо не устанавливает, какие именно закупки заказчик должен указать в приложении. В частности, ч. 1 ст. 4 Закона № 922 предусмотрено, что закупка проводится в соответствии с годовым планом. При этом в Законе также установлено, что годовой план и приложение к нему, а также изменения в план и приложение, которые вносятся заказчиком, должны быть обнародованы им на веб-портале Уполномоченного органа.

В соответствии с приказом Минэкономразвития от 22.03.16 г. № 490 (далее – Приказ № 490), которым утверждена форма годового плана закупок для обнародования, приложение к годовому плану закупок (далее – приложение) составляется по форме годового плана закупок. Приложение составляется заказчиком в случае, если ожидаемая стоимость закупки не превышает стоимостных пределов сумм, когда необходимо уже проводить процедуры закупок.

Следовательно, если у заказчика остались сэкономленные средства по «допороговым» договорам и возникла необходимость в проведении закупок по иным предметам закупок, нежели предусмотренные в таких договорах, то эти новые закупки планируют сначала в приложении к годовому плану закупок, а затем уже либо заключают «прямые» договоры, либо проводят отбор контрагента через систему ProZorro.

Не нужно забывать об обнародовании приложения в системе ProZorro в течение 5 календарных дней со дня его утверждения. То есть перед обнародованием приложения заказчик должен его утвердить. Утверждение может совершить от имени заказчика лицо, ответственное за «допороговые» закупки, или же соответствующая комиссия по «допорогам», в зависимости от того, как заказчик организовал деятельность по проведению «допорогов» и прописал это в локальном внутреннем нормативном акте (приказе).

Обратите внимание: ГК предусмотрено, что течение срока начинается со дня, следующего после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало. Поэтому для правильного расчета заказчиком срока обнародования приложения день его утверждения не включают в 5-дневный срок, а начинают отсчет со дня, следующего за днем утверждения такого приложения.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы