Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Нарушение бюджетного законодательства: меры воздействия и ответственность

Одной из основных составляющих экономики государства является его бюджетная система. Бюджетным законодательством предусмотрен ряд мер воздействия, которые применяются в случае его нарушения участниками бюджетного процесса. В частности, руководители и другие должностные лица, признанные нарушителями, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности согласно законодательству.

Нормы бюджетно-правового регулирования, касающиеся совершения правонарушений в бюджетной сфере, содержатся в гл. 18 Бюджетного кодекса (далее – БК). В частности, ч. 1 ст. 116 БК нарушением бюджетного законодательства определяет нарушение участником бюджетного процесса установленных БК или другим бюджетным законодательством норм относительно составления, рассмотрения, утверждения, внесения изменений, выполнения бюджета и отчета о его выполнении. Кроме того, в ней определен перечень нарушений бюджетного законодательства, который насчитывает 40 их видов и предоставлена возможность установления других случаев нарушения бюджетного законодательства, помимо перечисленных.

Следует отметить, что БК не устанавливает наказаний за нарушения бюджетного законодательства, а содержит перечень мер воздействия, которые могут применяться к участникам бюджетного процесса за нарушения бюджетного законодательства. Так, согласно ст. 117 БК за нарушения бюджетного законодательства к участникам бюджетного процесса могут применяться следующие меры воздействия:

предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием устранения нарушения;

  • остановка операций с бюджетными средствами;
  • приостановление бюджетных ассигнований;
  • уменьшение бюджетных ассигнований;
  • возврат бюджетных средств в соответствующий бюджет;
  • остановка действия решения о местном бюджете;
  • бесспорное изъятие средств из местных бюджетов;
  • другие меры воздействия, которые могут быть определены Законом о госбюджете.

Эту меру могут применять участники бюджетного процесса, уполномоченные БК на осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства. К ним относятся Счетная палата, Минфин и местные финорганы, Госказначейство, Госаудитслужба, местные советы и другие субъекты, уполномоченные нормами гл. 17 БК. Применение этой меры предупреждает возможное (вероятное) наступление негативных последствий, в частности, за несоблюдение дополнительно установленных ограничений, наступление обстоятельств, которые создают угрозу для государственных интересов.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Популярное
30.09.2025
Продажа земли без торгов: алгоритм действий для органов местного самоуправления
В статье расскажем, как органам местного самоуправления избежать типичных ошибок в процессе подготовки решений и договоров купли-продажи земельных участков без проведения земельных торгов. Органы местного самоуправления могут получить дополнительные поступления в местные бюджеты от продажи земельных...
31.07.2025
Возврат в бюджет неуплаченной арендной платы за землю: алгоритм действий ОМС
В статье приведен порядок действий для взыскания в местный бюджет платы за бездоговорное использование земли под объектами недвижимого имущества. Ознакомление с подходами судов к решению подобных дел позволяет составить примерный алгоритм действий общины, стремящейся эффективно защитить свои права и...
18.09.2025
Особенности финансирования коммунального предприятия в переходный период
Из статьи узнаете, какие формы и условия предоставления финансовой поддержки коммунальным предприятиям предусматривает законодательство после отмены Хозяйственного кодекса. Финансовый план – основной плановый документ для коммунального предприятия (далее – КП), определяющий источники фин...
Новое
27.10.2025
Новые правила распределения средств на инвестиционные проекты и программы: методика от Минфина
В статье рассмотрено, кто и по каким критериям распределяет публичные инвестиции и как проводится мониторинг их состояния подготовки и реализации. Приказом Минфина от 22.09.2025 № 480 утверждены Методические рекомендации по распределению средств местного бюджета на подготовку и реализацию публичных ...
18.09.2025
Особенности финансирования коммунального предприятия в переходный период
Из статьи узнаете, какие формы и условия предоставления финансовой поддержки коммунальным предприятиям предусматривает законодательство после отмены Хозяйственного кодекса. Финансовый план – основной плановый документ для коммунального предприятия (далее – КП), определяющий источники фин...
22.08.2025
Эффективная защита финансовых интересов общины: правовые механизмы взыскания задолженности по арендной плате за землю
В статье описаны последствия непринятия мер по погашению задолженности по арендной плате за землю для должностных лиц, способы защиты интересов общины и требования местного совета – арендодателя к арендаторам. Материальной и финансовой основой местного самоуправления являются, в частности, зем...
Лучшие материалы