Как свидетельствует административная и судебная практика, распорядители информации и суды по-разному понимают термин «публичная информация» и применяют его неодинаково, что часто приводит к необоснованному ограничению права на доступ к информации. Для обеспечения одинакового понимания вопросов, связанных с доступом к публичной информации и практикой применения законодательства по этой тематике, воспользуемся постановлением Пленума ВАСУ от 29.09.16 г. № 10, а также другими нормативно-правовыми актами по этому вопросу, дающими ответы или разъяснения, которыми должны пользоваться как суды во время вынесения решений, так и субъекты властных полномочий во время принятия ими управленческих решений относительно предоставления информации.
Конституция (ч. 2 ст. 34) предусматривает право каждого гражданина свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или иным способом – на свой выбор. Во исполнение этого требования был принят Закон от 13.01.11 г. № 2939-VІ «О доступе к публичной информации» (далее – Закон № 2939). Целью этого Закона является обеспечение прозрачности и открытости деятельности субъектов властных полномочий (распорядителей информации) и создание механизмов реализации права каждого на доступ к публичной информации.
Также согласно Закону от 11.02.15 г. № 183-VIII «Об открытости использования публичных средств» распорядители, получатели бюджетных средств, органы Пенсионного фонда, коммунальные госпредприятия, а также фонды общеобязательного государственного социального страхования обязаны обнародовать на едином веб-портале информацию об использовании средств.
Вышеупомянутые Законы взаимосвязаны одним предметом – публичной информацией, к которой, в частности, относится использование публичных средств.
На сегодня большинство нарушений права на доступ к информации вызваны прежде всего с низким уровнем знаний национального законодательства и международных стандартов в этой сфере. Можно выделить три проблемы, связанные с применением понятия «публичная информация» на практике:
Вообще слово «публичный» имеет несколько разных значений, в частности «открытый» и связанный со сферой публичной власти, то есть противоположный к частному.
Процитируем определение, даное в ст. 1 Закона № 2939: «публичная информация – это отраженная и задокументированная какими-либо средствами и на каких-либо носителях информация, которая была получена или создана в процессе выполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, или которая находится во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации, определенных этим Законом».
То есть в Законе публичный характер информации указывает на второе из приведенных значений: касающийся информации органов публичной власти или распорядителей, которые наделены публично-правовыми полномочиями или выполняют публично-важную функцию.
Более детально получить представление о публичной информации можно исходя из ст. 13 Закона № 2939 относительно ее перечня, а именно:
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона № 2939 распорядителями информации для целей этого Закона признаются субъекты властных полномочий:
Относительно субъектов властных полномочий как владельцев публичной информации ВАСУ указал на такие особенности, которые нужно обязательно учитывать в случае обращения: понятие «субъект властных полномочий» для целей исполнения обязанностей распорядителя публичной информации не охватывает должностных лиц указанных выше органов. И хотя они как носители организационно-распорядительных функций единолично могут принять решение относительно доступа к информации, все-таки действуют от имени самого субъекта. И поэтому надлежащим ответчиком по делам относительно предоставления доступа к публичной информации будет соответствующий орган, в который был представлен запрос, а не должностное лицо, которое действует от имени этого органа (п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона № 2939).
В связи с этим должностные лица вышеупомянутых органов не могут (не способны) исполнять обязанности распорядителя информации, в том числе обязанности относительно учета и обнародования публичной информации (ст. 14, 15 Закона № 2939).
В случае подачи иска против таких лиц ВАСУ рекомендует судам оставлять его без удовлетворения из-за непринадлежности ответчика (неспособности таким ответчиком нарушить права истца), при условии если истец откажется от их замены на надлежащего ответчика и/или суд не найдет оснований для привлечения другого ответчика. Указанное следует также учитывать тем, кто направляет запросы относительно получения публичной информации, и тем, кто должен предоставлять ответ в пределах компетенции, определенной Законом.
Приведем примеры, на которые обращает внимание ВАСУ, когда должностные лица могут утвердить решение о несоответствии запроса требованиям законодательства.
Сельский, поселковый, городской голова, хотя и входит в систему местного самоуправления, органом местного самоуправления не является, а потому не владеет публичной информацией в понимании Закона и не может быть надлежащим ответчиком в споре о предоставлении к ней доступа по информационному запросу. Аналогичный подход следует применять и к головам районных (областных) советов. Указанный вывод можно сделать, исходя из ч. 1 ст. 5 и ч. 1 ст. 12 Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (далее – Закон № 280).
К тому же Конституционный Суд Украины в п. 4 решения от 06.07.99 г. № 7-рп/990 разъяснил, что городской голова как лицо, которое имеет представительский мандат, выступает от имени избирателей, в частности:
Что касается других категорий публичной информации, то ВАСУ акцентирует внимание на следующих особенностях:
1. Распорядителями информации о земельных участках коммунальной или государственной формы собственности, не выделенных в пользование, которые могут быть использованы для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных зданий и сооружений, являются исполнительные комитеты советов, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации или соответствующие органы исполнительной власти.
2. Распорядителями информации относительно коммунальных предприятий (об использовании средств, распределении доходов, выплате заработной платы, использовании взносов и дотаций из бюджета, других расходах) являются сами коммунальные предприятия.
3. Распорядителями информации о ценах/тарифах на жилищно-коммунальные услуги (как такой, которая составляет общественный интерес) являются исполнители/производители таких услуг.
4. Государственные и коммунальные медицинские учреждения являются распорядителями публичной информации:
5. Органы, которые выполняют делегированные государством полномочия, являются распорядителями информации, связанной с их выполнением. При этом предусмотренная законом возможность делегирования полномочий не свидетельствует о факте такого делегирования непосредственно. Для выяснения, является ли лицо, которое предоставляет определенный вид государственных услуг, которой поступил запрос на информацию относительно таких услуг, распорядителем информации в понимании Закона, суды должны установить суть выполняемых полномочий и основания их реализации.
Согласно ст. 14 Закона № 2939 распорядители информации обязаны:
Конечно, прежде чем обращаться в государственные органы с соответствующим запросом относительно получения публичной информации, нужно ознакомиться, какую информацию они согласно Закону должны обнародовать и в какой срок.
Именно распорядители информации обязаны обнародовать (ст. 15 Закона № 2939):
При этом Законом установлены сроки обнародования указанной информации – не позднее 5 дней со дня утверждения (если речь идет о проектах – то 20 дней до их принятия).
Закон № 2939 не содержит перечня способов ознакомления запрашивающего информацию с запрашиваемой информацией, за исключением случаев, предусмотренных законом. Образ ознакомления определяется самим запрашивающим информацию. Исключением является случай, когда распорядитель информации направляет ответ, в котором содержится отказ или отсрочка рассмотрения запроса. Для таких случаев законом предусмотрена обязательная письменная форма (ч. 5, 6 ст. 22 Закона № 2939).
Доступ к информации может обеспечиваться как путем предоставления копий документов (ч. 2 ст. 21 Закона № 2939), так и путем просмотра документов по местонахождению распорядителя информации. Для последнего варианта получения информации распорядитель информации обязан определять специальные места для работы запрашивающих с документами или их копиями, а также предоставлять право запрашивающим делать выписки из них, фотографировать, копировать, сканировать их, записывать на какие-либо носители информации и т. п.
Закон № 2939 не требует от распорядителя информации заверять копии документа, который предоставляется в ответ на информационный запрос. Однако необходимо учитывать, что распорядитель информации обязан предоставлять и обнародовать достоверную, точную и полную информацию, а также в случае необходимости проверять правильность и объективность предоставленной информации и обновлять обнародованную информацию (п. 6 ч. 1 ст. 14 Закона № 2939).
Закон предусматривает также возможность указания в запросе только электронного адреса (ч. 5 ст. 19 Закона № 2939). Это свидетельствует о возможности выбора исключительно электронной формы переписки с распорядителем информации и соответственно получение ответа на запрос только на электронный адрес.
В случае если запрашивающий просит предоставить ответ на электронный адрес, распорядитель информации должен с соблюдением требований делопроизводства оформить письмо-ответ (поставить подпись, указать должность, дату и номер регистрации письма) и направить его в сканированном виде на электронный адрес запрашивающего.
Согласно ч. 2 ст. 21 Закона № 2939 в случае если удовлетворение запроса на информацию предусматривает изготовление копий документов объемом более 10 страниц, запрашивающий обязан возместить фактические расходы на копирование и печать – все расходы, осуществленные во время копирования/или печати документов объемом более 10 страниц.
При этом вопрос относительно предоставления распорядителем информации первых 10 страниц документа (части информации) безвозмездно одновременно с уведомлением запрашивающего о необходимости возмещения расходов или уведомлением об отказе в удовлетворении запроса в связи с невозмещением соответствующих расходов прямо Законом № 2939 и другими действующими нормативно-правовыми актами не урегулирован.
Одна ВАСУ, принимая во внимание международно-правовые стандарты в сфере доступа к публичной информации, считает, что надлежащей практикой является предоставление по требованию запрашивающего первых 10 страниц безвозмездно одновременно с уведомлением о необходимости возмещения расходов на изготовление копий остальных документов.
Следует учесть, что согласно п. 3 ч. 1 ст. 22 Закона № 2939 распорядитель информации имеет право отказать в удовлетворении запроса в случае, если лицо, которое подало запрос на информацию, не оплатило предусмотренные ст. 21 этого Закона фактические расходы, связанные с копированием или печатью. Но указанное предусматривает, что отказ в удовлетворении запроса на этом основании возможен лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: установление распорядителем информации размера платы за копирование или печать, сообщение распорядителем информации запрашивающему информацию о размере и способах уплаты фактических расходов на копирование и/или печать запрошенной информации.
Читайте также: «Публичная информация: ограниченный доступ»