Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Медзаведения – КНП: новый статус и коммерческий бухучет

07.08.2019 41730 0 9


Согласно Закону от 06.04.17 г. № 2002-VIII (далее – Закон № 2002) бюджетные заведения здравоохранения были преобразованы в коммунальные некоммерческие предприятия (далее – КНП) и должны были перейти на коммерческий бухгалтерский учет, что вызвало много вопросов у бухгалтеров вновь образованных КНП. В консультации рассмотрим порядок отражения в бухучете операций по получению финансовой поддержки из местного бюджета и признания такого финансирования доходом. Акцент сделан именно на целевом финансировании, поскольку многие КНП имеют статус неприбыльных организаций, то есть не имеют целью получение прибыли (у них отсутствует объект обложения налогом на прибыль), не могут распределять доходы между учредителями (участниками), работниками КНП, имеют особенности признания доходов от целевого финансирования и специфическую налоговую отчетность.


Нормативно-правовое регулирование деятельности КНП

Прежде всего напомним основные изменения в работе медзаведений – субъектов хозяйствования (см. табл. 1).

Таблица 1. Деятельность медзаведений до и после изменений

№ п/п

До внесения изменений

После внесения изменений

Общая характеристика деятельности

Норма законодательства

Общая характеристика деятельности

Норма законодательства

1

2

3

4

5

Организационно-правовая форма

1

Коммунальные (бюджетные) учреждения

Бюджетный кодекс (далее – БК)

КНП

Ч. 13 ст. 16 Закона от 19.11.02 г. № 2801-ХІІ «Основы законодательства Украины о здравоохранении», письмо Минюста от 02.04.18 г. № 3752/8.4.3/32-18

Регулирование деятельности

2

Регулируется БК

Ч. 1 ст. 1 БК

Регулируется Хозяйственным кодексом (далее – ХК)

Ч. 10 ст. 78 ХК

3

Распорядитель бюджетных средств

П. 47 ст. 2 БК

Получатель бюджетных средств (средства получает по программе финансирования из местного бюджета на возвратной или безвозвратной основе)

Ч. 6 ст. 22, п. 38 ст. 2 БК

Система налогообложения

4

Бюджетные учреждения являются неприбыльными

П. 12 ст. 2 БК

Могут выбрать:

– упрощенную систему налогообложения;

– неприбыльный статус*, который освобождает от уплаты налога на прибыль

П. 1.4 Методических рекомендаций по вопросам преобразования заведений здравоохранения из бюджетных учреждений в коммунальные некоммерческие предприятия, одобренных Минздравом от 14.02.18 г. (далее – Методрекомендации)

* КНП создается для осуществления деятельности, направленной на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли (пп. 2.3.2 Методрекомендаций). Средства КНП используются для обеспечения основной (уставной) деятельности, окозания услуг, выполнения работ, оплаты труда работников, решения вопросов социального развития, а также улучшения условий труда, жизни, здоровья работников (пп. 2.1.1 Методрекомендаций). Итак, КНП, которое выполняет требования пп. 133.4.2 Налогового кодекса (далее – НК), то есть использует свои доходы (прибыли) исключительно для финансирования расходов на содержание неприбыльной организации, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных учредительными документами, является неприбыльным предприятием. Но надо помнить, что в случае нарушения основного условия неприбыльности, т. е. нецелевого использования средств (пп. 133.4.3 НК), предприятие теряет статус неприбыльного, исключается из реестра неприбыльных организаций и становится плательщиком налога на прибыль.
Письмом Минфина от 06.02.19 г. № 11210-09-5/3214 определено, что неприбыльные организации, включенные в реестр, имеют право получать доходы от предпринимательской деятельности без обложения налогом на прибыль при условии соблюдения требований к таким организациям, установленным НК. Значит, КНП имеет право получать доходы от оказания платных услуг, перечень которых предусмотрен в уставе предприятия.

Налоговая нагрузка

5

Бюджетные учреждения являются плательщиками налогов и сборов в бюджет

НК

КНП являются плательщиками НДФЛ (18 %); военного сбора (1,5 %); ЄСВ (22 %); земельного налога (по ставкам, определенным органами местного самоуправления); может быть плательщиком НДС (в случае регистрации)*

НК

* Если объем операций, являющихся объектом обложения НДС, в течение последних 12 календарных месяцев превышает 1 млн грн (без учета НДС), то такое КНП обязано зарегистрироваться плательщиком НДС (п. 181.1 НК).

Планирование деятельности (поступлений и распределения средств)

6

Смета

П. 30 ст. 2 БК

Финансовый план

Ч. 8 ст. 77 ХК

Открытие счетов

7

Казначейский счет

П. 231 ст. 2 БК; Порядок, утвержденный приказом Минфина от 22.06.12 г. № 758 (далее – Порядок № 758)

Казначейский счет – для бюджетных средств; банковский счет – для прочих поступлений

П. 231 ст. 2 БК; ст. 342 ХК; Порядок № 758; Инструкция, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.03 г. № 492

Принципы и методы ведения бухгалтерского учета

8

НП(С)БУГС

Ч. 2 ст. 6 Закона 16.07.99 г. № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» (далее – Закон № 996)

П(С)БУ

Ч. 2 ст. 6 Закона № 996

Применение Плана счетов

9

План счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 31.12.13 г. № 1203 (далее – План счетов № 1203)

Абзац первый ч. 3 ст. 9 Закона № 996; Стратегия реформирования системы управления государственными финансами на 2017–2020 годы, утвержденная распоряжением КМУ от 08.02.17 г. № 142-р

План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291 (далее – Приказ № 291)

Абзац первый ч. 3 ст. 9 Закона № 996; Программа реформирования системы бухгалтерского учета с применением международных стандартов, утвержденная постановлением КМУ от 28.10.98 г. № 1706 (далее – Программа реформирования бухучета)

10

Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 29.12.15 г. № 1219

Инструкция о применении Плана счетов, утвержденная Приказом № 291

Документальное обеспечение записей и регистры бухучета

11

Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88 (далее – Положение № 88)

П. 1.1 гл. 1 Положение № 88

Положение № 88

П. 1.1 гл. 1 Положение № 88

12

Порядок составления типовых форм мемориальных ордеров и других учетных регистров субъектов государственного сектора, утвержденный приказом Минфина 08.09.17 г. № 755

Ст. 56 БК

Методические рекомендации о применении регистров бухгалтерского учета, утвержденные приказом Минфина от 29.12.2000 г. № 356

Программа реформирования бухучета

Финансовая отчетность

13

Порядок заполнения форм финансовой отчетности в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 28.02.17 г. № 307

Ст. 56 БК

Методические рекомендации по заполнению форм финансовой отчетности, утвержденные приказом Минфина от 28.03.13 г. № 433

Ст. 11 Закона № 996

14

НП(С)БУГС 101 «Представление финансовой отчетности»

Ч. 2 ст. 6 Закона № 996

П(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»

Ч. 2 ст. 6 Закона № 996

15

Порядок представления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419 (далее – Порядок № 419)

П. 1, 2 Порядка № 419

Порядок № 419

П. 1, 2 Порядка № 419

16

Отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации (если бюджетное учреждение было зарегистрировано как неприбыльное)*

Приказ Минфина от 17.06.16 г. № 553 «Об утверждении формы Отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации» (далее – Приказ № 553)

Отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации (если КНП включена в реестр неприбыльных организаций)

Приказ № 553; Порядок ведения реестра неприбыльных учреждений и организаций, утвержденный постановлением КМУ от 13.07.16 г. № 440

* Бюджетные учреждения могут быть включены в реестр неприбыльных организаций (см. письмо ГФС).

Бюджетная отчетность (для КНП, которые получают средства из бюджета по целевым программам)

17

Порядок составления бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, отчетности фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, утвержденный приказом Минфина от 24.01.12 г. № 44 (далее – Порядок № 44)

Ст. 58 БК, п. 1 разд. 2 Порядка № 44

Порядок № 44

Ст. 58 БК; п. 2 разд. 2 Порядка № 44

Бухучет в КНП как в неприбыльных организациях

Организационные вопросы преобразования коммунальных (бюджетных) медицинских заведений в КНП были освещены во многих авторских статьях, а рабочая группа Минздрава разработала соответствующие Методрекомендации, поэтому сейчас, как никогда, актуальным является вопрос ведения бухгалтерского учета медицинскими предприятиями с новым статусом.

Поскольку подавляющее большинство КНП регистрируются как неприбыльные организации, рассмотрим бухучет в КНП для них.

КНП, теперь уже как субъект хозяйствования, имеет право получать средства для финансирования своей деятельности из разных источников, а именно:

  • по договору с НСЗУ по принципу «деньги идут за пациентом» на основании подписанных деклараций (медицинская субвенция предоставляется местным бюджетам только на специализированную амбулаторную, стационарную и экстренную медпомощь согласно госбюджету на соответствующий год);
  • из местного бюджета в виде финансовой поддержки или по бюджетно-целевой программе;
  • в виде целевых или нецелевых благотворительных взносов;
  • как спонсорскую или гуманитарную помощь, гранты;
  • как доходы от предоставления платных услуг.

Рассмотрим подробнее бухучет именно целевого финансирования в КНП (счет 48 «Целевое финансирование и целевые поступления»).

Целевое финансирование – это средства, поступившие как финансирование четко определенных программ или определенных мероприятий. Средства целевого финансирования и целевых поступлений могут поступать как субсидии, ассигнования из бюджета и внебюджетных фондов, целевые взносы физических и юридических лиц и т. п. (Инструкция № 291) (см. табл. 2).

Таблица 2. Целевое финансирование

Источник поступления

Отражение в бухучете

1

2

Местный бюджет (финансирование по бюджетно-целевой программе, финансирование путем предоставления финансовой поддержки) или смешанная форма финансирования

Целевые поступления из местного бюджета учитываются на субсчете 482 (Дт 311 – Кт 482, средства поступают на казначейский счет)

Поступления от юридических и физических лиц в виде благотворительной помощи*. Целевая благотворительная помощь предоставляется под определенные условия и направления ее расходования (пп. 170.7.11 НК)

Учитывается на субсчете 484** (Дт 311 – Кт 484, средства поступают на банковский счет)

* Для КНП – неприбыльных организаций, которые являются плательщиками НДС, используется субсчет 483 (Инструкция № 291).
** Согласно абзацу третьему разд. 1 Инструкции № 291 КНП при необходимости могут открывать счета третьего порядка, например: 4841 «Благотворительная помощь», 4842 «Спонсорская помощь», 4843 «Гранты (субгранты)», 4844 – «Гуманитарная помощь», 4845 – «Прочие целевые средства».

Что касается субсчета 481, то КНП должны использовать этот субсчет, если предприятие является плательщиком налога на прибыль и получает средства, высвобожденные от налогообложения (в сумме не уплаченного в бюджет налога на прибыль), о чем указано в Инструкции № 291.

Если КНП является плательщиком налога на прибыль и добровольно приняло решение применять налоговые разницы, то в случае получения и использования средств целевого финансирования корректировка налоговых разниц НК не предусмотрена (Индивидуальная налоговая консультация ГФС от 08.06.18 г. № 2545/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

Каков порядок признания целевого/нецелевого финансирования дохода?

Целевое финансирование признается доходом в момент осуществления целевых расходов в сумме таких расходов (п. 17 П(С)БУ 15).

Целевое финансирование капитальных инвестиций признается доходом в течение периода полезного использования соответствующих объектов инвестирования, например основных средств (далее – ОС), нематериальных активов (далее – НА) и т. п., пропорционально сумме начисленной на эти объекты амортизации (п. 18 П(С)БУ 15).

Нецелевое финансирование – это получение средств без установленных условий или направлений их расходования (пп. 170.7.11 НК). Нецелевая благотворительная помощь признается доходом в момент ее получения в полной сумме и учитывается как бесплатно полученные средства (имущество) на субсчете 718.

Операции с ОС

Бухгалтерский учет ОС, в частности прочих необоротных материальных активов, малоценных необоротных материальных активов (далее – ПНМА, МНМА), ведется согласно Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561 (далее – Методрекомендации № 561), П(С)БУ 7 «Основные средства», П(С)БУ 27 «Необоротные активы, содержащиеся для продажи, и прекращенная деятельность», в следующем порядке:

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

1

2

3

4

Целевое финансирование

1

Получено целевое финансирование для приобретения ОС

311

482 (483, 484)

Поступление ОС при условии постоплаты

1

Получен объект ОС

152

631

2

Отражен налоговый кредит по налоговой накладной (далее – НН), зарегистрированной в Едином реестре налоговых накладных (далее – ЕРНН)

(для КНП – плательщиков НДС)

641

631

3

Увеличена первоначальная стоимость на сумму расходов на доставку и монтаж ОС

152

631

4

Отражен налоговый кредит в составе расходов по зарегистрированной в ЕРНН НН (для КНП – плательщиков НДС)

641

631

5

Оплачены расходы, связанные с приобретением ОС

631

311

6

Оплачена поставщику стоимость приобретенных ОС

631

311

7

Признана сумма уплаченного (входного) НДС доходом отчетного периода (в том периоде, в котором фактически понесены расходы на уплату НДС согласно п. 17 П(С)БУ 15)*

48

745 (НДС)

8

Введен в эксплуатацию объект ОС**

104 (105)

152

9

Отнесена сумма целевого финансирования на доходы будущих периодов одновременно с вводом ОС в эксплуатацию

48

69 (без НДС)***

10

Начислена амортизация на объект ОС

23 (91, 92)

131

11

Признан доход в сумме начисленной амортизации****

69

745

13

Отнесены доходы на финансовый результат

745

791

* Порядок признания дохода от полученного целевого финансирования в этом случае имеет свою специфику.
** Объект ОС зачисляется на баланс предприятия по первоначальной стоимости с учетом расходов, указанных в п. 8 П(С)БУ 7.
*** Целевое финансирование, использованное на капитальные инвестиции, отражается путем уменьшения сумм на счете 48 и увеличения сумм на счете 69 в периоде ввода ОС в эксплуатацию по первоначальной стоимости, сформированной без НДС.
**** Постепенно сумма на счете 69 будет уменьшаться на сумму ежемесячного начисления амортизации. Происходит постепенное признание дохода в сумме начисленной амортизации в течение срока полезного использования ОС.

Поступление ОС при условии предварительной оплаты

1

Осуществлена предоплата за объект ОС

371

311

2

Отражен налоговый кредит на основании зарегистрированной в ЕРНН НН

(для КНП – плательщиков НДС)

641

644

3

Признана доходом отчетного периода сумма входного НДС

48

745 (НДС)

4

Получен объект ОС

152

631

5

Закрыты расчеты по НДС по полученным ОС (для КНП – плательщиков НДС)

644

631

6

Проведен взаимозачет задолженностей

631

371

7

Оплачены расходы, связанные с приобретением ОС

377

311

8

Отражен налоговый кредит на основании зарегистрированной в ЕРНН НН

(для КНП – плательщиков НДС)

641

644

9

Увеличена первоначальная стоимость на сумму расходов

152

377

10

Закрыты расчеты по НДС по предоплате (для КНП – плательщиков НДС)

644

631

11

Проведен взаимозачет задолженностей

631

371

12

Введен объект ОС в эксплуатацию

104 (105)

152

13

Отнесена сумма целевого финансирования на доходы будущих периодов одновременно с вводом ОС в эксплуатацию

48

69 (без НДС)

14

Начислена амортизация на объект ОС

23 (91, 92)

131

15

Признан доход в сумме начисленной амортизации

69

745

16

Отнесены доходы на финансовый результат

745

791

Поступление ОС (учет у неплательщика НДС*)

1

Получено целевое финансирование на приобретение ОС

311

48

2

Получен объект ОС

152

631

3

Оплачена стоимость ОС

631

311

4

Введен объект ОС в эксплуатацию

104 (105)

152

5

Списаны средства целевого финансирования на доходы будущих периодов

48

69

6

Начислена амортизация на объект ОС

23 (91, 92)

131

7

Признан доход в сумме начисленной амортизации

69

745

8

Отнесены доходы на финансовый результат

745

791

* КНП – неплательщики НДС включают сумму НДС в первоначальную стоимость ОС.

Бесплатное получение ОС (учет согласно п. 19 ч. 1 Методрекомендаций № 561)

1

Получен бесплатно объект ОС*

104 (105)

48

2

Начислена амортизация на объект ОС

23 (91, 92)

131

3

Признан доход в сумме начисленной амортизации

48

745

* Согласно п. 10 П(С)БУ 7 первоначальная стоимость объекта ОС равна его справедливой стоимости на дату получения с учетом расходов, предусмотренных в п. 8 П(С)БУ 7. Справедливая стоимость ОС определяется комиссией, назначенной руководителем. Основанием для зачисления объекта ОС на баланс является акт приемки-передачи (ввода в эксплуатацию) ОС.
У КНП – неприбыльных учреждений, плательщиков НДС, в случае бесплатного получения ОС налоговый кредит не возникает.

Бесплатное получение ОС (учет с использованием счета 15 «Капитальные инвестиции»)

1

Получен бесплатно объект ОС

152

48

2

Введен объект ОС в эксплуатацию

104 (105)

152

3

Начислена амортизация на объект ОС

23 (91, 92)

131

4

Признан доход в сумме начисленной амортизации

48

745

5

Отнесены доходы на финансовый результат

745

791

Ремонт ОС (с отнесением на расходы предприятия) за счет целевого финансирования

1

Отражена стоимость работ на основании акта выполненных работ

91, 92

631 (685)*

2

Отражен налоговый кредит (для КНП – плательщиков НДС)

641

631**

3

Оплачены выполненные работы

631

311

4

Признаны суммы целевого финансирования доходом в размере понесенных целевых расходов на ремонт помещения

48

718

5

Отнесены на финансовый результат:

– расходы

791

92

– доходы

718

791

* Расходы на ремонт не относятся на увеличение первоначальной стоимости ОС и списываются на расходы предприятия (п. 15 П(С)БУ 7).
** Для КНП – неприбыльных учреждений, плательщиков НДС: налоговый кредит отражается на основании НН, зарегистрированных в ЕРНН, по правилу первого события согласно п. 198.2 НК.

Улучшение ОС (с отнесением расходов на увеличение первоначальной стоимости) за счет целевого финансирования*

1

Отражена стоимость работ на основании акта выполненных работ

152

631

2

Отражен налоговый кредит (для КНП – плательщиков НДС)

641

631

3

Оплачены выполненные работы

631

311

4

Признана сумма уплаченного НДС доходом отчетного периода (для КНП – плательщиков НДС)

48

745 (НДС)

5

Увеличена первоначальная стоимость ОС на сумму понесенных расходов и введен объект в эксплуатацию

104

152

6

Списаны средства целевого финансирования в доходы будущих периодов (в сумме улучшения)

48

69 (без НДС)

7

Начислена амортизация на объект ОС**

91, 92

131

8

Признан доход в сумме начисленной амортизации, которая относится к сумме улучшения

69

745

* Улучшение ОС (дооборудование, реконструкция, модернизация, модификация, достройка) увеличивают первоначальную стоимость объекта ОС на сумму расходов, связанных с таким улучшением (п. 14 П(С)БУ 7, п. 31 Методрекомендаций № 561).
** Поскольку улучшение ОС приводит к увеличению будущих экономических выгод (п. 14 П(С)БУ 7) и увеличивает первоначальную стоимость, а начисление амортизации на объект ОС на время проведения его улучшения приостанавливается (п. 23 П(С)БУ 7), сумма проведенного улучшения подлежит амортизации.

Ликвидация ОС по самостоятельному решению налогоплательщика (комиссии по ликвидации ОС)

1

Списана сумма износа объекта ОС

131

104 (105)

2

Списана остаточная стоимость объекта ОС

976

104 (105)

3

Начислены налоговые обязательства по НДС*

976

641

4

Отнесена на финрезультат остаточная стоимость ОС и сумма начисленных налоговых обязательств

793

976

* Начисляются налоговые обязательства, составляется НН с типом причины «05» (согласно приказу Минфина от 31.12.15 г. № 1307) и регистрируется в ЕРНН (п. 189.9 НК).

Ликвидация ОС вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы (без согласия налогоплательщика)*

1

Списана сумма износа объекта ОС

131

104 (105)

2

Списана остаточная стоимость объекта ОС

977

104 (105)

3

Отнесена на финрезультат остаточная стоимость ОС

793

977

* Налоговые обязательства не начисляются (абзац второй п. 189.9 НК) при условии подтверждения такой ликвидации документами, установленными законодательством: сертификатом (выводом) Торгово-промышленной палаты Украины (форс-мажорные обстоятельства), извлечением из Единого реестра досудебных расследований (кража), актом о пожаре СДПЧ ДНС, которая осуществила выезд на тушение пожара.

Бесплатная передача ОС

1

Списана сумма износа объекта ОС

131

104 (105)

2

Списана остаточная стоимость объекта ОС

976

104 (105)

3

Начислены налоговые обязательства* (для КНП – плательщиков НДС)

976

641

4

Отнесена на финрезультат остаточная стоимость ОС и сумма начисленных налоговых обязательств

793

976

* Освобождаются от обложения НДС операции по бесплатной передаче в государственную собственность или коммунальную собственность территориальных громад сел, поселков, городов или в их общую собственность объектов всех форм собственности, которые находятся на балансе одного налогоплательщика и передаются на баланс другого плательщика, если такие операции проводятся по решениям КМУ, центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, принятым в пределах их полномочий (ГУ ГФС в Запорожской области от 23.07.19 г.).

Обратите внимание! Для учета ОС КНП могут продолжать использовать формы документов, утвержденные приказом Минфина от 13.09.18 г. № 818 (для госсектора), как такие, что качественно и наиболее информативно отражают осуществление хозяйственной операции, но это должно быть отражено в приказе об учетной политике предприятия.

Учет ПНМА и МНМА

Учет ПНМА ведется на субсчете 117, а МНМА – на субсчете 112 с учетом некоторых нюансов.Так, согласно п. 27 П(С)БУ 7 амортизация начисляется в первом месяце использования МНМА в размере 100 % их стоимости или 50 % стоимости, которая амортизируется, в первом месяце использования, а остальные 50 % – в месяце их изъятия из активов (списания с баланса).

Покажем, как отражается в учете начисление амортизации МНМА в КНП.

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

1

2

3

4

Начисление амортизации МНМА при поступлении на предприятие

1

Получено целевое финансирование на приобретение МНМА

311

48

2

Оприходованы (получены от поставщика) МНМА

153

631

3

Оплачена поставщику стоимость МНМА

631

311

4

Введены МНМА в эксплуатацию

112

153

5

Отнесена сумма целевого финансирования на доходы будущих периодов одновременно с вводом МНМА в эксплуатацию

48

69

6

Начислен износ МНМА:

– вариант 1: в размере 100 % их стоимости

23 (91, 92)

132

– вариант 2: в размере 50 % амортизируемой стоимости (за минусом ликвидационной стоимости)*

23 (91, 92)

132

7

Признан доход в сумме начисленной амортизации:

– вариант 1: в размере 100 %**

69

745

– вариант 2: в размере 50 % амортизируемой стоимости

69

745

8

Отнесены на финансовый результат:

– по варианту 1

745

791

– по варианту 2

745

791

* Амортизируемая стоимость – это первоначальная или переоцененная стоимость за вычетом ликвидационной стоимости (п. 4 П(С)БУ 7).
** Выбранный метод амортизации МНМА необходимо зафиксировать в приказе об учетной политике.

Обращаем внимание КНП – плательщиков НДС! В случае продажи МНМА начисляются налоговые обязательства согласно пп. «б» п. 187.1 НК. Во время списания (ликвидации) МНМА компенсирующие налоговые обязательства по НДС не начисляются.

Учет НА

Бухучет НА осуществляется согласно Инструкции № 291, Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденным приказом Минфина от 15.11.09 г. № 1327, П(С)БУ 7, П(С)БУ 8 «Нематериальные активы» в части начисления амортизации.

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

1

2

3

4

Приобретение НА у физического лица

1

Получено целевое финансирование на приобретение НА

311

48

2

Получен НА от физического лица

154

631

3

Удержаны НДФЛ, военный сбор

685

641 (642)

4

Перечислены в бюджет НДФЛ, военный сбор

641 (642)

311

5

Оплачена физлицу стоимость НА

685

311

6

Введен НА в эксплуатацию

125

154

7

Отнесена сумма целевого финансирования на доходы будущих периодов одновременно с вводом НА в эксплуатацию (отражено использование средств)

48

69

Начисление амортизации

1

Начислена сумма износа НА

23 (91, 92)

133

2

Признан доход в сумме амортизации

69

745

3

Отнесен доход на финансовый результат

745

791

Приобретение НА у юридического лица

1

Получено целевое финансирование на приобретение НА

311

48

2

Осуществлена предоплата юрлицу за НА

371

311

3

Отражен налоговый кредит на основании зарегистрированной в ЕРНН НН (для КНП – плательщиков НДС)

641

644

4

Признана сумма уплаченного НДС доходом отчетного периода (для КНП – плательщиков НДС)

48

745 (НДС)*

5

Получен НА от юрлица

154

631

6

Закрыты расчеты по НДС за полученный НА (для КНП – плательщиков НДС)

644

631

7

Проведен взаимозачет задолженностей

631

371

8

Введен НА в эксплуатацию

125 (127)

154

9

Отнесена сумма целевого финансирования на доходы будущих периодов одновременно с вводом НА в эксплуатацию (для КНП – плательщиков НДС)

48

69 (без НДС)*

10

Начислена сумма износа НА

23 (91, 92)

133

11

Признан доход в сумме амортизации (уменьшение сумм на счете 69 в течение срока полезного использования на сумму ежемесячной амортизации)

69

745

12

Отнесен доход на финансовый результат

745

791

* Целевое финансирование, использованное на капитальные инвестиции, отражается путем уменьшения сумм на счете 48 и увеличения сумм на счете 69 в периоде ввода в эксплуатацию по первоначальной стоимости, сформированной без НДС.

К сведению: для учета НА предприятие использует формы документов, утвержденные приказом Минфина от 22.11.04 г. № 732 «Об утверждении Порядка применения типовых форм первичного учета объектов права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов».

Учет ТМЦ

Бухгалтерский учет запасов осуществляется согласно разд. 5 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.07 г. № 2 (далее – Методрекомендации № 2), П(С)БУ 9 «Запасы».

Покажем, как отразить в учете получение запасов за счет целевого финансирования или целевого поступления.

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

1

2

3

4

Бесплатное получение ТМЦ

1

Получены ТМЦ по бюджетно-целевой программе или от благотворителя*

20, 22, 28

48

2

Переданы ТМЦ в эксплуатацию

23 (91, 92)

22

3

Использованы ТМЦ на уставную деятельность

949

20, 28

4

Признан доход в сумме использованных ТМЦ

48

718

5

Списана на себестоимость стоимость ТМЦ и общепроизводственные расходы

903

23, 91

6

Списаны на финансовый результат:

– себестоимость и расходы

791

903, 92, 94

– доход

718

791

* В случае нецелевого получения ТМЦ делаются следующие записи: Дт 20, 22, 28 – Кт 718; Дт 718 – Кт 791 – списание дохода на финрезультат.

Приобретение ТМЦ за счет целевых средств на условиях постоплаты

1

Получены целевые средства на приобретение ТМЦ

311

48

2

Оприходованы ТМЦ

28

631

3

Отражен налоговый кредит на основании зарегистрированной в ЕРНН НН (для КНП – плательщиков НДС)

644

631

4

Оплачены поставщику полученные ТМЦ

631

311

5

Использованы ТМЦ на уставную деятельность

949

28

6

Признан доход в сумме использованных ТМЦ

48

718

Приобретение ТМЦ за счет целевых средств на условиях предоплаты

1

Получены целевые средства на приобретение ТМЦ

311

48

2

Проведена предоплата за ТМЦ

371

311

3

Отражен налоговый кредит на основании зарегистрированной в ЕРНН НН (для КНП – плательщиков НДС)

641

644

4

Получены ТМЦ

28

631

5

Закрыты расчеты по НДС по полученным ТМЦ (для КНП – плательщиков НДС)

644

631

6

Проведен взаимозачет задолженностей

631

371

7

Использованы ТМЦ на уставную деятельность

949

28

8

Признан доход в сумме использованных ТМЦ

48

718

Справочно: для учета запасов предприятие использует формы документов, утвержденные приказами Минстата от 21.06.96 г. № 193 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету сырья и материалов» и от 22.05.96 г. № 145 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов».

Компенсация расходов на счет целевого финансирования

Согласно п. 1.3 пп. 3.1.3 Методрекомендаций КНП может получать финансирование из местного бюджета путем предоставления финансовой поддержки согласно утвержденному местным советом порядку использования полученных бюджетных средств. Объемы финансирования утверждаются Программой финансирования.

Впрочем, не всегда расходы КНП могут совпадать с поступлением целевого финансирования. КНП сначала может понести расходы, а потом получить за них компенсацию. Такая компенсация может быть осуществлена как по бюджетно-целевой программе и за счет целевых благотворительных взносов от юридических и физических лиц, так и за счет нецелевых средств, полученных от спонсоров или благотворителей.

Согласно п. 19 П(С)БУ 15 целевое финансирование для компенсации расходов, которые понесло предприятие, и финансирование для предоставления поддержки предприятию без установления условий его расходования на выполнение в будущем определенных мероприятий признаются дебиторской задолженностью (субсчет 377) с одновременным признанием дохода. В учете это отражается так:

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

1

2

3

4

Получение целевого финансирования для компенсации расходов

1

Выполнены работы, оказаны услуги

23 (91, 92, 949)

631 (685)

2

Отражен налоговый кредит на основании зарегистрированной в ЕРНН НН (для КНП – плательщиков НДС)

641

631

3

Оплачена исполнителю стоимость выполненных работ, оказанных услуг

631 (685)

311

4

Отражена сумма расходов (задолженность), которая должна быть компенсирована по бюджетно-целевой программе или за счет целевого благотворительного взноса

377

48

5

Получена компенсация целевых расходов (целевое финансирование)

311

377

6

Признан доход в сумме целевого финансирования

48

718

7

Отнесен доход на финансовый результат

718

791

Получение финансирования (нецелевого) для финансовой поддержки

1

Предоставлена юрлицом финансовая поддержка КНП

311

377

2

Одновременно признан доход в сумме полученной финансовой поддержки

377

718

3

Отражена задолженность по целевому финансированию (согласно п. 19 П(С)БУ 15)

377

48

4

Признан доход от целевого финансирования (учитывается на субсчете 719, поскольку доход не связан с реализацией работ, оказанием услуг)

48

719

5

Получена дотация на покрытие убытков, связанных с хозяйственной деятельностью

311

377

Напомним, дотация – это дополнительные ассигнования из государственного бюджета предприятию, учреждению или организации для покрытия перерасходов и решения других проблем. Дотации предоставляются без возврата.

Выводы

Главные особенности бухгалтерского учета в КНП с неприбыльным статусом:

  • доход от целевого финансирования признается только после понесения целевых расходов;
  • доход от капитальных инвестиций, полученных за счет целевого финансирования, признается постепенно в сумме ежемесячно начисленной амортизации;
  • КНП, которые являются плательщиками НДС, признают уплаченный (входной) НДС расходами отчетного периода;
  • средства, полученные как компенсация понесенных расходов или для покрытия убытков, фактически является погашением дебиторской задолженности с одновременным признанием ее доходом;
  • все нюансы учета в КНП, такие как метод амортизации, применения форм документов для первичного учета ОС, НА и ТМЦ, а также применения субсчетов третьего порядка, должны найти свое отражение в приказе об учетной политике.
Компенсация расходов на счет целевого финансирования.docx
Скачать
Операции с ОС.docx
Скачать
Таблица 1. Деятельность медзаведений до и после изменений.docx
Скачать
Таблица 2. Целевое финансирование.docx
Скачать
Учет НА.docx
Скачать
Учет ПНМА и МНМА.docx
Скачать
Учет ТМЦ.docx
Скачать

Комментарии к материалу