Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

У работника COVID-19: действия работодателя

Карантин

20.10.2020 2466 0 6


У работодателей в период действия карантина возникает ряд вопросов кадрового характера, в том числе как действовать, если у одного или нескольких работников выявлен COVID-19. В консультации мы расскажем, как оформить отношения с работниками, находящимися на самоизоляции, обязательно ли проводить тестирование сотрудников в случае их контактирования с заболевшим, и ответим на другие вопросы.


Что предписано законодательством

Сразу скажем, что на сегодня нет единого нормативного документа, который бы четко прописывал алгоритм действий работодателя в данном случае. Но есть ряд различных документов, разъяснений и рекомендаций, на которые следует опираться работодателю в подобных ситуациях. Рассмотрим их.

Напомним, в целях противодействия распространению COVID-19 на территории Украины был введен карантин, который в настоящее время действует на основании постановления КМУ от 22.07.20 г. № 641 (далее - Постановление № 641) (с учетом изменений, внесенных в него соответствующими постановлениями КМУ). Именно в этом документе изложены основные правила и ограничения, которые следует выполнять в период карантина, в частности в отношении самоизоляции.

Но информации о том, что делать работодателю, у которого заболел сотрудник, в данном документе не так уж много. Во всяком случае, об обязанностях работодателя выполнить то или иное действие в такой ситуации, здесь ничего не сказано. Но определенные рекомендации для предприятий в постановлении № 641 все же есть, и касаются они, в том числе, мер противоэпидемиологического характера для сотрудников предприятия.

Так, п. 39 Постановления № 641 предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от формы собственности, рекомендовано обеспечить:

  • на период действия карантина с целью ограничения скопления лиц в транспорте и на путях следования на работу/с работы применение по возможности гибкого режима рабочего времени, который, в частности, предусматривает разное время начала и окончания работы для разных категорий работников, дистанционную (надомную) работу;
  • установление расстояния в прикассовой и кассовой зонах заведения торговли между лицами (за исключением покупателя и продавца) не менее чем 1,5 м и/или наличие между ними соответствующих защитных экранов;
  • соблюдение расстояния не менее чем 1,5 м между посетителями, которые ожидают разрешения на вход в помещения.

Также рекомендуем субъектам хозяйствования обратить внимание на Временные рекомендации по организации противоэпидемиологических мероприятий на период карантина (разрабатываются по отраслевому принципу). Такие рекомендации утверждаются постановлениями Главного государственного санитарного врача Украины, а найти их тексты можно на официальном сайте Минздрава, в разделе «Документы»/подраздел «Главный государственный санитарный врач Украины». Например, для организации работы в офисных помещениях при приеме посетителей вам помогут Временные рекомендации, утвержденные постановлением Госглавсанврача от 09.05.20 г. № 16.

Что касается рассматриваемой нами ситуации, то в соответствии с действующим законодательством сотруднику, у которого лабораторно подтвержден случай заболевания COVID-19, будет выдан листок нетрудоспособности.

Законодательством не предусмотрена обязанность работодателя уведомлять кого-либо об этом. Но в одном из интервью главный санитарный врач Украины В. Ляшко рекомендовал работодателям в этом случае обращаться в территориальный лабораторный центр Минздрава (далее – ТЛЦ). Эпидемиолог этого ТЛЦ, закрепленный за территорией, на которой находится ваше предприятие, проведет эпидемиологическое расследование и выдаст необходимые рекомендации, в том числе по самоизоляции лиц, контактировавших с заболевшим.

Также В. Ляшко советует в случае, если вы обратились в ТЛЦ, а никакой реакции не последовало, позвонить на горячую линию Минздрава. Телефоны горячей линии вы найдете на официальном сайте министерства.

Обязанности работодателя

Как видим, официально утвержденных нормативных актов, которые бы регламентировали обязанности работодателя в случае болезни его работника COVID-19, не так уж и много. Но есть прямо предусмотренная обязанность – оплата работнику времени нетрудоспособности по правилам, установленным Законом от 23.09.99 г. № 1105-XIV и Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 26.06.15 г. № 440 (далее - Закон № 1105 и Порядок № 440).

Оплачивая больничный работнику, обращайте внимание на графу «Причина нетрудоспособности». От того, что там указано, будет зависеть размер оплаты. Поясним подробнее.

Общее правило – работникам, заболевшим COVID-19, больничный оплачивается в зависимости от их страхового стажа. Однако в связи с введенным карантином были внесены изменения и в Закон № 1105. В настоящее время оплату времени нетрудоспособности производят не только заболевшим, но и лицам, находящимся на самоизоляции под медицинским контролем.

Так, п. 51 ч. 1 ст. 22 Закона № 1105 предусматривает, что пособие по временной нетрудоспособности предоставляется застрахованному лицу в форме материального обеспечения, которое полностью или частично компенсирует потерю зарплаты на период пребывания в медучреждениях, а также на период самоизоляции под медицинским контролем в связи с проведением мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни COVID-19, а также локализацию и ликвидацию ее вспышек и эпидемий. Причем такое пособие не зависит от страхового стажа, а выплачивается в размере 50 % средней зарплаты (дохода) (ч. 2 ст. 24 Закона № 1105).

Но у этого правила есть исключение: для медработников компенсация утраченного заработка за время изоляции от COVID-19 осуществляется Фондом социального страхования (далее – Фонд) в размере 100 % среднего дохода и также не зависит от продолжительности страхового стажа.

Как и в случаях с другими больничными, Фонд осуществляет финансирование таких больничных начиная с 6-го дня, а за первые 5 дней пособие выплачивает работодатель.

Важный нюанс: в Закон № 1105 были внесены изменения, связанные с оплатой больничных, выданных в случае самоизоляции работника, однако Порядок № 440 не был приведен в соответствие с Законом № 1105. Поэтому у работодателей возникает вопрос, как в этом случае оплачивать первые 5 дней болезни: исходя из страхового стажа работника или в размере 50 %, как установлено ч. 2 ст. 24 Закона № 1105. Здесь следует руководствоваться разъяснением Минсоцполитики (письмо от 15.05.20 г. № 5183/0/290-20), в соответствии с которым выплачивать пособие за первые 5 дней нужно в размере, установленном ч. 2 ст. 24 Закона № 1105 (т. е. 50 %).

Лицам, находящимся на самоизоляции под медицинским контролем, выдаются листки нетрудоспособности на основании п. 5.2 Инструкции, утвержденной приказом Минздрава от 13.11.01 г. № 455, лечащим врачом на период, определенный законодательством и отраслевыми стандартами в сфере здравоохранения.

Больничный листок заполняется в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минздрава, Минтруда и соцполитики, ФСС по ВПТ, ФСС от НСП от 03.11.04 г. № 532/274/136-ос/1406. Но в эту инструкцию тоже не внесли изменения, поэтому в ней не прописано, как заполнить листки нетрудоспособности в случае выдачи их в связи с самоизоляцией под медицинским контролем. Здесь нужно руководствоваться разъяснением Минздрава (письмо от 13.05.20 г. № 03.4-26/13138/2-20). В графе «Причина нетрудоспособности» больничного листка в этом случае лечащие врачи указывают «изоляция от COVID-19 – 11» (хотя в самом бланке такого кода нет). Поэтому при оплате больничных обращайте внимание на эту графу.

Далее рассмотрим вопросы, которые чаще всего возникают у работодателей в связи с наличием у них заболевших COVID-19, а также лиц, находящихся на самоизоляции.

Актуальные вопросы

Нужно ли уходить на самоизоляцию лицам, которые контактировали с работником, заболевшим COVID-19? Может ли работодатель не допустить таких лиц к работе?

Здесь все зависит от конкретной ситуации. Перечень случаев, когда лица подлежат самоизоляции, приведен в п. 20 Постановления № 641. В частности, подлежат самоизоляции лица, которые имели контакт с пациентом с подтвержденным случаем COVID-19, кроме лиц, которые во время исполнения служебных обязанностей использовали средства индивидуальной защиты в соответствии с рекомендациями по их применению. Поэтому, если все меры предосторожности соблюдались, то необходимости в самоизоляции нет.

Однако сам работодатель не уполномочен определять, кто подлежит самоизоляции и, соответственно, не имеет права не допускать работников к работе. Этим занимаются эпидемиологи, и, если есть необходимость в самоизоляции, лицам, имевшим контакт с заболевшим, выдадут листки нетрудоспособности. И тогда уже работодатель обязан будет оплатить им больничный в размере 50 % средней зарплаты работника (см. выше).

Однако в данной ситуации работодатель может самостоятельно принять меры безопасности и, если есть возможность, временно перевести работников, которые имели контакт с заболевшим, на дистанционную работу (подробнее об организации такой работы см. в материале «Как организовать дистанционною работу сотрудников офиса»). Также, при желании и возможности, работники, контактировавшие с заболевшим, могут взять ежегодный отпуск или отпуск без сохранения зарплаты на основании ст. 26 Закона от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Важно помнить, что насильно отправлять в отпуск работника в данной ситуации работодатель не вправе: все только по обоюдному согласию.

Работник, который болел COVID-19, уже выздоровел и собирается выйти на работу. Обязан ли он в этом случае предоставить работодателю результаты теста на COVID-19 с отрицательным результатом? Каковы правила допуска к работе таких сотрудников?

Нет, не обязан. В данном случае основанием для допуска к работе сотрудника является предоставление им закрытого листка нетрудоспособности. Отметим, что лечащий врач закрывает больничный при наличии у заболевшего отрицательного теста.

Обязан ли работодатель при наличии подтвержденных случаев заболевания работников COVID-19 отправить весь персонал на тестирование?

Нет, не обязан. В данном случае необходимость пройти такое тестирование определяет учреждение здравоохранения (эпидемиологи).

Отметим, что случаи, когда тестирование на COVID-19 проводится в обязательном порядке, перечислены в ст. 351 Закона от 06.04.2000 г. № 1645-III. Так, тестирование является обязательным для лиц, которые:

  • обращаются за медпомощью с признаками COVІD-19;
  • имели установленный контакт с лицом, больным COVІD-19.

Опять-таки, работодатель не должен устанавливать, был ли у работника контакт с заболевшим – это прерогатива эпидемиологов. Но по собственной инициативе и за свой счет работодатель вправе это сделать.

Выводы

  1. Алгоритм действий работодателя для рассматриваемой в консультации ситуации законодательством четко не прописан.
  2. Основная обязанность работодателя при наличии работников, заболевших COVІD-19, – оплатить оформленный листок нетрудоспособности заболевшим, а также тем, кто находится на самоизоляции под медицинским контролем (в т. ч. за счет средств Фонда).
  3. Все остальные меры безопасности работодатель предпринимает в добровольном порядке.

Комментарии к материалу