Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Получение особого и специализированного образования: что нового

25.10.2017 1804 0 1


Новый Закон от 05.09.17 г. № 2145-VІІІ «Об образовании» (далее – Закон № 2145), вступивший в силу с 28.09.17 г., существенно отличается от ранее действовавшего. В данной консультации рассмотрим, что нового гарантирует государство, в частности, получателям художественного, спортивного, военного, научного образования (ст. 19–21 Закона № 2145), а также особым категориям лиц.


Особые категории получателей образования

Право доступа к образованию имеют все граждане страны. Оно не может зависеть от возраста, пола, расы, состояния здоровья, инвалидности, наличия судимости, прочих обстоятельств и качеств человека. Действующее законодательство предусматривает достаточно норм, позволяющих реализовать такое право. Однако практика, к сожалению, иногда бывает грустной.

Рассмотрим, что предлагает Закон № 2145 по поводу процесса получения образовательных знаний лицами с особыми потребностями и как учебные заведения должны это организовать.

К таким категориям, согласно определению ст. 1 Закона № 2145, относятся лица, нуждающиеся в дополнительной постоянной или временной поддержке в образовательном процессе в целях обеспечения их права на образование. Как видим, конкретного определения и перечня этих, так сказать, специальных категорий лиц нет, как и нет критериев определения потребности в такой поддержке. Поэтому можно по-разному трактовать, какие именно лица относятся к этим категориям.

Но ч. 8 ст. 19 Закона № 2145 установлено, что категории лиц с особыми потребностями следует определять актами Кабмина, поэтому ждем принятия соответствующего решения.

Отметим, что старый Закон от 23.05.91 г. № 1060-ХІІ «Об образовании» (далее – Закон № 1060), действие которого прекратилось со вступлением в силу Закона № 2145, не обходил стороной особые категории граждан. Однако законодательного определения, кто относится к ним, не было и ранее.

Лицам с особыми образовательными проблемами согласно ст. 3, 6, 7 Закона № 1060 гарантировалось:

  • создание надлежащих условий для получения образования с учетом их индивидуальных потребностей в условиях инклюзивного обучения;
  • доступность всех форм и типов образовательных услуг по месту жительства;
  • обучение с помощью наиболее доступных для них языков, методов и способов общения (например, на жестовом языке, шрифтом Брайля).

С учетом медицинских показаний и противопоказаний к дальнейшему труду (по заключению МСЭК или ВКК) они могли учиться в профтехзаведениях (ст. 40 Закона № 1060).

Создание для этих лиц инклюзивных и/или специализированных классов проводилось на основании письменного обращения самого лица или его родителей (законных представителей).

Органы местного самоуправления (далее – ОМС) за счет средств местных бюджетов должны были обеспечивать доступ лиц к государственным и коммунальным учебным заведениям путем создания беспрепятственной среды (ст. 14 Закона № 1060). На практике это выглядело, в частности, как обустройство пандусов возле зданий заведений и приспособленных лифтов, специальных подъемников на этажи и лестничные клетки; установка удобных для этих лиц столов, стульев; выделение цветом препятствий (конец ступенек, порог) и т. п.

В этой части нормы нынешнего Закона № 2145 (ч. 6, 7 ст. 20) предусматривают приведение зданий, сооружений и помещений образовательных заведений в соответствие с требованиями доступности, как это установлено государственными строительными нормами и стандартами. Кроме того, уже на этапе проектирования, строительства и реконструкции помещений должен соблюдаться принцип универсального дизайна и/или разумного приспособления.

Теперь потребности указанных лиц учитываются полнее: государством обеспечивается подготовка специалистов для работы с этими лицами; для предоставления образования предусмат­ривается создание надлежащего финансового, материально-технического обеспечения, разумного приспособления по индивидуальной программе развития; формы и виды образования должны учитывать их потребности и возможности.

Предусматривается, что при необходимости образовательные заведения образуют инклюзивные и/или специализированные группы и классы, однако при наличии обращения лица с особыми образовательными потребностями или его родителей их образование является обязательным.

Если у лица, обратившегося в заведение образования, есть физические, психические, сенсорные нарушения и нарушения интеллектуального развития, заведение будет обеспечивать его вспомогательными средствами для обучения. Например, использование говорящих игрушек, электронных записных книжек, синтезаторов языка, диктофонов или же мимики, жестов, картинок, фото, прочих техсредств и т. п.

Как предусматривают нормы ст. 20 Закона № 2145, МОН должен определить порядок предоставления психологически-педагогических услуг таким лицам педработниками заведений, реабилитационными медицинскими учреждениями или специалистами инклюзивно-ресурсного центра.

Лицам должны также предоставляться коррекционно-развивающие услуги (помощь) и психо­лого-педагогическое сопровождение.

Добавим: для контроля соблюдения прав детей с особыми потребностями, их сопровождения госорганы и ОМС создают инклюзивно-ресурсные центры.

Специализированное образование

О специализированном образовании речь идет в ст. 21 Закона № 2145. Таковым считается образование художественного, спортивного, военного или научного направления. Его получение может происходить посредством формального, неформального, информального образования. Провозглашено, что спецобразование требует раннего выявления и развития индивидуальных способностей.

Остановимся на художественном образовании, для которого требуется получение специальных способностей, эстетического опыта (ч. 2 ст. 21 Закона № 2145).

Составляющие этого образования таковы:

  • начальное – то есть полученное одновременно с начальным и/или базовым средним образованием, когда обретаются компетентности в выбранном виде искусства на начальном уровне;
  • профильное, когда основой является уже полученное начальное художественное образование. Предусматривается, что профильное образование получается одновременно с полным общим средним, затем продолжается на следующем уровне образования;
  • профессиональное предвысшее, основой которого является начальное художественное образование, полученное одновременно с полным общим средним, и заключается оно в получении профессиональной компетентности по определенной художественной специальности;
  • высшее, когда получается соответствующая степень высшего образования (младшего бакалавра, бакалавра, магистра, доктора философии/доктора искусств и доктора наук) по определенной художественной специальности.

Получателям художественного образования в специализированных заведениях безвозмездно предоставляются места в общежитиях (интернатах), питание, учебное оборудование. Как именно будут обеспечиваться получатели образования такими преференциями, надеемся, установит своим решением Кабмин, хотя прямо об этом новый Закон не говорит.

В ст. 21 Закона № 2145 речь идет также о спортивном образовании, то есть усвоении образовательной программы по соответствующему виду спорта для обретения профессиональных компетентностей в физкультуре и спорте. Образовательные программы должны быть разработаны всеукраинскими федерациями по видам спорта и утверждены центральным органом исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта.

Получателям спортивного образования должны бесплатно предоставляться места в общежитиях, питание, табельная парадная и спортивная форма, спортинвентарь. Положение о специализированных спортивных заведениях поручено утвердить Кабмину.

Что касается военного образования, то оно предусматривает усвоение программы военной подготовки. Получение такого образования происходит одновременно со средним, профессиональным (профессионально-техническим), профессиональным предвысшим или высшим образованием.

Программы для профессиональных военных должны разрабатываться заведениями спецобразования военного (военно-спортивного) профиля, а утверждаться, как предусматривает законодательство, теми госорганами, к сфере управления которых будут относиться соответствующие заведения.

Определена такая структура военной подготовки:

  • допризывная;
  • подготовка лиц по военно-техническим и военно-медицинским специальностям;
  • военно-профессиональная подготовка (это для рядовых, старшин, сержантов, срочной военной службы и контрактников);
  • подготовка лиц сержантского (старшинского) состава с одновременным получением высшего образования;
  • подготовка лиц офицерского состава, когда они получают соответствующие степени высшего образования и уровни военного образования (тактический, оперативно-тактический или оперативно-стратегический).

Получатели образования в военных (военно-спортивных) заведениях безвозмездно обеспечиваются местами в общежитиях, питанием, специальной одеждой.

Заметим: при наличии в заведениях образования воинских структурных подразделений положения об этих подразделениях должны быть приняты МОН совместно с Минобороны.

Перейдем к образованию научного направления, которое базируется на опытно-ориентированном обучении с углубленным изучением профильных предметов. В дальнейшем приобретенные знания понадобятся для опытно-экспериментальной, конструкторской, изобретательской работы.

Здесь образование предусматривается по двум уровням: базовое образование научного направления, когда получателем приобретаются начальные знания; профильное – ориентированное на продолжение обучения на следующих уровнях образования. Добавим, что после утверждения Кабмином положения о заведениях специализированного образования научного профиля узнаем, в каком именно порядке соискатели этого образования бесплатно будут обеспечиваться общежитиями, питанием, учебным оборудованием и как им будет выплачиваться стипендия.

Обращаем внимание: аккредитация образовательных программ специализированного образования, их аудит должны проводиться с обязательным привлечением представителей соответствующей сферы. Что касается финансирования получения специализированного образования, то оно будет осуществляться из государственного бюджета (включая образовательные субвенции местным бюджетам), местных бюджетов и других, не запрещенных источников.

Для того чтобы граждане Украины могли реализовать свое право на инклюзивное или специализированное образование, а органы власти – его обеспечить, Кабмином должны быть утверждены:

  • категории лиц с особыми образовательными потребностями;
  • положения о специализированных заведениях (художественного, спортивного, военного, научного направления);
  • порядок и условия материального и иного обеспечения учащихся и студентов образовательных заведений спецнаправления, включая выплату стипендии.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы