Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Госслужащие имеют право на подарки, но есть нюансы

08.08.2022 406 0 0

3 августа этого года вступил в силу Закон от 08.07.2022 № 2381-IX «О внесении изменений в Закон Украины «О предотвращении коррупции» относительно особенностей применения законодательства в сфере предотвращения коррупции в условиях военного положения» (далее – Закон № 2381). Этот нормативно-правовой акт упразднил ограничение на получение чиновниками подарков при условии, что они использовались для помощи ВСУ или приобретения гуманитарной помощи для пострадавших от российской агрессии. Поэтому рассмотрим, что именно изменилось для государственных служащих в части антикоррупционного законодательства.


Нововведения в антикоррупционном законодательстве

Закон № 2381 позволяет госслужащим не отчитываться о полученных подарках, в частности и в виде средств, при определенных условиях, а именно использования их как помощи ВСУ или с гуманитарной целью. Согласно ему дополнены новыми п. 23–210 Заключительные положения Закона от 14.10.2014 № 1700-VII «О предотвращении коррупции» (далее – Закон № 1700).

Итак, предусмотрено, что со дня введения военного положения до его прекращения или отмены, а также в течение одного месяца со дня его прекращения или отмены требования относительно соответствия подарков общепризнанным представлениям о гостеприимстве и ограничения стоимости подарков, установленные ч. 2 ст. 23 Закона № 1700, не распространяются на совершение таких действий в указанный в этом абзаце период (п. 23 ч. 2 разд. ХІІІ Закона № 1700):

1) получение денежных средств, в полном объеме использованных (при наличии подтверждения использования полученных денежных средств в полном объеме на одну или несколько из указанных целей) исключительно для таких целей:

  • осуществление переводов на спецсчета, открытые НБУ для поддержки ВСУ и/или для гуманитарной помощи лицам, которые пострадали в результате вооруженной агрессии РФ против Украины;
  • осуществление в установленном законодательством порядке благотворительных пожертвований в пользу ВСУ;
  • осуществление в установленном законодательством порядке благотворительных пожертвований для поддержки и защиты лиц, которые пострадали в результате вооруженной агрессии РФ против Украины;
  • осуществление расходов на приобретение и доставку товаров с дальнейшей их передачей в собственность ВСУ, другим военным формированиям, образованным в соответствии с законами Украины, добровольческим формированиям территориальных громад, разведывательным органам, правоохранительным органам;
  • осуществление расходов на приобретение и доставку товаров, оплату работ или услуг, предоставленных как гуманитарная помощь лицам, которые пострадали в результате вооруженной агрессии РФ против Украины;

2) получение безвозмездно или по цене ниже минимальной рыночной цены товаров с дальнейшей их передачей в собственность ВСУ, другим воинским формированиям, образованным в соответствии с законами Украины, добровольческим формированиям территориальных громад, разведывательным органам, правоохранительным органам (при наличии подтверждения передачи таких товаров в полном объеме);

3) получение безвозмездно или по цене ниже минимальной рыночной цены товаров, предоставленных как благотворительное пожертвование или гуманитарная помощь лицам, которые пострадали в результате вооруженной агрессии РФ против Украины (при наличии подтверждения предоставления таких товаров в полном объеме на указанные цели);

4) получение безвозмездно или по цене ниже минимальной рыночной цены лицами, которые фактически проживают на временно оккупированных территориях Украины или на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или лицами, которые были вынуждены оставить место своего фактического проживания вследствие временной оккупации (угрозы временной оккупации), ведения (угрозы ведения) боевых действий:

  • услуг по проживанию или размещению;
  • транспортных услуг или услуг по перевозке в связи с изменением место фактического проживания и/или с возвращением к месту жительства;
  • медицинских услуг;
  • лекарственных средств;
  • товаров, работ или услуг, признанных гуманитарной помощью (за исключением транспортных средств, других самоходных машин и механизмов, кроме легковых автомобилей, специально оборудованных для перевозки лиц с инвалидностью и переданных лицам с инвалидностью).

Также Законом установлено, что в декларации госслужащего, отчетный период которой полностью или частично приходится на период действия военного положения, сведения, которые должны быть указаны в соответствии с п. 7, 10 ч. 1 ст. 46 Закона № 1700, не указываются относительно объектов декларирования, предусмотренных п. 23 ч. 2 разд. ХІІІ Закона № 1700.

Кроме того, такие же нормы распространяются на материальную помощь, предусмотренную законодательством иностранного государства (кроме государства, признанного Верховной Радой государством-агрессором), выплаченную за средства иностранного государства (кроме государства, признанного Верховной Радой государством-агрессором) или международной организации (п. 24 ч. 2 разд. ХІІІ Закона № 1700).

Напомним, что в соответствии с п. 7, 10 ч. 1 ст. 46 Закона № 1700 в декларации указываются сведения о:

  • полученных доходах субъекта декларирования или членов его семьи, в том числе доходах в виде заработной платы (денежного обеспечения), полученных как по основному месту работы, так и по совместительству, гонорарах, дивидендах, процентах, роялти, страховых выплатах, благотворительной помощи, пенсии, доходах от отчуждения ценных бумаг и корпоративных прав, подарках и других доходах;
  • расходах, а также любых других сделках, совершенных в отчетном периоде, на основании которых у субъекта декларирования возникает или прекращается право собственности, владения или пользования, в том числе совместной собственности, на недвижимое или движимое имущество, нематериальные и другие активы, а также возникают финансовые обязательства, указанные в п. 2–9 ч. 1 ст. 46 Закона № 1700.

Обратите внимание! В случае получения дохода, приобретения имущества, осуществления расходов, предусмотренных п. 23 ч. 2 разд. ХІІІ Закона № 1700, уведомление о существенных изменениях в имущественном положении не подается (п. 25 ч. 2 разд. ХІІІ Закона № 1700).

Еще одним нововведением в антикоррупционном законодательстве на время военного положения является то, что в случае открытия госслужащим или членом его семьи валютного счета в учреждении банка-нерезидента уведомление об открытии валютного счета может не подаваться, если такой счет был открыт во время действия военного положения. Кроме того, этот счет должен был использоваться лишь для получения материальной помощи, предусмотренной законодательством иностранного государства (кроме государства, признанного Верховной Радой государством-агрессором), выплаченной за счет средств иностранного государства (кроме государства, признанного Верховной Радой государством-агрессором) или международной организации, и закрыт в течение одного месяца со дня прекращения или отмены военного положения (п. 26 ч. 2 разд. ХІІІ Закона № 1700).

Обратите внимание! В соответствии с п. 27 ч. 2 разд. ХІІІ Закона № 1700 субъект декларирования обязан подать декларацию госслужащего, конечный срок представления которой приходится на период действия военного положения, в течение 90 календарных дней (далее – к. д.) со дня его прекращения или отмены.

То же касается и существенных изменений в имущественном положении (ч. 4 ст. 52 Закона № 1700) и подачи уведомления об открытии валютного счета в учреждении банка-нерезидента (ч. 1 ст. 52 Закона № 1700), которые госслужащий должен задекларировать, то есть в течение 90 к. д. со дня прекращения или отмены военного положения.

Отметим также, что на период действия военного положения ограничение, установленное п. 1 ч. 1 ст. 25 Закона № 1700, не распространяется на госслужащих (кроме госслужащих категории «А»), должностных лиц местного самоуправления (кроме должностных лиц, должности которых отнесены к первой – третьей категориям), если такие лица находятся в отпуске без сохранения зарплаты или в случае простоя, при условии что трудовые договоры (контракты), гражданско-правовые договоры о предоставлении услуг или сделках в сфере предпринимательской деятельности заключаются с юрлицами частного права или физлицами-предпринимателями, относительно которых такие государственные служащие и должностные лица местного самоуправления в течение последнего года не осуществляли полномочий по контролю, надзору или подготовке или принятию соответствующих решений относительно деятельности этих юрлиц или физлиц-предпринимателей. Такие лица обязаны прекратить занятие другой оплачиваемой (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту) или предпринимательской деятельностью в соответствии с ч. 2 ст. 25 Закона № 1700 в течение 15 рабочих дней со дня прекращения простоя или окончания отпуска (п. 28 ч. 2 разд. ХІІІ Закона № 1700).

На период действия военного положения течение сроков, определенных ч. 2 ст. 25, ч. 1 ст. 36 Закона № 1700, останавливается до дня прекращения или отмены военного положения для лиц, которые не имеют возможности осуществить определенные действия в установленные сроки в связи с выполнением заданий в интересах обороны Украины, непосредственным участием в ведении военных (боевых) действий, выполнением других заданий в интересах национальной безопасности и обороны (п. 29 ч. 2 разд. ХІІІ Закона № 1700).

Такие лица исполняют соответствующие обязанности в такие сроки:

  • обязанности, предусмотренные ч. 2 ст. 25 Закона № 1700, – в течение 15 рабочих дней со дня прекращения или отмены военного положения;
  • обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 36 Закона № 1700, – в течение 60 к. д. со дня прекращения или отмены военного положения.

И в конце концов парламентарии предусмотрели, что на период действия военного положения НАПК имеет право получать благотворительные пожертвования (в т. ч. гуманитарную помощь) в виде товаров (имущества) от проектов международной технической помощи (п. 210 ч. 2 разд. ХІІІ Закона № 1700).

Ответственность за коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения

Хотя указанные выше изменения предоставляют определенные послабления в части декларирования, однако они применяются лишь в период действия военного положения и в течение месяца после его отмены. Именно поэтому целесообразно напомнить госслужащим об ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства. Так, за совершение коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления, в соответствии со ст. 651 Закона № 1700 привлекаются к уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке.

Лицо-правонарушитель, к которому судом не применено наказание или не наложено на него взыскание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься госслужбой, подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке.

Обратите внимание! Госслужащий, относительно которого вступило в законную силу решение суда о признании необоснованными активов и их взыскании в доход государства, подлежит освобождению от должности в установленном законом порядке.

С целью выявления причин и условий, которые способствовали совершению коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения или невыполнению требований указанного Закона другим способом, по представлению специально уполномоченного субъекта в сфере противодействия коррупции или предписанию Национального агентства решением руководителя учреждения, где работает лицо, которое совершило такое правонарушение, проводится служебное расследование согласно Порядку проведения служебного расследования относительно лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и лиц, которые для целей Закона Украины «О предотвращении коррупции» приравниваются к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления», утвержденному постановлением КМУ от 13.06.2000 № 950.

Кроме того, ограничение относительно запрета лицу заниматься госслужбой, освобожденному от должности в связи с привлечением к ответственности за коррупционное правонарушение, устанавливается только по мотивированному решению суда, если иное не предусмотрено законом.

А если госслужащий лишь поставлен в известность о подозрении в совершении им уголовного или административного правонарушения в сфере служебной деятельности, то работодатель имеет право отстранить его от исполнения полномочий на должности.

Обратите внимание! В случае закрытия производства по делу об административном правонарушении, связанном с коррупцией, в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения отстраненному от исполнения служебных полномочий лицу возмещается средний заработок за время вынужденного прогула, связанного с таким отстранением.

В соответствии со ст. 66 Закона № 1700 убытки, вред, нанесенные государству в результате совершения коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения, подлежат возмещению лицом, которое совершило соответствующее правонарушение, в установленном законом порядке.

В свою очередь, ст. 68 Закона № 1700 предусмотрен порядок восстановления прав и законных интересов и возмещения убытков, вреда, нанесенных физическим и юридическим лицам в результате совершения коррупционного правонарушения. Также в случае совершения коррупционного правонарушения средства и другое имущество госслужащего, полученные в результате коррупции, подлежат конфискации или специальной конфискации по решению суда (ст. 69 Закона № 1700).

Кроме отмеченного выше действуют также нормы КУоАП, которыми установлена административная ответственность за такие правонарушения, связанные с коррупцией:

  • нарушение ограничений относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности (ст. 1724 КУоАП);
  • нарушение установленных законом ограничений относительно получения подарков (ст. 1725 КУоАП);
  • нарушение требований финансового контроля (ст. 1726 КУоАП);
  • нарушение требований относительно предотвращения и урегулирования конфликта интересов (ст. 1727 КУоАП);
  • незаконное использование информации, которая стала известна лицу в связи с выполнением служебных полномочий (ст. 1728 КУоАП);
  • непринятие мер относительно противодействия коррупции (ст. 1729, 1729-1 КУоАП);
  • невыполнение законных требований (предписаний) НАПК (ст. 18846 КУоАП).

В соответствии с Уголовным кодексом (далее – УК) коррупционными преступлениями считаются:

  • нецелевое использование бюджетных средств, осуществление расходов бюджета или предоставления кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением (ст. 210 УК);
  • подкуп работника предприятия, учреждения или организации (ст. 354 УК);
  • злоупотребление властью или служебным положением (ст. 364 УК);
  • злоупотребление полномочиями служебным лицом юрлица частного права независимо от организационно-правовой формы (ст. 3641 УК);
  • злоупотребление полномочиями лицами, которые оказывают публичные услуги (ст. 3652 УК);
  • декларирование недостоверной информации (ст. 3661 УК);
  • принятие предложения, обещания или получение неправомерной выгоды служебным лицом (ст. 368 УК);
  • незаконное обогащение (ст. 3682 УК);
  • подкуп служебного лица юрлица частного права независимо от организационно-правовой формы (ст. 3683 УК);
  • подкуп лица, которое оказывает публичные услуги (ст. 3684 УК);
  • предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды служебному лицу (ст. 369 УК);
  • злоупотребление влиянием (ст. 3692 УК);
  • провокация подкупа (ст. 370 УК).

Кроме того, к коррупционным преступлениям относятся:

  • присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением (ст. 191 УК);
  • похищение, присвоение, вымогательство документов, штампов, печатей, завладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением или их повреждения (ст. 357 УК).

В завершение отметим: хотя на время действия военного положения некоторые вышеперечисленные правонарушения ограничиваются Законом № 2381, ответственность за них не применяется в случае, если полученные госслужащими подарки использовались лишь для помощи ВСУ или приобретения гуманитарной помощи для пострадавших от российской агрессии.

Комментарии к материалу