Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Налогообложение подарков – 2018

13.12.2018 11756 0 3


Акценты статьи:

  • подарок как дополнительное благо;
  • облагается ли налогом стоимость детских подарков, призов победителям соревнований и стоимость медалей, орденов, дипломов, кубков и цветов;
  • подарки должностным лицам.

Подарки как дополнительное благо

В соответствии с пп. 162.1.1 Налогового кодекса (далее – НК) плательщиком НДФЛ считается, в частности, физлицо-резидент, которое получает доходы из источника их происхождения в Украине.

Доход с источником его происхождения из Украины – это любой доход, полученный, в частности, физлицами-резидентами от любых видов их деятельности на территории Украины, в том числе, но не исключительно, доходы в виде подарков, выигрышей, призов (пп. 14.1.54 НК).

Перечень доходов, которые включаются в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика, установлен п. 164.2 НК. Среди них есть такие доходы, как:

  • доход в виде стоимости унаследованного или полученного в подарок имущества в пределах, которая облагается налогом согласно ст. 174 НК (пп. 164.2.10 НК);
  • доход, полученный таким плательщиком как дополнительное благо (кроме случаев, предусмотренных ст. 165 НК) в виде, в частности, стоимости безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), определенной по правилам обычной цены.

Если дополнительные блага предоставляются в неденежной форме, то сумма налога объекта налогообложения исчисляется по правилам, определенным п. 164.5 НК (пп. «е» пп. 164.2.17 НК).

Согласно определению, предоставленному в пп. 14.1.47 НК, дополнительные блага – это средства, материальные или нематериальные ценности, услуги, прочие виды дохода, которые выплачиваются (предоставляются) налогоплательщику налоговым агентом, если такой доход не является заработной платой и не связан с выполнением обязанностей трудового найма или не является вознаграждением по гражданско-правовым договорам (соглашениям), заключенным с таким плательщиком (кроме случаев, прямо предусмотренных разд. IV НК).

Доходы в виде подарка, начисленные (выплаченные, предоставленные) налогоплательщику юрлицом или физлицом-предпринимателем, облагаются налогом на общих основаниях, предусмотренных разд. IV НК для налогообложения дополнительного блага (п. 174.6 НК).

Начисление, удержание и уплата (перечисление) НДФЛ в бюджет осуществляются в порядке, установленном ст. 168 НК.

Не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика стоимость подарков (а также призов победителям и призерам спортивных соревнований), если она не превышает 25 % минимальной зарплаты (МЗП) в расчете на месяц, установленной на 1 января отчетного налогового года, за исключением денежных выплат в любой сумме (пп. 165.1.39 НК).

То есть указанная норма касается лишь предоставления подарков в натуральной форме.

Заметим, что в таком случае следует учитывать нынешнюю позицию налоговых органов: если стоимость предоставленного юридическим лицом подарка физлицу превышает установленный пп. 165.1.39 НК размер, то есть в 2018 году – 930,75 грн., то вся его стоимость облагается НДФЛ как дополнительное благо с учетом положений п. 164.5 НК. Указанная стоимость также является объектом обложения военным сбором (далее – ВС) без применения коэффициента, определенного п. 164.5 НК.

Также следует напомнить, что в перечень доходов, которые не включаются в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода налогоплательщика, входит, в частности, стоимость орденов, медалей, знаков, кубков, дипломов, грамот и цветов, которыми отмечаются работники, другие категории граждан и/или победители соревнований, конкурсов (пп. 165.1.38 НК).

Пример
На новогодний праздник в учреждение приглашен бывший руководитель, который много лет подряд добросовестно трудился в этом учреждении, и ему был вручен ценный подарок стоимостью 5 000 грн.

В таком случае расчеты проводятся с учетом последних тенденций по налогообложению всей стоимости подарка, если она превышает 25 % МЗП (930,75 грн.).

Для расчета базы обложения НДФЛ следует применить «натуральный» коэффициент. Исчислим его размер, исходя из ставки НДФЛ 18 %:

К = 100 : (100 – 18) = 1,219512.

Итак, в базу обложения НДФЛ попадает доход в сумме 6 097,56 грн. (5 000 грн. х 1,219512).

Определим сумму НДФЛ, которую учреждение удержит из такого дохода:

6 097,56 грн. х 18 % = 1 097,56 грн.

База обложения ВС будет равна 5 000 грн., то есть без применения коэффициента.

Рассчитаем сумму ВС, которую предприятие обязано уплатить из дохода в виде подарка:

5 000 грн. х 1,5 % = 75 грн.

Предупреждаем: если учреждение принимает решение уплатить за ветерана НДФЛ и ВС в бюджет за свой счет общей в сумме 1 172,56 грн. (1 097,56 грн. + 75,00 грн.), то эта сумма является также дополнительным благом для налогоплательщика, полученным в неденежной форме. Поэтому у учреждения как налогового агента возникает обязанность начислить и удержать из этой суммы НДФЛ и ВС.

Вышеизложенное касается и предоставления подарков несовершеннолетним ученикам – победителям соревнований, конкурсов, тематических олимпиад и т. п., которые проводятся учебным заведением или другим учреждением. То есть если стоимость подарка (приза) превышает 930,75 грн., то родители победителя вносят сумму удержанного НДФЛ и ВС на счет или в кассу учреждения.

Признаки дохода в форме № 1ДФ

Порядок заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного из них налога утвержден приказом Минфина от 13.01.15 г. № 4 (далее – Порядок № 4).

В соответствии со Справочником признаков доходов (приложение к Порядку № 4) под признаком дохода «160» в таком Налоговом расчете (по форме № 1 ДФ) отражается стоимость подарков, которая не превышает 25 % МЗП (не подлежит налогообложению).

Если стоимость подарка превышает в 2018 году 930,75 грн., то вся его стоимость отражается в форме № 1ДФ с признаком дохода «126» как дополнительное благо с учетом коэффициента.

Стоимость орденов, медалей, знаков, кубков, дипломов, грамот и цветов, которыми отмечаются работники, другие категории граждан и/или победители соревнований, конкурсов, отражается в форме № 1ДФ с признаком дохода «159». НДФЛ из суммы такой стоимости не удерживается.

Единый взнос

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона от 08.07.10 г. № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее – Закон № 2464) плательщиками ЕСВ являются работодатели, в частности предприятия, учреждения, организации, прочие юридические лица, которые используют наемный труд физлиц на условиях трудового договора (контракта), или на иных условиях, предусмотренных законодательством, или по гражданско-правовым договорам (далее – ГПД).

Базой начисления ЕСВ для работодателей является сумма начисленной каждому застрахованному лицу зарплаты по видам выплат, которые включают основную и дополнительную зарплату, прочие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются в соответствии с Законом от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда», и сумма вознаграждения физлицам за выполнение работ (предоставление услуг) по ГПД (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464).

Исчисление ЕСВ производится на основании бухгалтерских и других документов, в соответствии с которыми проводится начисление (исчисление) или которые подтверждают начисление (исчисление) выплат (дохода), на которые в соответствии с Законом № 2464 начисляется ЕСВ (ч. 2 ст. 9 Закона № 2464).

ЕСВ для плательщиков, указанных в ст. 4 Закона № 2464, устанавливается в размере 22 % определенной ст. 7 данного Закона базы начисления ЕСВ (ч. 5 ст. 8 Закона № 2464).

Перечень видов выплат, осуществляемых за счет средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержден постановлением КМУ от 22.12.10 г. № 1170.

Поскольку доход в виде подарка не входит в этот Перечень, можно сделать вывод, что сумма такого подарка является базой начисления ЕСВ.

Обратите внимание: если подарок от юридического лица получило физлицо, которое не состоит в трудовых отношениях с таким юрлицом, то ЕСВ на стоимость этого подарка не начисляют.

Детские подарки и билеты на новогодние праздники

Целесообразно напомнить о финансировании работодателем мероприятий, связанных непосредственно с организацией новогодних и рождественских праздников для детей работников.

В порядке исключения из общих положений НК ежегодно в период с 15 ноября текущего года по 15 января следующего действует специальный Закон от 30.11.2000 г. № 2117-III «Об освобождении от налогообложения денежных средств, направляемых на проведение новогодне-рождественских праздников для детей и на приобретение детских праздничных подарков» (далее – Закон № 2117).

В соответствии с данным Законом стоимость праздничных подарков и билетов на новогодне-рождественские мероприятия, полученных детьми от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, в том числе профсоюзных, организаций и т. п., не включается в совокупный налогооблагаемый доход граждан – их родителей.

Под детскими праздничными подарками следует понимать наборы товаров, которые содержат лишь кондитерские изделия и игрушки отечественного производства и фрукты общей стоимостью не более 8 % ПМ, установленного законом на 1 января отчетного налогового года (ст. 4 Закона № 2117).

Поскольку на 01.01.18 г. ПМ составляет 1 762 грн., стоимость новогодних подарков, не подлежащая налогообложению в 2018 году, равна 140,96 грн. (1 762 грн. х 8 %). Стоимость детских подарков, которая не подлежит налогообложению в 2019 году, будет определена после утверждения Госбюджета на следующий год.

Закон № 2117 не содержит ограничений стоимости билетов на новогодне-рождественские мероприятия.

Следовательно, стоимость детских подарков в установленном размере и билетов на новогодне-рождественские мероприятия (в т.ч. полученных от профсоюза учреждения, где работают родители), не включается в общий налогооблагаемый доход родителей.

Доходы работников в виде таких подарков и билетов отражаются в форме № 1ДФ с признаком «160».

Подарки должностным лицам

Следует напомнить также о Законе от 14.10.14 г. № 1700-VІІ «О предотвращении коррупции» (далее – Закон № 1700), для целей которого подарок (ч. 1 ст. 1) – это денежные средства или иное имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы, которые предоставляются/получаются безвозмездно или по цене ниже минимальной рыночной.

Законом № 1700 установлены определенные ограничения в отношении получения подарков лицами, подпадающими под действие данного Закона.

Так, в соответствии со ст. 23 Закона № 1700 лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, и лицам, которые приравниваются к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, запрещается непосредственно или через других лиц требовать, просить, получать подарки для себя или близких им лиц от юридических или физических лиц:

  • в связи с осуществлением этими лицами деятельности, связанной с выполнением функций государства или местного самоуправления;
  • если лицо, которое дарит, находится в подчинении такого лица. При этом не имеет значения сам характер подчинения: непосредственный или опосредствованный.

Кроме указанных случаев, разрешено принимать подарки, соответствующие общепризнанным представлениям о гостеприимстве. Разовая стоимость таких подарков не может превышать одного прожиточного минимума (далее – ПМ) для трудоспособных лиц, установленного на день приема подарка. Совокупная стоимость таких подарков, полученных от одного лица (группы лиц) в течение года, не должна превышать двух ПМ, установленных для трудоспособного лица на 1 января того года, в котором приняты подарки.

Законом от 07.12.17 г. № 2246-VІІІ «О государственном бюджете Украины на 2018 год» ПМ для трудоспособного лица на 1 января 2018 года установлен в размере 1 762 грн.

Таким образом, совокупная стоимость подарков, полученных лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления, и лицами, которые приравниваются к ним, от одного лица (группы лиц), в течение 2018 года не должна превышать 3 524 грн. (1 762 грн. х 2). Однако соблюдение указанного ограничения свидетельствует лишь о том, что в отношении лица не усматриваются коррупционные действия.

Что касается налогообложения стоимости подарка, то оно проводится согласно разд. IV НК, нормы которого применяются ко всем физическим лицам независимо от их статуса.

Комментарии к материалу