Как известно, состояние дел в бюджетном учреждении отражается в бухгалтерском учете, который является частью процесса управления государственными финансами. Для того чтобы управлять, нужно контролировать, а для того чтобы контролировать, нужно измерять. От правильного ведения учета хозяйственных операций зависит развитие не только отдельно взятого учреждения, но и государства.
Учитывая изложенное, вопросы организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях в условиях модернизации системы государственных финансов и ее составляющей – бухгалтерского учета в государственном секторе приобретают особую актуальность. Этот закономерный процесс обусловлен внедрением Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 125 «Изменение учетных политик и исправление ошибок», утвержденного приказом Минфина от 24.12.10 г. № 1163, и Методических рекомендаций по учетной политике, утвержденных приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11 (далее – Приказ № 11, Методрекомендации № 11), в соответствии с которыми необходимо четко размежевать вопросы организации бухгалтерского учета и определения учетной политики в распорядительных документах учреждения.
В сегодняшнем выпуске «Школы бухгалтера» мы рассмотрим законодательные аргументы в пользу изложенного выше и практические советы по формированию распорядительных документов. Заметим, что в материалах выпуска будут применяться, кроме уже упомянутых, следующие сокращения названий основных нормативно-правовых актов:
Организация бухгалтерского учета – это управление учетным процессом, направленным на обеспечение контроля за имуществом учреждения, выполнение им обязательств, использование материальных, трудовых и других ресурсов в соответствии с законодательством.
Добавим, что данные бухгалтерского учета – это исходная информация для составления финансовой и бюджетной отчетности, и это также свидетельствует в пользу того, что вопросам организации бухгалтерского учета должно отводиться главное место в деятельности бюджетных учреждений.
Для лучшего понимания процесса организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях прежде всего необходимо определиться с терминологией, которая применяется в государственном секторе (см. табл. 1).
Таблица 1. Определение отдельных терминов согласно нормам законодательства
№ п/п |
Термин |
Определение |
Акт законодательства, которым определено значение термина |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Бюджетные учреждения |
«...Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, созданные ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответственно государственного бюджета или местного бюджета. Бюджетные учреждения являются неприбыльными» |
Ч. 1 ст. 2 БК |
2
|
Бухгалтерский учет |
«...Процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений» |
Ст. 1 Закона № 996 |
3
|
Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета |
«...Нормативно-правовой акт, утвержденный центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики, определяющей принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которые не противоречат международным стандартам» |
Ст. 1 Закона № 996 |
4
|
Учетная политика |
«...Совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для составления и представления отчетности финансовой» |
Ст. 1 Закона № 996 |
«...Совокупность принципов, методов и процедур, которые используются субъектом государственного сектора для составления и представления финансовой отчетности» |
П. 4 разд. І НП(С)БУГС 101 «Представление финансовой отчетности», утвержденного приказом Минфина от 28.12.09 г. № 1541 |
Термин «организация» имеет различные понятийные оттенки. В наиболее общем виде это упорядочение, настройка определенной системы. Организация предусматривает достижение и сохранение состояния определенной упорядоченности элементов.
В научной литературе «организация бухгалтерского учета» рассматривается как «...система упорядоченных действий по созданию системы бухгалтерского учета, которая включает составление учетных регистров и первичных носителей учетной информации, учетную политику предприятия, организацию учетного процесса», или «...система методов, способов, мероприятий, обеспечивающих его оптимальное функционирование и развитие в соответствии с целями и миссией» и т. п.
Так, исследуя вопросы понятийного аппарата, следует отметить, что значение термина «организация бухгалтерского учета» на законодательном уровне не определено. Однако вопросам организации бухгалтерского учета посвящен разд. ІІ Закона № 996 и другие нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы бухгалтерского учета в государственном секторе.
Рациональная организация бухучета основывается на применении, в первую очередь, общепринятых предпосылок, а именно:
Весь учетный процесс бюджетного учреждения с теоретической точки зрения состоит из трех этапов его осуществления, а именно: первичный учет, текущий учет и итоговый учет.
Первым в процессе бухгалтерского учета является этап первичного учета, который характеризуется следующей совокупностью операций:
Второй этап – текущий учет – состоит из следующих операций:
И, наконец, третий этап учетного процесса, который имеет название итогового, включает следующие операции:
То есть разделение учетного процесса на этапы отображает его последовательность как во времени, так и в пространстве. Эти этапы свойственны всем объектам учета. В практике хозяйственной деятельности бюджетных учреждений и организаций определены следующие общие объекты учета: необоротные активы; запасы; денежные средства; расчеты; обязательства по векселям и кредитам; доходы; расходы; собственный капитал.
Следует обратить внимание, что согласно нормам ч. 6 ст. 6 Закона № 996 регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета осуществляется централизованно Минфином, а отраслевые особенности применения НП(С)БУГС в форме методических рекомендаций по их применению могут устанавливаться министерствами, другими центральными органами исполнительной власти.
Однако вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии в соответствии со ст. 8 Закона № 996 относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами. То есть вопросы организации бухгалтерского учета бюджетных учреждений относятся к полномочиям их руководителя.
Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях должна осуществляться с момента их создания, поскольку она в дальнейшем непосредственно влияет на эффективность бухгалтерского учета. Рациональная организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, аналогично как и в учреждениях частного сектора экономики, предусматривает применение и соблюдение общепринятых принципов бухгалтерского учета. Практику применения бюджетными учреждениями принципов бухгалтерского учета рассмотрим далее.
Как предусмотрено ч. 2 ст. 56 БК, бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с НП(С)БУГС и другими нормативно-правовыми актами по ведению бухгалтерского учета в порядке, установленном Минфином.
Для обеспечения отражения в бухгалтерском учете операций и обобщения и накопления информации по хозяйственным операциям применяется План счетов.
Для обеспечения ведения бухгалтерского учета во исполнение ч. 4 ст. 8 Закона № 996 бюджетные учреждения избирают форму его организации, а именно:
То есть, выбирая ту или иную форму организации бухгалтерского учета, следует помнить о цели бухучета бюджетных учреждений – предоставлении достоверной, правдивой и объективной информации. Учитывая изложенное, бухгалтерский учет необходимо организовывать таким образом, чтобы его данные были своевременными, точными и достоверными, а показатели учета – едиными на всех уровнях управления. Подробнее относительно приказа об организации учета поговорим в следующих публикациях.
Распределение полномочий и ответственности между должностными лицами бюджетного учреждения по вопросам организации бухгалтерского учета осуществлено на законодательном уровне (см. табл. 2).
Таблица 2. Распределение обязанностей и ответственности по вопросам организации бухучета
Лицо |
Обязанности |
Ответственность |
Руководитель учреждения |
Обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неуклонное выполнение всеми подразделениями, службами и работниками, причастными к бухгалтерскому учету, правомерных требований бухгалтера по соблюдению порядка оформления и представления к учету первичных документов (ч. 6 ст. 8 Закона № 996) |
За организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет (ч. 3 ст. 8 Закона № 996) |
Утверждает перечень лиц, имеющих право давать разрешение (подписывать первичные документы) на осуществление хозяйственной операции, связанной с отпуском (расходованием) денежных средств и документов, товарно-материальных ценностей, нематериальных активов и прочего имущества (п. 2.13 Положения № 88) |
||
Устанавливает (приказом) график документооборота, в котором указывается дата создания или получения от других предприятий и учреждений документов, приема их к учету, передачи в обработку и в архив (п. 5.1 Положения № 88) |
||
Главный бухгалтер |
Обеспечивает соблюдение установленных единых методологических принципов бухгалтерского учета, составления и представления в установленные сроки финансовой отчетности. Организует контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций. Принимает участие в оформлении материалов, связанных с недостачей и возмещением потерь от недостачи, кражи и порчи активов предприятия. Обеспечивает проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях (ч. 7 ст. 8 Закона № 996) |
|
Осуществляет контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота на предприятии, в учреждении. Требование главного бухгалтера относительно порядка представления в бухгалтерию или на вычислительную установку необходимых документов и сведений является обязательным для всех подразделений и служб предприятия (п. 5.5 Положения № 88) |
|
|
Другие работники бухгалтерской службы учреждения |
Проверяют (в пределах компетенции) первичные документы по форме и содержанию. То есть проверяется наличие в документе обязательных реквизитов и соответствие хозяйственной операции действующему законодательству в сфере бухгалтерского учета, логическая увязка отдельных показателей (п. 2.15 Положения № 88) |
За несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отраженных в них данных ответственность несут лица, которые составили и подписали эти документы (ч. 8 ст. 9 Закона № 996, п. 2.14 и 3.4 Положения № 88) |
Другие работники учреждения, уполномоченные руководителем на осуществление хозяйственных операций |
Создают и подают первичные документы, относящиеся к сфере их деятельности, согласно графику документооборота (п. 5.4 Положения № 88) |
Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отраженных в них данных несут лица, которые составили и подписали эти документы (ч. 8 ст. 9 Закона № 996, п. 2.14 и 3.4 Положения № 88) |
В условиях значительного объема требований, изложенных в нормативно-правовых актах, возникает вопрос относительно обеспечения руководителем учреждения их выполнения.
Для уверенности в законности и правильности собственных управленческих действий руководителю необходимо иметь помощников – внутренних аудиторов, которые должны предоставить соответствующие квалифицированные рекомендации по усовершенствованию деятельности учреждения как в целом, так и конкретно относительно бухгалтерского учета и отчетности.
Конституция Украины содержит норму (ст. 19), в соответствии с которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основе, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.
В связи с этим для налаживания взаимодействия бухгалтерской службы и подразделения внутренних аудиторов приводим общие задачи и цели их деятельности согласно нормам законодательства.
Таблица 3. Задачи внутренних аудиторов и специалистов бухгалтерской службы
Внутренний аудитор |
Бухгалтерская служба бюджетного учреждения (главный бухгалтер) |
1 |
2 |
Согласно п. 4 Порядка создания структурных подразделений внутреннего аудита и проведения такого аудита в ЦОИВ, утвержденного постановлением КМУ от 28.09.11 г. № 1001 (далее – Порядок № 1001), основной задачей подразделения внутреннего аудита является предоставление руководителю ЦОИВ объективных и независимых выводов и рекомендаций по: |
Согласно п. 5 Типового положения № 59 основными задачами бухгалтерской службы являются: |
– функционированию системы внутреннего контроля и ее усовершенствованию |
– ведение бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и составление отчетности |
– усовершенствованию системы управления
|
– отражение в документах достоверной и в полном объеме информации о хозяйственных операциях и результатах деятельности, необходимой для оперативного управления бюджетными назначениями (ассигнованиями) и финансовыми и материальными (нематериальными) ресурсами |
– предотвращению фактов незаконного, неэффективного и нерезультативного использования бюджетных средств |
– предотвращение возникновения негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов
|
– предотвращению возникновения ошибок или других недостатков в деятельности ЦОИВ
|
– обеспечение соблюдения бюджетного законодательства при взятии бюджетных обязательств, своевременное представление на регистрацию таких обязательств, осуществление платежей в соответствии со взятыми бюджетными обязательствами, достоверное и в полном объеме отражение операций в бухгалтерском учете и отчетности |
– обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием финансовых и материальных (нематериальных) ресурсов в соответствии с утвержденными нормативами и сметами |
|
Согласно п. 5 Порядка № 1001 подразделение в соответствии с возложенными на него задачами: |
Согласно п. 7 Типового положения № 59 бухгалтерская служба в соответствии с возложенными на нее задачами: |
• проводит оценку: – эффективности функционирования системы внутреннего контроля |
– ведет бухгалтерский учет согласно НП(С)БУГС, а также другими нормативно-правовыми актами относительно ведения бухгалтерского учета, в т. ч. с использованием унифицированной автоматизированной системы бухгалтерского учета и отчетности; – составляет на основании данных бухгалтерского учета финансовую и бюджетную отчетность, а также государственную статистическую, сводную и другую отчетность (декларации) в порядке, установленном законодательством; – своевременно представляет отчетность; – своевременно и в полном объеме перечисляет налоги и сборы (обязательные платежи) в соответствующие бюджеты; – проводит анализ данных бухгалтерского учета и отчетности, в том числе сводной отчетности, относительно причин роста дебиторской и кредиторской задолженности, разрабатывает и осуществляет мероприятия по взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженности, организует и проводит работу по ее списанию в соответствии с законодательством |
– состояния сохранности активов и информации |
Обеспечивает соблюдение требований нормативно-правовых актов относительно: – использования финансовых, материальных (нематериальных) и информационных ресурсов во время приема и оформления документов относительно проведения хозяйственных операций; – инвентаризации необоротных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов, расчетов и других статей баланса |
– состояния управления государственным имуществом |
Обеспечивает: – соблюдение порядка проведения расчетов за товары, работы и услуги, которые закупаются за бюджетные средства; – пользователей в полном объеме правдивой и объективной информацией о финансовом состоянии бюджетного учреждения, результатах его деятельности и движении бюджетных средств; – соответствующие структурные подразделения бюджетного учреждения данными бухгалтерского учета и отчетности для принятия обоснованных управленческих решений, составления экономически обоснованных калькуляций себестоимости услуг, которые могут предоставляться за плату в соответствии с законодательством, определением возможных рисков ФХД. Принимает участие в работе по оформлению материалов относительно недостач, кражи денежных средств и имущества, порчи активов. Разрабатывает и обеспечивает осуществление мероприятий по соблюдению и повышению уровня финансово-бюджетной дисциплины его работников и работников бухгалтерских служб бюджетных учреждений, которые подчинены бюджетному учреждению |
– правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой и бюджетной отчетности
|
Осуществляет текущий контроль за:– соблюдением бюджетного законодательства при взятии бюджетных обязательств, их регистрации в органах Казначейства и осуществлении платежей в соответствии со взятыми бюджетными обязательствами; – правильностью зачисления и использования собственных поступлений бюджетного учреждения; – ведением бухгалтерского учета, составлением финансовой и бюджетной отчетности, соблюдением бюджетного законодательства и НП(С)БУГС, а также других нормативно-правовых актов относительно ведения бухгалтерского учета бухгалтерскими службами бюджетных учреждений, которые подчинены бюджетному учреждению |
– рисков, негативно влияющих на выполнение функций и задач ЦОИВ
|
Обеспечивает соответствующие структурные подразделения бюджетного учреждения данными бухгалтерского учета и отчетности для принятия обоснованных управленческих решений, составления экономически обоснованных калькуляций себестоимости услуг, которые могут предоставляться за плату в соответствии с законодательством, определения возможных рисков финансово-хозяйственной деятельности |
Проводит по поручению руководителя ЦОИВ анализ проектов приказов и других документов, связанных с использованием бюджетных средств, для обеспечения их целевого и эффективного использования |
Главный бухгалтер согласовывает проекты договоров (контрактов), в т. ч. о полной индивидуальной материальной ответственности, обеспечивая соблюдение требований законодательства относительно целевого использования бюджетных средств и сохранности имущества |
Осуществляет мероприятия по устранению выявленных Госфининспекцией нарушений и недостатков, установленных по результатам оценки качества внутреннего аудита |
Осуществляет мероприятия по устранению нарушений и недостатков, выявленных во время контрольных мероприятий, проведенных государственными органами и подразделениями бюджетного учреждения, которые уполномочены осуществлять контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства |
Согласно п. 5 Порядка № 1001 подразделение в соответствии с возложенными на него задачами: • проводит оценку: – степени выполнения и достижения целей, определенных в стратегических и годовых планах; – эффективности планирования и выполнения бюджетных программ и результатов их выполнения |
Согласно п. 5 ст. 22 БК главный распорядитель бюджетных средств: – разрабатывает планы деятельности на плановый и следующие за плановым два бюджетных периода (включая мероприятия по реализации инвестиционных программ (проектов)); – организует и обеспечивает на основании плана деятельности и индикативных прогнозных показателей бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода составление проекта сметы и бюджетного запроса; – утверждает сметы распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня (планы использования бюджетных средств получателей бюджетных средств), если иное не предусмотрено законодательством; – разрабатывает и утверждает паспорта бюджетных программ и составляет отчеты об их исполнении, осуществляет анализ показателей выполнения бюджетных программ (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе) |
И в завершение следует акцентировать, что роль бухгалтерского учета растет с каждым годом. Поэтому в организации и ведении бухгалтерского учета руководитель бюджетного учреждения и главный бухгалтер должны действовать как единомышленники.