Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Оплата труда лиц, оказывающих помощь инфекционным больным

27.04.2020 2515 0 1


В сегодняшних санитарно-эпидемических условиях основное бремя борьбы с новым вирусным заболеванием несут медицинские работники, которые оказывают населению помощь и спасают людям жизнь. Рассмотрим, что ныне предусмотрено для стимулирования такого особого труда.


Нормативно-правовая основа

Установление особых условий и размеров оплаты труда для медицинских и других работников, оказывающих медицинскую помощь больным инфекционными болезнями, работающих с живыми возбудителями инфекционных заболеваний и в очагах инфекционных болезней, выполняющих другие работы, связанные с высоким риском заражения возбудителями инфекционных болезней, предусмотрено ст. 40 Закона от 06.04.2000 г. № 1645-ІІІ «О защите населения от инфекционных заболеваний» (далее – Закон № 1645).

Исходя из требований ст. 40 Закона № 1645, должностные оклады этих лиц нужно определять согласно приказу Минтруда и соцполитики от 02.06.03 г. № 145 «Об условиях оплаты труда медицинских и других работников за период работы по ликвидации эпидемий и вспышек инфекционных заболеваний, а также в очагах особо опасных и опасных инфекционных болезней» (далее – Приказ № 145).

Оплачивать работу таких работников согласно Приказу № 145 могут только на период осуществления работ по ликвидации эпидемий и вспышек таких болезней, или если они работают в очагах особо опасных и опасных инфекционных заболеваний.

По определению ст. 1 Закона № 1645, очагом инфекционной болезни является место (объект, территория), где выявлены источник инфекции и соответствующие факторы передачи инфекции.

Обращаем внимание: применять порядок оплаты труда, установленный Приказом № 145, можно только в условиях установления Кабмином в очагах и на соответствующих территориях карантина согласно порядку, определенному ст. 29 Закона № 1645.

Напомним: в государстве действует режим карантина, введенный постановлением КМУ от 11.03.20 г. № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» (далее – Постановление № 211).

Еще добавим: на самом деле говорить об очагах инфекционной болезни сейчас не совсем корректно. Ведь особенностью коронавируса является его непредсказуемость, то есть он может быть живучим на любых предметах и поверхностях, а выявить и обезвредить его пока довольно трудно.

Особые нормы по оплате труда, действующие сейчас

Итак, согласно Приказу № 145 к медработникам и другим работникам заведений (отделений) здравоохранения применяются следующие условия оплаты труда:

  • непосредственно занятым ликвидацией эпидемий и лечением заболеваний людей осуществляются доплаты к зарплате в размере трех схемных должностных окладов (тарифных ставок) пропорционально отработанному времени;
  • занятым на других работах по ликвидации эпидемий и вспышек болезни – доплаты к зарплате в размере двух схемных должностных окладов (тарифных ставок) пропорционально отработанному времени.

Конкретные перечни должностей работников и размеров доплат должны быть составлены и утверждены каждым медзаведением (независимо от того, из государственного или местного бюджета идет финансирование).

Кроме того, если к непосредственной работе в эпидемическом очаге по ликвидации заболеваний среди людей особо опасными и опасными инфекционными болезнями привлечены работники научно-исследовательских институтов и учебных заведений, которые имеют ученую степень, им также предусмотрены доплаты к зарплате в размере трех должностных окладов пропорционально отработанному времени. Однако в расчет этой доплаты не следует включать установленные им как научным работникам доплаты и надбавки (т. е. за степени и звания).

Если есть потребность в привлечении работников для проведения консультаций в медзаведениях больным особо опасными и опасными инфекционными болезнями (в нынешней ситуации – больным коронавирусом), оплата их труда должна осуществляться по ставкам почасовой оплаты труда, увеличенным втрое.

Обращаем внимание: источником для упомянутой выше повышенной оплаты труда соответствующих категорий работников являются ассигнования на здравоохранение, а также дополнительные ассигнования на проведение противоэпидемических мероприятий из государственного и местных бюджетов (п. 2 Приказа № 145).

Если работники (включая персонал инфекционных больниц, отделений, палат, кабинетов) не привлечены к работам, о которых речь шла выше, оплата их труда может осуществляться в обычном порядке, то есть согласно условиям, определенным по их должностям еще до установления карантинного периода. По крайней мере, это будет соответствовать нормам п. 1.2 Приказа № 145.

Примеры расчета доплат

На сегодня размеры заработка работников медицинской отрасли устанавливаются на основании совместного приказа Минздрава и Минтруда от 05.10.05 г. № 308/519 «Об упорядочении условий оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения» (далее – Условия № 308/519).

Руководствуясь Условиями № 308/519, приведем некоторые варианты расчетов доплат, предусмотренных Приказом № 145.

Пример 1

Главной медицинской сестре должностной оклад установлен по 14-му тарифному разряду, на сегодня это 5 087 грн (2,42 х 2 102 грн, где 2,42 – тарифный коэффициент, а 2 102 грн – прожиточный минимум для трудоспособных лиц по состоянию на 01.01.20 г., далее – ПМ).

Поскольку она привлечена к непосредственной работе по ликвидации коронавирусной инфекции и лечению больных с этой инфекцией, размер доплаты к ее заработку составит 15 261 грн (5 087 грн х 3).

Пример 2

Рабочему с высокой квалификацией (8-й тарифный разряд, далее – т. р.), привлеченному к другим работам по ликвидации эпидемии коронавируса, положена доплата к определенной ему зарплате в размере двух должностных окладов.

3 447 грн х 2 = 6 894 грн.

Пример 3

Для консультирования больных с подозрением на заражение коронавирусной инфекцией приглашен врач-консультант из другого медзаведения, значит, почасовая оплата рассчитывается исходя из ставки, установленной для профессора, доктора наук в размере 22,93 грн (10,91 % от оклада (ставки) работника 1-го т. р.).

Поскольку такое консультирование предусматривает непосредственное общение с больными, за каждый час консультации ему нужно доплатить 68,79 грн (22,93 грн х 3) к его заработку.

Новации, которые вводятся

Не забываем еще об одном важном документе, а именно Законе от 17.03.20 г. № 530-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (СOVID-19)» (далее – Закон № 530). Этим Законом временно введен комплекс правовых норм, направленных на защиту во время карантина физических и юридических лиц, а также определены ограничительные меры по распространению этой болезни.

Во исполнение п. 5 Заключительных положений Закона № 530 принято постановление КМУ от 23.03.20 г. № 246 «Некоторые вопросы оплаты труда медицинских и других работников, которые непосредственно заняты на работах по ликвидации острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» (далее – Постановление № 246).

Согласно Закону № 530 временно, до завершения карантинных мероприятий, предусмотрено установление дополнительных доплат к заработку некоторых работников.

Итак, согласно Постановлению № 246 устанавливаются дополнительные доплаты в размере до 200 % должностного оклада (с повышениями) с учетом обязательных доплат, надбавок пропорционально отработанному времени некоторым лицам, в частности:

  • в заведениях здравоохранения (далее – ЗЗО), которые оказывают медицинскую помощь больным коронавирусной болезнью и заключили договор о медобслуживании населения по программе государственных гарантий медобслуживания населения по соответствующему перечню и объему медуслуг с Нацслужбой здоровья, – медицинским и другим работникам, которые непосредственно заняты на работах по предоставлению медуслуг больным коронавирусной болезнью;
  • медицинским и другим работникам специализированных бригад для реагирования на случаи коронавирусной болезни центров экстренной медпомощи, которые также заключили упомянутые выше договоры;
  • в государственных ЗЗО, которые определены в решениях соответствующих центральных органов исполнительной власти для оказания стационарной медпомощи больным коронавирусной болезнью, – медицинским и другим работникам, которые непосредственно заняты на работах по оказанию медицинской помощи больным коронавирусной болезнью.

Согласно п. 1 Постановления № 246 перечень работников, которым будет осуществляться доплата, должен утвердить руководитель соответствующего медзаведения. Обращаем внимание на разграничение источников таких доплат. Они будут осуществляться за средства, полученные ЗЗО согласно договорам о медобслуживании по соответствующему перечню и объему медуслуг, заключенным с Нацслужбой здоровья, и из местных бюджетов.

Если стационарное государственное ЗЗО находится в ведении министерства, ведомства, то финансировать эти доплаты должен главный распорядитель средств согласно соответствующей бюджетной программе.

Не обошлось без особенностей и на этот раз. Итак, Минздрав и Нацслужба здоровья должны, в частности, обеспечить подготовку изменений в Порядок реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения в 2020 году, утвержденный постановлением КМУ от 05.02.20 г. № 65, которым определены особенности реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения в этом году.

Напомним: применять этот документ могут все ЗЗО независимо от формы собственности, которые получили лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике и заключили договор о медобслуживании по программе медицинских гарантий с Нацслужбой здоровья, а также субъекты хозяйствования, осуществляющие свою деятельность на основании лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по розничной торговле лекарственными средствами и заключившие договор о реимбурсации с этой Службой.

И самое важное: будет действовать Постановление № 246 только одновременно с законодательным актом, которым будут внесены изменения в Закон от 14.11.19 г. № 294-ІХ «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» (далее – Закон № 294).

Это означает, что работникам будут устанавливаться определенные Постановлением № 246 доплаты только после принятия объемов расходов в обновленном Законе № 294.

Алгоритм расчета доплат

В Постановлении № 246 не конкретизирован механизм осуществления расчета работникам доплат, поэтому, по нашему мнению, он может быть следующим.

Поскольку размер дополнительных доплат будет составлять до 200 % должностного оклада (с повышениями) с учетом обязательных доплат, надбавок пропорционально отработанному времени, то в него могут включаться соответствующие составляющие заработка, кроме премий и материальной помощи.

Заметим: на сегодняшний день законодательством, да и отраслевыми нормативно-правовыми актами, не установлено, что именно относится к обязательным доплатам и надбавкам.

Вероятно, дополнительная доплата будет включать:

  • должностной оклад с учетом определенных условиями оплаты труда повышений согласно Условиям № 308/519 (например, за оперативное вмешательство, за диплом с отличием, за управление санитарным транспортом, а также повышение в связи с вредными и тяжелыми условиями труда);
  • доплаты, среди которых: за работу в ночное время, за ученую степень доктора наук, кандидата наук;
  • надбавки за продолжительность непрерывной работы, за почетные звания «заслуженный», «народный», за знание и использование в работе иностранного языка.

Что касается таких надбавок, как за высокие достижения в труде, за выполнение особо важной работы, за сложность, напряженность в работе, то их нельзя квалифицировать как обязательные.

Особенности применения перечня должностей

Приказом Минздрава от 02.04.20 г. № 768 (далее – Приказ № 768) утвержден Перечень должностей медицинских и других работников, которые непосредственно заняты в ликвидации эпидемии и осуществлении мероприятий по предотвращению распространения острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2 и лечением пациентов со случаями острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, которым осуществляется доплата в размере трех окладов (тарифных ставок) за март 2020 года.

Конечно, в этом документе сказано о временности таких доплат, то есть на период осуществления карантинных мер, введенных правительственным решением.

Также важно, что в Приказе № 768 речь идет о доплатах в течение марта текущего года.

Обращаем внимание: Приказ № 768 ныне предусматривает осуществление доплат работникам согласно Приказу № 145, а не Постановлению № 246. То есть доплата может осуществляться исходя именно из трех окладов (тарифных ставок), а не путем установления дополнительных доплат в размере до 200 % должностного оклада (с повышениями) с учетом обязательных доплат, надбавок пропорционально отработанному времени.

Что касается перечня, то вышеупомянутый Приказ содержит несколько категорий работников, которым будут устанавливаться доплаты. Это, в частности, должности руководителей заведений и их заместителей, руководителей структурных подразделений, врачей-специалистов (среди которых: врач-инфекционист, врач-пульмонолог, врач-патологоанатом, врач-эпидемиолог, врач-лаборант, врач-анестезиолог, врач-радиолог, врач-бактериолог, врач-рентгенолог), профессионалов (например, эксперт, биолог, вирусолог), специалистов (акушерка, лаборант, сестры медицинские разных специальностей), технические служащие (регистратор медицинский, сестра), а также рабочих (в частности, младшая медицинская сестра, водитель, дезинфектор).

Внимание! Согласно п. 2 Приказа № 768 персональный перечень должностей, по которым будут осуществляться доплаты, должен утвердить руководитель соответствующего заведения.

Выводы

  1. На сегодня при наличии средств заведения и другие структуры, которые оказывают медицинскую помощь больным коронавирусом, могут осуществлять доплаты, предусмотренные Приказом № 145.
  2. В дальнейшем, после вступления в силу Постановления № 246 и определения объема средств на оплату труда в каждом заведении, будут осуществляться дополнительные доплаты согласно Постановлению № 246 и нормативно-правовым актам Минздрава, разработанным в его исполнение.

Комментарии к материалу