Финансовый контроль за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов является важным элементом предупреждения правонарушений в деятельности бюджетных учреждений. В процессе децентрализации органы местного самоуправления получили дополнительные финансовые ресурсы и новые возможности. Между тем бюджетное законодательство требует от них обеспечения прозрачности и эффективности бюджетного процесса. Как и кем осуществляется сегодня финансовый контроль в этой сфере, расскажем в статье.
Согласно ст. 19 Бюджетного кодекса контроль за соблюдением бюджетного законодательства и аудит осуществляются на всех стадиях бюджетного процесса. Их целью являются:
Государственный финансовый контроль осуществляется от имени государства специально созданными органами, деятельность которых определяется нормативно-правовыми актами и другими документами. На сегодня такими органами являются:
Механизмами осуществления внешнего государственного финансового контроля на местном уровне являются аудит, инспектирование (в форме ревизий), проверки и мониторинг закупок.
! Внутренний контроль и внутренний аудит на местном уровне осуществляют распорядители бюджетных средств.
Во время аудита на местном уровне Счетной палатой проверяются следующие вопросы:
Счетной палатой может проводиться финансовый аудит и аудит эффективности. Под финансовым аудитом понимается проверка, анализ и оценивание правильности ведения, полноты учета и достоверности отчетности относительно поступлений и расходов бюджета, в частности:
Аудит эффективности предусматривает установление фактического состояния дел и предоставление оценки относительно:
Основанием для осуществления мероприятий государственного внешнего финансового контроля Счетной палатой является план работы, который размещается на ее официальном сайте, а для внеплановых мероприятий – соответствующее решение Счетной палаты.
По результатам аудита составляется отчет, составными частями которого являются акт, выводы и рекомендации (предложения). Замечания к отчету могут быть предоставлены в 5-дневный срок после обсуждения проекта отчета члену Счетной палаты, который их рассматривает и составляет справку о результатах рассмотрения. Замечания и справка прилагаются к отчету и являются его неотъемлемыми частями. В месячный срок объект контроля информирует о результатах рассмотрения решения и запланированных и принятых мерах.
К основным полномочиям Госаудитслужбы относится осуществление контроля за:
Госаудитслужба проводит такие мероприятия государственного финансового контроля.
Состоит из проверки и анализа:
Государственный финансовый аудит местного бюджета направлен на проведение анализа и проверки:
Общая продолжительность проведения аудита местных бюджетов Госаудитслужбой – не более чем 90 рабочих дней. По его результатам составляется отчет, проект которого предоставляется для ознакомления не позже чем за один рабочий день до завершения срока проведения аудита, определенного в направлении на его проведение, а замечания и комментарии к нему в письменной форме могут предоставляться на протяжении 10 рабочих дней со дня получения проекта отчета.
! С целью информирования общественности отчет по результатам проведения аудита размещается на официальном веб-сайте Госаудитслужбы.
Это документальная и фактическая проверка определенного комплекса или отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного бюджетного учреждения, которое должно обеспечивать:
Следует отметить, что ревизия местного бюджета является формой контроля за выполнением функций по составлению и исполнению местного бюджета, которая состоит в одновременном проведении ревизий соблюдения законодательства местными финорганами, органами Госказначейства и участниками бюджетного процесса, которые осуществляют управление средствами соответствующего местного бюджета или коммунальным имуществом и/или их используют.
Общая продолжительность проведения ревизии не должна превышать 30 рабочих дней (далее – р. д.) для плановой и 15 р. д. – для внеплановой. По результатам ревизии составляется акт ревизии, который:
В случае если в возвращенном акте есть примечание о возражении (замечания) к нему, учреждение не позже чем на протяжении 5 р. д. составляет их и предоставляет в Госаудитслужбу. Госаудитслужба предоставляет письменное заключение на возражение в срок не позже чем 15 р. д. после их получения.
! На основании актов ревизий и других материалов, оформленных по результатам контрольных мероприятий, формируется сводная справка.
Это документальный и фактический анализ соблюдения учреждениями законодательства о закупках. Общая продолжительность проведения проверки закупок – в пределах 20 р. д. Однако:
Проверка закупок может проводиться как во время проведения государственного финансового аудита, так и во время инспектирования (ревизии).
! По результатам проверки составляется акт проверки, который подписывает руководитель заказчика, председатель тендерного комитета, главный бухгалтер или другие уполномоченные лица и должностное лицо Госаудитслужбы.
Предусматривает анализ соблюдения заказчиком законодательства в сфере публичных закупок на всех стадиях закупки с целью предотвращения нарушений законодательства в сфере публичных закупок. Общая продолжительность проведения мониторинга закупок не должна превышать 15 р. д. с даты обнародования решения о начале мониторинга закупки в электронной системе закупок. Мониторинг осуществляется по месту расположения органа государственного финансового контроля.
! По результатам мониторинга составляется заключение, которое обнародуется в электронной системе закупок на протяжении 3 р. д. со дня его составления.
В случае несогласия заказчика с заключением он имеет право обжаловать его в судебном порядке на протяжении 10 дней со дня его обнародования.
Этот вид контроля состоит из трех базовых составляющих:
Распорядители бюджетных средств в лице руководителей бюджетных учреждений, организаций:
Главные распорядители бюджетных средств осуществляют внутренний контроль за:
Руководитель учреждения организовывает и обеспечивает осуществление внутреннего контроля согласно основным принципам и актам законодательства, которые регулируют вопросы планирования деятельности учреждения, бюджетного процесса, управления бюджетными средствами и другими ресурсами, организации и ведения бухучета, составления и представления отчетности, предоставления административных услуг, осуществления контрольно-надзорных функций, проведения правовой работы, работы с персоналом, деятельности по предотвращению и выявлению коррупции и т. п.
Внутренний контроль – это комплекс мероприятий, которые проводятся руководителем учреждения для обеспечения:
Внутренний контроль следует понимать не как отдельное событие или обстоятельство, а как целостный процесс, который осуществляется руководством и работниками учреждения. Руководитель учреждения является ответственным и подотчетным за:
Руководитель учреждения отчитывается об эффективности и результативности деятельности учреждения, достижении определенной цели (миссии), стратегических и других целей, в том числе об осуществлении внутреннего контроля. Кроме того, он обеспечивает четкое распределение обязанностей, полномочий и ответственности между своими заместителями, руководителями нижестоящего уровня и работниками учреждения.
Для обеспечения организации и осуществления внутреннего контроля в учреждении нужно:
Под внутренним аудитом понимается деятельность, направленная на:
Для осуществления внутреннего аудита распорядитель бюджетных средств в лице руководителя создает самостоятельное структурное подразделение внутреннего аудита, которое является подчиненным и подотчетным непосредственно такому руководителю.
Объектом внутреннего аудита является:
Подразделениями внутреннего аудита осуществляются следующие виды аудита (см. таблицу).
Вид аудита |
Что проверяет |
Финансовый аудит |
Оценивание деятельности учреждения относительно: – законности и достоверности финансовой и бюджетной отчетности; – правильности ведения бухгалтерского учета |
Аудит эффективности |
Оценивание деятельности учреждения относительно: – эффективности функционирования системы внутреннего контроля; – степени выполнения и достижения целей, определенных в стратегических и годовых планах; – эффективности планирования и выполнения бюджетных программ и результатов их выполнения; – качества предоставления административных услуг и выполнения контрольно-надзорных функций, задач, определенных актами законодательства; – рисков, которые отрицательно влияют на выполнение функций и задач учреждения |
Аудит соответствия |
Оценивание деятельности учреждения относительно соблюдения актов законодательства, планов, процедур, контрактов по вопросам состояния |
Сроки проведения:
Основанием для проведения аудита являются:
По результатам аудита составляется аудиторский отчет, который содержит сведения:
К аудиторскому отчету прилагаются рекомендации относительно усовершенствования деятельности учреждения в зависимости от характера выявленных проблем.