Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Условия оплаты труда в госорганах: что нового

02.03.2017 2632 0 1


С начала текущего года произошли существенные изменения в законодательстве по оплате труда. В частности, с 1 января оплата труда работников госорганов осуществляется согласно постановлению КМУ от 18.01.17 г. № 15 (далее – Постановление № 15). В свою очередь, некоторые нормы этого постановления упорядочены постановлением КМУ от 08.02.17 г. № 71 (далее – Постановление № 71). Новации, введенные указанными нормативно-правовыми актами, рассмотрим в данной консультации.


Нормативно-правовые акты по оплате труда в госорганах

Законодательные основания для установления условий оплаты труда лиц, с которыми в госорганах всех уровней заключены трудовые договоры, определены Законом от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889).

В то же время согласно нормам общего трудового законодательства, а именно Закону от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» (далее – Закон № 108), в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета, осуществляется государственное регулирование оплаты труда. То есть размеры условий оплаты труда таких работников (в т. ч. тех, кто работает в госорганах) определяются Кабмином.

Поэтому, исходя из норм ст. 8 Закона № 108, КМУ определяет схемы должностных окладов на должностях госслужбы с учетом юрисдикции госорганов, причем согласно ч. 3 ст. 51 Закона № 889 такое решение принимается ежегодно.

Отметим, что, в отличие от нескольких прошлогодних правительственных решений, о которых поговорим далее, Постановление № 15 – унифицировано. На 2017 год в нем определены: условия оплаты труда всех категорий работников, включая госслужащих, служб патроната, работников, на которых возлагаются функции по обслуживанию; условия стимулирования, премирования работников. То есть сейчас для всех этих категорий работников основанием для определения размеров должностных окладов, надбавок, доплат, прочих стимулирующих выплат, премирования служит Постановление № 15.

Прежде всего заметим, что со вступлением в силу Постановления № 15 (с 01.01.17 г.) утратили силу постановления КМУ:

  • от 06.04.16 г. № 268 «Об условиях оплаты труда работников государственных органов, исполняющих функции по обслуживанию, и работников Управления административных зданий хозяйственно-финансового департамента Секретариата Кабинета Министров Украины, Управления административными зданиями Государственного управления делами, Управления административными зданиями Управления делами Аппарата Верховной Рады Украины в 2016 году» (далее – Постановление № 268);
  • от 06.04.16 г. № 289, которым утверждено Положение о применении стимулирующих выплат государственным служащим (далее – Положение № 289);
  • от 06.04.16 г. № 292 «Некоторые вопросы оплаты труда государственных служащих» (далее – Постановление № 292);
  • от 05.05.16 г. № 323 «Об условиях оплаты труда работников патронатных служб в государственных органах» (далее – Постановление № 323).

Определение должностных окладов госслужащих с 01.01.17 г.

Итак, с 01.01.17 г. в штатном расписании госоргана следует зафиксировать должностные оклады, определенные Постановлением № 15 с учетом изменений, внесенных Постановлением № 71, поскольку эти изменения также следует применять начиная с 01.01.17 г.

По сравнению с размерами должностных окладов госслужащих, определенных на 2016 год Постановлением № 292, должностные оклады в текущем году повысились в среднем на 5–15 %.

При утверждении размеров должностных окладов соблюдены требования ч. 14 разд. XI «Заключительные и переходные положения» Закона № 889. Речь идет об установлении с 01.01.17 г. минимального должностного оклада группы 9 в госорганах, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения, в размере 1,25 размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного на 1 января календарного года (далее – ПМ). Поскольку согласно ст. 7 Закона от 21.12.16 г. № 1801-VІІІ «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» этот ПМ с 01.01.17 г. составляет 1 600 грн., минимальный должностной оклад госслужащего – 2 000 грн. (1 600 грн. х 1,25).

Что касается минимального размера должностного оклада группы 1 в госорганах, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины, то он, как известно, не может превышать 7 минимальных размеров должностного оклада группы 9 в госорганах, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения (ч. 3 ст. 51 Закона № 889). Это соотношение и в Постановлении № 292, и в Постановлении № 15 (с учетом изменений) соблюдено «с запасом». Если показать на цифрах, получается, что: руководителю госоргана группы 1 (например, госсекретарю министерства) должностной оклад с 01.01.17 г. установлен в размере 13 000 грн., а специалисту в органе районного уровня (например, райгосадминистрации – группа 9) – в размере 2 000 грн. Соотношение равно 6,5 (13 000 грн. : 2 000 грн.). Если бы четко была выполнена «буква закона», оклад госсекретаря составил бы 14 000 грн. (2 000 грн. х 7).

Кроме того, Схема должностных окладов на должностях государственной службы по группам оплаты труда с учетом юрисдикции государственных органов в 2017 году (далее – Схема-2017), дополнена новыми должностями (причем для госорганов всех уровней):

  • руководитель главного управления; руководитель аппарата местной госадминистрации – группа 4 по оплате труда;
  • заместитель руководителя главного управления; заместитель руководителя аппарата местной госадминистрации – группа 5 по оплате труда;
  • заместитель руководителя управления в составе главного управления; руководитель отдела в составе главного управления; заместитель руководителя отдела в составе главного управления; заведующий сектором в составе главного управления – группа 6 по оплате труда.

Также для госорганов областного уровня, г. Киева или г. Севастополя, районов, городов областного значения определен размер должностного оклада по должности администратора (группа 7 по оплате труда).

Надеемся, приятной будет новость о повышении согласно Постановлению № 71 размера должностных окладов по большинству должностей работников госорганов, юрисдикция которых распространяется на районы, города областного значения, например (см. таблицу):

(грн.)

Наименование должности госслужбы

Группа оплаты труда

Постановление № 292
(2016 год)

Постановление № 15
(2017 год)

Постановление № 71
(2017 год)

1

2

3

4

5

Заместитель руководителя департамента, главного управления*, службы, заместитель руководителя аппарата местной госадминистрации*

5

4 308

4 700

5 000

Руководитель управления в составе департамента, главного управления*, службы

6

3 446

3 900

4 100

Заместитель руководителя управления в составе департамента, главного управления*, службы

6

3 274

3 700

4 050

Руководитель отдела в составе департамента, главного управления*, службы, самостоятельного управления

6

3 101

3 500

4 000

Заместитель руководителя отдела в составе департамента, главного управления*, службы, самостоятельного управ­ления

6

2 929

3 300

3 900

Заведующий сектором в составе департамента, главного управления*, службы, самостоятельного управления и отдела

6

2 757

3 100

3 850

Главный специалист государственного органа

7

2 585

3 085

3 200

* Должность включена в Схему должностных окладов госслужащих с 01.01.17 г.

Обращаем внимание: должностные оклады, установленные в штатном расписании с 01.01.17 г. в предусмотренных Постановлением № 15 размерах, подлежат пересмотру. То есть нужно внести изменения в штатное расписание и установить новые размеры должностных окладов на уровне тех, которые утверждены Постановлением № 71. В таком случае предупреждать работников об изменении условий их труда не нужно.

Особенности установления должностных окладов и надбавок за ранги госслужащим

Примечания к Схеме-2017 также содержат много новаций. В частности, в п. 1 упорядочен вопрос по определению должностных окладов работников тех структурных подразделений, которые являются юридическими лицами и юрисдикция которых распространяется на территорию одной или нескольких областей, г. Киева или г. Севастополя. Итак, для госслужащих таких структур оклады следует определять по группам 4–9 оплаты труда.

Кроме того, начиная с 01.01.17 г. для работников структурных подразделений территориальных органов центральных органов исполнительной власти (далее – ЦОИВ) в области, г. Киеве или г. Севастополе, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения, должностные оклады следует определять по схеме должностных окладов для госорганов, юрисдикция которых распространяется на территорию одного или нескольких районов, городов областного значения. Однако такое приравнивание не касается органов доходов и сборов.

Исходя из определенных в ст. 17 Закона № 889 полномочий руководителя госслужбы в госоргане, на него, в частности, возлагаются функции по: плановому замещению должностей госслужбы подготовленными специалистами согласно требованиям к профессиональной компетентности; назначению граждан, прошедших конкурсный отбор, на вакантные должности госслужбы категорий «Б» и «В»; присвоению рангов госслужащим.

На практике это значит, что, например, руководителю райгосадминистрации для обеспечения выполнения задач, возложенных на соответствующее структурное подразделение этой госадминистрации, следует самостоятельно принимать решение по определению структуры подразделений и наименований должностей работников, которые будут выполнять соответствующие задачи. Это может быть департамент, в составе которого есть два управления с тремя отделами в каждом управлении, или же главное управление, в составе которого будут функционировать два отдела и два сектора. Также этому руководителю необходимо определиться, какие именно должности вводить в штат – главных, ведущих специалистов, специалистов, а также как установить их численность.

С уверенностью говорим об этом, поскольку типовые штаты на сегодняшний день не применяются, а расходы на оплату труда должны соответствовать объемам средств, запланированным сметой именно для оплаты труда.

Новацией в оплате госслужащих-2017 является повышение должностных окладов на 20 % тем, кто исполняет функции по подготовке проектов нормативно-правовых актов, проведению правовой экспертизы проектов таких актов, государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других ЦОИВ, а также других органов. Это касается руководящих работников структурных подразделений, главных и ведущих специалистов Минюста, руководящих работников, государственных экспертов и главных специалистов Аппарата Верховной Рады, Администрации Президента, Аппарата Совета нацбезопасности и обороны, Секретариата Кабмина, осуществляющих профессиональную и юридическую экспертизу проектов нормативно-правовых актов.

Отметим также, что обновленные нормы примечания к Схеме-2017 предусматривают дополнительные преференции в части повышения должностных окладов работников некоторых структур. Так, в 2017 году смогут получать должностные оклады, повышенные на 10 % по сравнению с утвержденными этой Схемой, еще и работники Счетной палаты (п. 2 примечания).

Если говорить о рангах, то согласно ст. 52 Закона № 889 размеры надбавок за ранги должны утверждаться одновременно с утверждением размеров должностных окладов госслужащих. Поэтому ничего не может помешать Кабмину пересмотреть эти размеры, ведь должностные оклады с 01.01.17 г. стали выше, так почему бы не повысить и надбавки за ранги – и это было бы логично. Однако при решении вопросов оплаты труда редко работают правила логики. Вот и в этот раз в течение 2017 года размеры надбавок за ранги остаются на уровне прошлогодних.

Оплата труда служб патроната

Принципы, определенные Постановлением № 323, в текущем году практически не изменились, однако некоторое упорядочение произошло.

Итак, принимая локальный документ госоргана, вместо норм утратившего силу Постановления № 323 следует применять Условия оплаты труда работников патронатных служб в государственных органах, утвержденные Постановлением № 15 (далее – Условия патроната). Начиная с 01.01.17 г. согласно этим Условиям составляющие заработка работников патронатных служб госорганов нужно будет согласовывать с должностным лицом, при котором создана патронатная служба. Ранее такое должностное лицо в соответствии с Постановлением № 323 только подавало предложения по этим вопросам.

В п. 4 Условий патроната уточнено, что при определении стажа для установления надбавки за выслугу лет учитываются периоды работы, предусмотренные именно в ч. 2 ст. 46 Закона № 889. Еще появился новый абзац, предусматривающий изменение размера этой надбавки со дня получения права на повышение.

Что касается размеров должностных окладов работников служб патроната, то, как видно из приложения 5 к Условиям патроната, их размеры в среднем повысились на 6–10 % по сравнению с 2016 годом.

Обновленные условия оплаты труда «обслуживающих» работников

В связи с тем что Постановление № 268 утратило силу, с 01.01.17 г. будут действовать Условия оплаты труда работников государственных органов, выполняющих функции по обслуживанию, и работников Управления административных зданий хозяйственно-финансового департамента Секретариата Кабинета Министров Украины, управления административными зданиями Государственного управления делами, управления административными зданиями Управления делами Аппарата Верховной Рады Украины (далее – Условия обслуживающих работников).

Опять обратимся к разд. XI Закона № 889, где в п. 7 сказано, что условия оплаты труда тех работников госорганов, их аппаратов, секретариатов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций, которые не являются должностями госслужбы, не могут предусматривать уменьшения размера их заработка. К таким «негосслужащим» относятся и работники, исполняющие функции обслуживания.

Знаем, что к ним относятся руководители и работники структурных подразделений по обслуживанию админзданий, учету документов, архивов, складов, копировально-множительных бюро и т. п. А среди работников – следующие должности: инспектор, статистик, секретарь, кассир, инспектор, комендант, архивариус, экспедитор, делопроизводитель, стенографист и другие.

Как и в прошлом году, должностные оклады упомянутых работников определены в зависимости от юрисдикции госорганов, а повышение размеров окладов составляет в среднем 10–20 %. Согласно Постановлению № 15 (с учетом изменений), в частности, введены новые должности «обслуживающих» работников, а именно:

  • заведующего самостоятельным сектором;
  • инженера, инженера-программиста, инженера-электронщика, инженера других специальностей, консультанта, документоведа, инспектора без категории;
  • дежурного оперативного;
  • администратора.

Кроме того, должность специалиста по связям с общественностью и прессой из Схемы должностных окладов, приведенной в приложении к Условиям обслуживающих работников, исключена.

Обновленные Условия обслуживающих работников не предусматривают премирования в текущем году в ранее определенных пределах фонда. То есть теперь нет нормы о премировании упомянутых работников с использованием 20 % общего фонда должностных окладов за год и экономии фонда оплаты труда. Сейчас согласно пп. 2 п. 3 упомянутых Условий предусматривается премирование в пределах фонда премирования соответствующего госоргана. Время покажет, насколько это оправдано и целесообразно.

В любом случае руководителю госслужбы в госоргане следует быть осведомленным в вопросах распределения расходов на оплату труда каждой категории работников соответствующего госоргана – и госслужащих, и служб патроната, и «обслуживающих» работников, и рабочих (если таковые есть в штатном расписании). Не лишними будут его знания об объемах расходов фонда оплаты труда для премирования, установления надбавок, доплат, материальной помощи и т. п.

Изменились также размеры материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов и материальной помощи при предоставлении ежегодного отпуска. Вместо ранее предусмотренного Постановлением № 268 размера каждого из видов этой помощи – не более должностного оклада, в 2017 году работники получат их в размере своего среднемесячного заработка.

Также предусмотрено, что решение о премировании, установлении надбавок за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы, предоставлении материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов руководителей управлений должно быть принято вышестоящим органом. Ранее для этого требовалось решение именно руководителя вышестоящего органа.

Стимулирование госслужащих

Прежде всего отметим, что нормы Закона № 889, согласно которым определяются условия и размеры оплаты труда госслужащих по всем составляющим их заработка (ст. 50–52), не предусматривают для этих лиц стимулирующих выплат.

Единственное место, где речь идет о таких выплатах, – разд. XI Закона № 889 (последний абзац ч. 14). Знаем, что руководителю госслужбы предоставлено право устанавливать упомянутые выплаты только в течение двух лет со дня вступления в силу данного Закона, то есть до 01.05.18 г.

В прошлом году нормативным документом по данному вопросу было Положение № 289, утратившее силу со вступлением в силу с 01.01.17 г. Постановления № 15. Новое Положение о применении стимулирующих выплат государственным служащим, утвержденное Постановлением № 15 (далее – Положение № 15), после внесения изменений Постановлением № 71 почти не изменилось.

Исключение составляет новая норма, содержащаяся в п. 7 Положения, на которой остановимся подробнее.

Итак, как и в прошлом году, госслужащим могут устанавливаться, в частности, стимулирующие выплаты в виде надбавок за интенсивность труда, за выполнение особо важной работы. Положением № 15 определены также критерии для их установления.

Заметим: согласно общим нормам трудового законодательства надбавка за выполнение особо важной работы должна выплачиваться работнику именно на период выполнения этой особо важной работы. Для этого в положении об оплате труда соответствующего учреждения следует указать, какая именно работа может относиться к особо важной, на работников какой квалификации такая работа возлагается, и прочие условия установления и выплаты данной надбавки. Положение № 15, как и прежнее Положение № 289, подобных оговорок не содержит, поэтому руководитель госоргана самостоятельно определяет целесообразность и необходимость установления данной стимулирующей выплаты.

В п. 7 Положения № 15, которое действует с 01.01.17 г., сказано, что надбавка за выполнение особо важной работы также полагается госслужащим, обеспечивающим внедрение приоритетных реформ государства в соответствующих отраслях. И в таком случае сказано, что она устанавливается на соответствующий срок приказом руководителя госслужбы. Критерии для этой надбавки Положение № 15 не определяет. Не совсем понятно, о каких именно приоритетных реформах идет речь. Возможно, это выяснится после издания соответствующего правительственного решения. Также было бы не лишним указать в Положении № 15, насколько правомерно установление этой надбавки работникам госорганов всех уровней, в частности органов власти городов, районов, а также их структурных подразделений.

В свою очередь, советуем указать в должностной инструкции работников, по должностям которых планируется установление предусмотренной п. 7 Положения № 15 надбавки, о возложении на них исполнения функций по внедрению приоритетных реформ с детальной их конкретизацией. Конечно, с такой обновленной инструкцией госслужащего следует ознакомить заранее в письменном виде.

Премирование госслужащих

Согласно ч. 3 ст. 50 Закона № 889 госслужащие могут получать премии по результатам работы и ежегодного оценивания служебной деятельности. Для них предусмотрены следующие виды премии:

  • по результатам ежегодного оценивания служебной деятельности;
  • месячная или квартальная премия в соответствии с личным взносом госслужащего в общий результат работы госоргана.

Установлен и предел размера премии. В целом размер месячной (или квартальной) премии госслужащего в течение года не должен превышать 30 % фонда его должностного оклада в год (ч. 3 ст. 50 Закона № 889). Согласно ч. 6 ст. 52 Закона № 889 фонд премирования госоргана устанавливается в размере 20 % общего фонда должностных окладов за год и экономии фонда оплаты труда. Эти нормы вступают в силу с 01.01.19 г. Поэтому руководителю госслужбы необходимо самостоятельно определиться в отношении объема средств фонда оплаты труда, которые будут направлены на выплату премий работникам возглавляемого им госоргана, причем не только для госслужащих, но и для других работников – служб патроната, «обслуживающих» категорий персонала, рабочих.

Детальная конкретизация положений о премировании госслужащих категории «А» содержалась в Постановлении № 292, где были определены, в частности: максимальный размер премии; как определяется этот размер; каким госорганам предоставлены полномочия по ее назначению руководителям министерств, других ЦОИВ, областных и районных госадминистраций.

В текущем году при премировании этих высокопоставленных должностных лиц следует руководствоваться Порядком премирования государственных служащих, занимающих должности государственной службы категории «А», утвержденным Постановлением № 15. Единственное отличие данного Порядка от принятых Постановлением № 292 правил премирования упомянутых лиц – это то, что теперь в документе не указан размер выплачиваемой премии. Остальные позиции в части порядка и условий премирования остались без изменений.

Что касается госслужащих категории «Б» и «В», то для них приказом Минсоцполитики от 13.06.16 г. № 646 утверждено Типовое положение о премировании государственных служащих органов государственной власти, других государственных органов, их аппаратов (секретариатов) (далее – Положение № 646). На основании этого документа каждый госорган соответствующего уровня должен утвердить и согласовать с первичным профсоюзом свое положение о премировании, определив в нем размеры премий, критерии для их выплаты, а также основания для увеличения или уменьшения премии (включая основания для полного ее лишения работников).

Решения о том, что Положение № 646 утратило силу, нет. Хотя оснований считать данный документ таким, применение которого в текущем году приведет к нарушению трудового законодательства, нет, ведь в нем не сказано о его действии только в течение определенного периода.

И в завершение добавим, что для оплаты труда рабочих следует применять приказ Минтруда от 02.10.96 г. № 77 «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов». Настоящий документ на сегодняшний день остался без изменений. Об особенностях его применения в 2017 году см. «Оплата труда работников органов местного самоуправления и рабочих в 2017 году».

Комментарии к материалу