Реформа в публичных закупках лекарственных средств и медизделий
Недавно в целях обеспечения экономии бюджетных средств, усиления подотчетности и ответственности заказчиков и поставщиков, а также интеграции функции закупок в целостную систему управления госфинансами распоряжением КМУ от 23.08.17 г. № 582-р одобрена Концепция реформирования механизмов публичных закупок лекарственных средств и медицинских изделий (далее – Концепция). На что именно направлена Концепция и что предусмотрено в рамках ее реализации, рассмотрим в данной публикации.
Как отмечено в самой Концепции, публичные закупки лекарственных средств и медицинских изделий в Украине осуществляются через централизованную и децентрализованную системы. Децентрализованная система позволяет учитывать потребности территориальных громад конечных пользователей закупаемых товаров и услуг.
Однако эта система не очень эффективна, поскольку ограничивает возможности для получения таких преимуществ, как экономия за счет сочетания объемов закупок, в то же время в закупках наблюдаются достаточно большие временные расходы. Кроме того, децентрализованная система неэффективна ввиду того, что привлекается значительное количество низкооплачиваемых работников, для которых проведение процедуры закупок – это дополнительная нагрузка и не является их основной профессиональной обязанностью. Такая ситуация приводит к возникновению рисков создания основания для коррупции.
Кроме того, видим многочисленные решения Антимонопольного комитета по рассмотрению жалоб на процедуры публичных закупок лекарственных средств и медицинских изделий в сфере здравоохранения. В этих решениях констатируется наличие дискриминационных условий в тендерных документациях заказчиков, что свидетельствует о потенциальной заангажированности заказчиков из-за низкой мотивации и/или недостаточного уровня квалификации специалистов, которые формируют технические задачи и проводят процедуры закупок.
Следует отметить, что в целом проблема системы публичных закупок в сфере здравоохранения многогранна. В частности, проблемы публичных закупок возникают на следующих этапах:
- формирование перечня лекарственных средств и медицинских изделий, подлежащих закупке;
- формирование информации о предмете закупки и тендерной документации, которая может содержать дискриминационные условия, а это фактически может свидетельствовать о том, что такую документацию заказчик готовит под конкретного «своего» участника.
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь на онлайн сервисы для бухгалтеров и кадровиков Uteka. Получите полный доступ библиотеки безопасных решений, которые делают вашу работу более эффективной.
Что входит в подписку?
и примеры
доступа
вопрос эксперту
обновления
материалам
материалов с 2015 года