Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Коррупцию в закупках можно преодолеть, если каждый будет честным с самим собой

20.02.2019 993 0 1


Закупка товаров, работ и услуг за государственные средства является достаточно сложным и длительным процессом, который требует соответствующих знаний, в частности норм законодательства. Однако, как и в любом другом процессе, во время проведения публичных торгов возникают нюансы, которые должны быть разъяснены специалистами высшего уровня. Поскольку первый выпуск «Школы бухгалтера – распорядителя бюджетных средств» в этом году посвящен именно процедуре публичных закупок, мы пригласили к разговору эксперта по вопросам публичных закупок Ярославу ДУБРОВУ.


– Госпожа Ярослава, что это за профессия – специалист по публичным закупкам? Какой должна быть его компетентность?

– В настоящее время закупки осуществляют или тендерные комитеты (далее – ТК), или уполномоченное лицо (лица) (далее – УЛ). При этом как члены ТК, так и УЛ могут совмещать работу по основной должности и участие в закупочном процессе. В то же время заказчик может иметь отдел закупок или специалиста по публичным закупкам. То есть подготовка и проведение закупок – это уже прямые обязанности этих работников.

И хотя в настоящий момент требований к «закупочному» опыту членов ТК нет, а есть лишь относительно УЛ (не менее двух лет опыта работы в сфере закупок, да и то – это рекомендации), убеждена, что, по крайней мере, такие лица перед проведением закупок должны пройти обучение. Ведь законодательством предусмотрены достаточно большие штрафы за нарушения в сфере закупок, наименьший из которых – 11 900 грн.

Следует обратить внимание, что на сегодня Министерством экономического развития и торговли Украины (далее – МЭРТУ) разработан проект закона, который предусматривает замену ТК на УЛ. Таким образом планируется гармонизировать наше закупочное законодательство с европейским. К УЛ предлагается установить соответствующие квалификационные требования, которые будут зависеть от функций специалиста на разных этапах закупки (финансового планирования, подготовки спецификаций, маркетинга, организации закупки, правового обеспечения и управления контрактами). Теперь на сайте МЭРТУ размещен для обсуждения проект Профессионального стандарта «Специалист по публичным закупкам».

– Редакция журнала «БАЛАНС-БЮДЖЕТ» следит за Вашими постами на ФБ и семинарами, которые выделяют анализ судебной практики и конкретные советы по вопросам избежания нарушений во время проведения публичных закупок. Скажите, пожалуйста, по каким именно вопросам чаще всего обращаются в суд участники торгов? И кто чаще обращается – заказчики или поставщики?

– Чаще в суд обращаются участники, которые не согласны с отклонением их предложения, с избранием победителя и т. п. Также много судебных дел открываются по искам прокуратуры. Правоохранители также обращают внимание на неправомерный выбор заказчиком победителя. Есть ряд судебных дел, открытых по искам НАБУ в рамках расследованного уголовного дела, в частности относительно незаконного повышения цены на товар.

Как вы считаете, какое место занимает в нашей стране вопрос разоблачения и предотвращения коррупции во время проведения публичных закупок?

– К сожалению, действительно, коррупционные риски существуют в сфере публичных закупок. Без сомнения, осуществление закупок через ProZorro увеличило открытость в этой сфере, конкуренцию. Однако стоит понимать, что недобросовестные заказчики и участники могут сговориться и за пределами этой системы, как до самой процедуры закупки, так и до заключения договора. Правоохранители реагируют на эти факты, возбуждая уголовные дела. Вот несколько примеров.

Коммерческий директор ООО и председатель ТК Департамента здравоохранения договорились между собой, что во время закупки рентгеноаппарата участник найдет себе «пару», чтобы торги состоялись, при этом завысит стоимость аппарата по сравнению со среднерыночной, а маржу они разделят между собой. И вот в ноябре прошлого года Орджоникидзевский районный суд г. Запорожья вынес обвинительный приговор по этому делу № 335/12606/18.

Лицо признано виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 3641 Уголовного кодекса (далее – УК). Санкция этой статьи устанавливает наказание в виде штрафа в размере от 150 до 400 НМДГ, или арест сроком до 3 месяцев, или ограничение свободы сроком до 2 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до 2 лет. В то же время ввиду того, что лицо заключило с прокурором соглашение о признании виновности, которое утвердил суд, обвиняемому был назначен штраф в размере 400 НМДГ (6 800 грн.), без назначения дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В другом деле руководитель службы закупок и начальник отдела материально-технического обеспечения договаривались с контрагентами по закупочным договорам, которые смогут пролоббировать перед директором заказчика более быструю оплату по договорам, если контрагент предоставит им 10–15 % от суммы фактической проплаты. Правоохранители установили, что эти лица таким образом собрали четверть миллиона гривен. Как следствие, в уголовном производстве Бориспольский горрайонный суд Киевской области вынес обвинительный приговор (дело № 359/8823/18).

Лица признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 3692 УК. Такое преступление карается штрафом в размере от 750 до 1 500 НМДГ или лишением свободы на срок от 2 до 5 лет. Эти лица тоже заключили с прокурором соглашения о признании виновности, которые утвердил суд. Как следствие, каждому из обвиняемых назначен штраф в размере 1 500 НМДГ (25 500 грн.).

Поэтому убеждена, что коррупцию в закупках можно побороть, только когда каждый, кто занимается закупками, будет честным в первую очередь с самим собой.

А относительно избежания нарушений совет один, но универсальный – не нарушать закон! А для этого закупщикам стоит в совершенстве знать не только законодательство, но и практику обжалования в АМК,

практику Госаудитслужбы и, конечно, судебную практику, ведь суд ставит последнюю точку в том или ином деле.

– Что делать и кому сообщать, если выявлено нарушение процедуры закупки уже после ее завершения? А главное – как исправить?

– В таком случае можно обратиться в Госаудитслужбу, которая на сегодня имеет наибольший спектр полномочий госфинконтроля закупок. Аудиторы могут проверить такую закупку или путем назначения проверки, или, если заказчик включен в план контрольно-ревизионной работы, во время плановой ревизии.

Если же нарушение выявил сам заказчик, то он может отменить закупку в связи с невозможностью устранения нарушений. Такое основание предусмотрено Законом от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках».

– Какие нерешенные вопросы, с Вашей точки зрения, существуют в настоящий момент в организации и осуществлении публичных закупок?

– Вопросы, которые четко не урегулированы законодательством, всегда порождают разную трактовку контролирующими, судебными органами.

Много важных вопросов будут решены с принятием изменений относительно гармонизации с европейским законодательством, которые в настоящее время подготовило МЭРТУ. Это и возможность участников исправить в течение 24 часов несущественные ошибки в предложении, и право заказчиков закупать по каталогам; применять такой правовой институт, как совокупная стоимость владения (Total Cost of Ownership), когда можно определить предмет закупки с учетом сопутствующих услуг по его эксплуатации на несколько лет.

В то же время актуальной является регламентация определения ожидаемой стоимости предмета закупки, применения неценовых критериев в закупке.

– И в заключение Ваши советы закупщикам. Что и как они должны делать, чтобы обеспечить бесперебойную работу учреждения?

– К закупке стоит подходить как к процессу, который должен быть, прежде всего, правильно спланирован и организован. И, без сомнения, одним из важных вопросов в этой сфере является профессионализм тех, кто проводит закупки.

Хочу пожелать всем удачных и законных закупок!

Комментарии к материалу