Нарушение бюджетного законодательства: меры воздействия и ответственность
Одной из основных составляющих экономики государства является его бюджетная система. Бюджетным законодательством предусмотрен ряд мер воздействия, которые применяются в случае его нарушения участниками бюджетного процесса. В частности, руководители и другие должностные лица, признанные нарушителями, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности согласно законодательству.
Нормы бюджетно-правового регулирования, касающиеся совершения правонарушений в бюджетной сфере, содержатся в гл. 18 Бюджетного кодекса (далее – БК). В частности, ч. 1 ст. 116 БК нарушением бюджетного законодательства определяет нарушение участником бюджетного процесса установленных БК или другим бюджетным законодательством норм относительно составления, рассмотрения, утверждения, внесения изменений, выполнения бюджета и отчета о его выполнении. Кроме того, в ней определен перечень нарушений бюджетного законодательства, который насчитывает 40 их видов и предоставлена возможность установления других случаев нарушения бюджетного законодательства, помимо перечисленных.
Следует отметить, что БК не устанавливает наказаний за нарушения бюджетного законодательства, а содержит перечень мер воздействия, которые могут применяться к участникам бюджетного процесса за нарушения бюджетного законодательства. Так, согласно ст. 117 БК за нарушения бюджетного законодательства к участникам бюджетного процесса могут применяться следующие меры воздействия:
предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием устранения нарушения;
- остановка операций с бюджетными средствами;
- приостановление бюджетных ассигнований;
- уменьшение бюджетных ассигнований;
- возврат бюджетных средств в соответствующий бюджет;
- остановка действия решения о местном бюджете;
- бесспорное изъятие средств из местных бюджетов;
- другие меры воздействия, которые могут быть определены Законом о госбюджете.
Эту меру могут применять участники бюджетного процесса, уполномоченные БК на осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства. К ним относятся Счетная палата, Минфин и местные финорганы, Госказначейство, Госаудитслужба, местные советы и другие субъекты, уполномоченные нормами гл. 17 БК. Применение этой меры предупреждает возможное (вероятное) наступление негативных последствий, в частности, за несоблюдение дополнительно установленных ограничений, наступление обстоятельств, которые создают угрозу для государственных интересов.
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
и примеры
доступа
вопрос эксперту
обновления
материалам
материалов с 2015 года