Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Нарушение бюджетного законодательства: меры воздействия и ответственность

Одной из основных составляющих экономики государства является его бюджетная система. Бюджетным законодательством предусмотрен ряд мер воздействия, которые применяются в случае его нарушения участниками бюджетного процесса. В частности, руководители и другие должностные лица, признанные нарушителями, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности согласно законодательству.

Нормы бюджетно-правового регулирования, касающиеся совершения правонарушений в бюджетной сфере, содержатся в гл. 18 Бюджетного кодекса (далее – БК). В частности, ч. 1 ст. 116 БК нарушением бюджетного законодательства определяет нарушение участником бюджетного процесса установленных БК или другим бюджетным законодательством норм относительно составления, рассмотрения, утверждения, внесения изменений, выполнения бюджета и отчета о его выполнении. Кроме того, в ней определен перечень нарушений бюджетного законодательства, который насчитывает 40 их видов и предоставлена возможность установления других случаев нарушения бюджетного законодательства, помимо перечисленных.

Следует отметить, что БК не устанавливает наказаний за нарушения бюджетного законодательства, а содержит перечень мер воздействия, которые могут применяться к участникам бюджетного процесса за нарушения бюджетного законодательства. Так, согласно ст. 117 БК за нарушения бюджетного законодательства к участникам бюджетного процесса могут применяться следующие меры воздействия:

предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием устранения нарушения;

  • остановка операций с бюджетными средствами;
  • приостановление бюджетных ассигнований;
  • уменьшение бюджетных ассигнований;
  • возврат бюджетных средств в соответствующий бюджет;
  • остановка действия решения о местном бюджете;
  • бесспорное изъятие средств из местных бюджетов;
  • другие меры воздействия, которые могут быть определены Законом о госбюджете.

Эту меру могут применять участники бюджетного процесса, уполномоченные БК на осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства. К ним относятся Счетная палата, Минфин и местные финорганы, Госказначейство, Госаудитслужба, местные советы и другие субъекты, уполномоченные нормами гл. 17 БК. Применение этой меры предупреждает возможное (вероятное) наступление негативных последствий, в частности, за несоблюдение дополнительно установленных ограничений, наступление обстоятельств, которые создают угрозу для государственных интересов.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
Готовые решения
и примеры
Мгновенная активация
доступа
Возможность задать
вопрос эксперту
Ежедневные
обновления
Доступ к эксклюзивным
материалам
Открытый архив
материалов с 2015 года
Популярное
26.02.2025
Дистанционная работа: трудовой договор с учетом норм военного положения
В реалиях нашего времени многие предприятия перевели своих работников на дистанционную работу и с новыми работниками заключают трудовые договоры на условиях именно такой работы (разумеется, когда эта форма сотрудничества возможна). Однако при организации данного вида трудовых отношений работодателю ...
17.03.2025
Надбавка за английский язык: утвержден порядок установления
Наша страна настойчиво стремится к членству в Европейском Союзе, поэтому знание иностранного языка понадобится многим. Постановлением КМУ от 07.03.2025 № 257 утвержден Порядок установления надбавки за владение английским языком некоторым категориям лиц (далее – Постановление № 257, Порядок № 2...
07.04.2025
Функции и полномочия ОМС в области оборонной работы и по территориальной обороне
В условиях правового режима военного положения органы местного самоуправления (далее – ОМС) продолжают выполнять свои полномочия по обеспечению жизнедеятельности территориальных общин, а также помогают военным подразделениям. Однако не все способы поддержки военных подразделений соответствуют ...
Новое
30.12.2024
Может ли бюджетное учреждение ограничить расходы на охрану труда?
Закон от 14.10.1992 № 2694-ХІІ «Об охране труда» (далее – Закон № 2694) предусматривает направление на мероприятия по охране труда как минимум 0,5 % фонда оплаты труда за предыдущий год. В условиях военного периода есть дефицит бюджетных средств. Как бюджетным учреждениям финансиро...
17.12.2024
Госбюджет-2025: функционирование и оплата труда органов власти
Закон от 19.11.2024 № 4059-ІХ «О Государственном бюджете Украины на 2025 год» (далее – Закон № 4059) кроме детализации объемов доходов и расходов следующего года содержит другие нормы относительно госорганов – об особенностях их функционирования в 2025 году, оплате труда перс...
09.12.2024
Госбюджет-2025: приостановление действия законодательных норм
Так уже повелося в нашій країні, що спочатку затверджуються численні закони, а згодом з різних причин (найчастіше у зв'язку з фінансовою незабезпеченістю) дію окремих норм начебто тимчасово припиняють. Розглянемо, що передбачають деякі норми ч. 3 Прикінцевих положень Закону від 19.11.2024 № 4059-ІХ...
Лучшие материалы