Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Проверки и штрафы в период карантина: памятка субъектам хозяйствования

Карантин

04.11.2020 3018 0 3


Мораторий на проведение проверок был введен еще в марте 2020 года. Но, к сожалению, карантин не стал поводом для освобождения субъектов хозяйствования (далее – СХ) от всех видов проверок. В «карантинном» законодательстве есть множество неоднозначных моментов и пробелов, из-за которых возникают спорные ситуации с контролирующими органами. В статье мы расскажем, какие органы могут прийти с проверкой к СХ в период карантина и за какие нарушения применяются штрафные санкции, а за какие – нет.


Согласно постановлению КМУ от 13.10.20 г. № 956 действие карантина продлено до 31.12.20 г. Такое решение было вполне ожидаемо, да и бизнес в течение более чем полугода уже привык выживать в условиях карантина.

Налоговые проверки

Напомним, Законом от 13.05.20 г. № 591-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно дополнительной поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» (далее – Закон № 591) установлен мораторий на проверки органами ГНС. Он действует с 18.03.20 г. до окончания месяца, в котором завершается карантин, введенный Кабмином (т. е. до 31.12.20 г.). Однако мораторий распространяется не на все налоговые проверки (п. 522 подразд. 10 разд. XX Налогового кодекса, далее – НК). В частности, органы ГНС даже в период карантина могут осуществлять:

1) документальные внеплановые проверки:

  • которые проводятся по обращению плательщика (п. 78.2 НК). Форма и порядок подачи налогоплательщиком заявления о проведении документальной внеплановой проверки НК не установлены. Поэтому оно может быть составлено в произвольной форме и подано в контролирующий орган по месту учета плательщика. Следовательно, при поступлении заявления руководитель (его заместитель или уполномоченное лицо) контролирующего органа может принять решение о проведении проверки такого налогоплательщика, оформив его приказом (абзац первый п. 78.4 НК);
  • которые связаны с реорганизацией, прекращением налогоплательщика или его подразделения;
  • относительно законности возмещения из бюджета НДС и/или при наличии заявленного отрицательного значения НДС, превышающего 100 тыс. грн (пп. 78.1.8 НК);

2) фактические проверки на предмет соблюдения требований законодательства по вопросам:

  • учета, лицензирования, производства, хранения и транспортировки горючего, спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий;
  • целевого использования горючего и спирта этилового налогоплательщиками;
  • оборудования акцизных складов расходоме­рами-счетчиками и/или уровнемерами-счетчи­ками;
  • осуществления функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий, горючего, на основаниях, установленных пп. 80.2.2, 80.2.3 и 80.2.5 НК.

Правила проведения документальных внеплановых проверок определены ст. 78 НК, а особенности проведения внеплановых невыездных проверок – ст. 79 НК. О проведении этой проверки налогоплательщика заранее не предупреждают, но перед ее началом, как и в случае проведения других видов проверок, плательщику должны предъявить документы, предусмотренные ст. 81 НК.

Фактической считается проверка, которая проводится по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика (пп. 75.1.3 НК). Правила проведения этого вида проверок изложены в ст. 80 НК.

То есть в период карантина органы ГНС имеют право проводить, например, документальные внеплановые проверки в случае реорганизации юрлица. А фактическая проверка СХ может проводиться по вопросам хранения и транспортировки горючего. Также отметим, что закон не запрещает налоговикам проводить камеральные проверки в период карантина. Плановые, внеплановые и фактические проверки по другим основаниям являются неправомерными.

Ответственность, предусмотренная НК

Штрафные санкции

Штрафы не применяются за нарушения налогового законодательства, допущенные в период с 1 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается карантин (п. 521 подразд. 10 разд. XX НК). Исключение составляют штрафы за нарушения:

1) требований к договорам долгосрочного страхования жизни или договорам страхования в рамках негосударственного пенсионного обеспечения, в частности страхования дополнительной пенсии;

2) запрета на отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, без согласия контролирующего органа;

3) требований законодательства относительно:

  • учета, производства, хранения и транспортировки горючего, спирта этилового, алкогольных напитков и табачных изделий;
  • целевого использования горючего, спирта этилового;
  • оборудования акцизных складов счетчиками-расходомерами и/или счетчиками-уровнеме­рами;
  • осуществления функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, горючего;
  • реализации горючего или спирта этилового без регистрации плательщиками акцизного налога;
  • начисления, декларирования и уплаты НДС, акцизного налога, рентной платы.

Получается, что расслабляться налогоплательщикам не следует, так как за многие виды нарушений, несмотря на карантин, им грозят штрафы. Также стоит отметить, что если нарушение было допущено до карантина (до 01.02.20 г.), то налогоплательщик не освобождается от штрафных санкций, даже если устранит данное нарушение в период карантина.

Мораторий распространяется и на штрафы за несвоевременную регистрацию налоговых накладных и расчетов корректировки к ним. Такое разъяснение предоставила ГНС в ОИР (категория 101.28).

Пеня

Законодатель освобождает налогоплательщиков от пени, начиная с 01.03.20 г. и до конца карантина. Кроме того, начисленная, но не уплаченная в этот период пеня подлежит списанию. Правда, не уточняется, по каким нарушениям она не начисляется: тем, которые допущены в карантинный период, или к любым. К сожалению, ничего не сказано и об исключениях.

Хорошая новость: поскольку норма о пене выписана в НК нечетко, плательщик может трактовать ее в свою пользу. В данном случае действует принцип презумпции правомерности решения налогоплательщика. Так, если норма допускает неоднозначность трактовки, то решения, касающиеся этой нормы, должны выноситься в пользу налогоплательщика (пп. 4.1.4 НК).

В то же время ГНС по некоторым нарушениям уже выразило свое мнение в ОИР. Например, в случае исправления ошибок в отчетности по НДС и рентной плате за I квартал будут начислены и штраф, и пеня (ОИР, категория 132.01). А вот за ошибки, допущенные в других декларациях за I квартал и исправленные плательщиком самостоятельно в период карантина, штрафы не налагаются и пеня не начисляется.

Налогоплательщик планирует осуществлять деятельность по хранению горючего. Может ли он до окончания действия карантина не получать лицензию?

Нет, не может. Иначе он рискует попасть на штраф в размере 500 000 грн (ст. 17 Закона от 19.12.95 г. № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего»).

Как уже было отмечено, налоговики в период карантина могут проводить фактические проверки на предмет соблюдения требований законодательства по вопросам учета, лицензирования, производства, хранения и транспортировки горючего и штрафовать за выявленные нарушения. То есть во время карантина СХ могут оштрафовать в том числе и за отсутствие лицензии на хранение горючего.

Ответственность, предусмотренная КУоАП

Что касается административной ответственности за налоговые нарушения, то тут никаких поблажек на время карантина нет. К админответственности налогоплательщика привлекают в соответствии с КУоАП.

В КУоАП нормы об освобождении от ответственности в период карантина не вносились. Поэтому к должностным лицам предприятия может быть применен админштраф, предусмотренный ст. 1632 КУоАП за налоговые нарушения (ОИР, категория 132.01). Статья 1632 КУоАП устанавливает ответственность за неподачу или несвоевременную подачу должностными лицами предприятий платежных поручений на перечисление подлежащих уплате сумм налогов, сборов, обязательных платежей. Штраф за это нарушение составляет от 5 до 10 НМДГ (от 85 до 170 грн), а при повторном нарушении в течение года – от 10 до 15 НМДГ (от 170 до 255 грн).

Проверки Гоструда

Законом от 17.03.20 г. № 530-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» (далее – Закон № 530) установлен мораторий на проведение плановых проверок в сфере хозяйственной деятельности (в т. ч. и на проверки органами Гоструда) до отмены карантина постановлением КМУ. Однако и тут не обошлось без исключений.

В период карантина (т. е. до 31.12.20 г.) органы Гоструда могут проводить плановые проверки СХ с высокой степенью риска. А вот к СХ со средней и незначительной степенью риска с такой проверкой они не могут пожаловать. Что касается внеплановых проверок (к ним относятся инспекционные посещения), то на них мораторий не распространяется в принципе. То есть органы Гоструда имеют право осуществлять инспекционные посещения даже в период карантина.

Для справки: критерии, по которым определяется периодичность проведения плановых проверок органами Гоструда, определены Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 20.05.20 г. № 383.

Инспекционные посещения проводятся в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 21.08.19 г. № 823 (далее – Порядок № 823). Продолжительность такого посещения не может превышать 10 рабочих дней. Перечень оснований приведен в п. 5 Порядка № 823. Они несколько отличаются от оснований для проведения внеплановых проверок, предусмотренных ст. 6 Закона от 05.04.07 г. № 877-V «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее – Закон № 877). В частности, орган Гоструда может назначить проверку на основании информации ГНС и ее территориальных органов, ПФУ и его территориальных органов и т. д.

Учтите: что касается штрафных санкций, то на них карантин никак не повлиял. За нарушение трудового законодательства СХ могут привлечь к финансовой ответственности согласно ч. 2 ст. 265 КЗоТ, а должностных лиц СХ – к административной ответственности согласно ст. 41 КУоАП.

Проверки Госгеокадастра

Органы Госгеокадастра могут проводить только внеплановые проверки, а плановые проверки до конца карантина остаются под запретом. Проверки Госгеокадастра регулируются Законом № 877. Основания для назначения внеплановой проверки перечислены в ст. 6 Закона № 877.

За нарушение земельного законодательства относительно использования и охраны земель всех категорий и форм собственности предусмотрена административная ответственность согласно ст. 53, 531, 533, 54, 1885 КУоАП. Причем привлечь СХ к админответственности за выявленные в ходе внеплановой проверки нарушения органы Госгеокадастра имеют право и в период карантина.

Подробнее о проверках Госгеокадастра см. в «Госгеокадастр проверяет даже в период карантина».

На проверки каких органов госконтроля не распространяется мораторий?

Не запрещены проверки, которые не регулируются Законом № 877. Следует отметить, что мораторий распространяется не на конкретные органы госконтроля, а на сферы контроля. Некоторые органы уполномочены проводить проверки СХ в различных сферах (например, Госпотребнадзор). Согласно ст. 2 Закона № 877 под действие моратория не подпадают отношения, возникающие во время осуществления мер:

  • валютного контроля;
  • налогового контроля (однако, как мы выяснили, на проверки налоговой запрет наложен Законом № 591);
  • таможенного контроля;
  • государственного экспортного контроля (кроме госнадзора (контроля) за соблюдением субъектами космической деятельности частной формы собственности законодательства о космической деятельности в Украине);
  • контроля за соблюдением бюджетного законодательства;
  • банковского надзора;
  • госконтроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции;
  • государственного надзора (контроля) в области телевидения и радиовещания;
  • государственного надзора (контроля) за соблюдением СХ, которые осуществляют деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, законодательства в этих сферах;
  • государственного рыночного надзора и контроля непищевой продукции.

Вышеперечисленные меры контроля осуществляются согласно специальному законодательству в этих сферах.

Выводы

С 18.03.20 г. и до окончания карантина (сейчас это 31.12.20 г.) запрещены проверки органами ГНС, применение штрафов и пени за нарушение налогового законодательства. Однако под мораторий подпадают не все виды проверок и далеко не за все виды нарушений налогоплательщик может избежать штрафных санкций. Также мораторий на плановые проверки действует и в других сферах контроля, которые регулирует Закон № 877. А вот на сферы контроля, которые регулируются другими нормативно-правовыми актами, мораторий не распространяется.

Комментарии к материалу