Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Общие показатели по оплате труда в 2022 году

09.01.2022

Рассмотрим зарплатные изменения, которые ждут бюджетные учреждения в этом году. Сразу заметим, что не все из них сегодня действуют. Однако если заранее знать о запланированных изменениях, можно подготовиться к их введению без лишних стрессов.


Показатели по оплате труда

Отметим, что размер минимальной зарплаты (далее – МЗП) не меняется начиная с декабря 2021 года и до 1 октября 2022 года.

Таблица 1. Минимальная заплата

(грн)

Период

Размер

Месячный

Почасовой

1

2

3

1 января – 30 сентября

6 500,00

39,26

1 октября – 31 декабря

6 700,00

40,46

На что повлияет показатель МЗП:

1. Как и ранее, если зарплата меньше, чем МЗП, надо делать доплату до размера МЗП согласно ст. 3 Закона от 24.03.1995 № 108/95-ВР «Об оплате труда» (далее – Закон № 108). Отслеживайте: если показатель МЗП не изменится, но оклад работника повышен, то размер доплаты до МЗП уменьшится.

То есть заработная плата работника в 2022 году будет состоять:

  • только из оклада, если его размер равен или выше, чем уровень МЗП;
  • из оклада и доплаты до МЗП, если оклад установлен на уровне, меньшем, чем МЗП.

2. В связи с ростом размера МЗП повышается минимальная (1 МЗП) и максимальная база ЕСВ (15 МЗП), а также размер ЕСВ для работников. Однако ставки ЕСВ в 2022 году остаются неизменными: общая – 22 %, для лиц с инвалидностью – 8,41 %.

Таблица 2. База начисления ЕСВ

(грн)

Показатель

Период, сумма

с 01.01.2022

с 01.10.2022

1

2

3

Максимальная база начисления ЕСВ

97 500

100 500

Максимальный страховой взнос

21 450

22 110

Минимальная база начисления ЕСВ

6 500

6 700

Минимальный страховой взнос

1 430

1 474

3. Согласно Закону от 23.09.1999 № 1105-XIV «Об общеобязательном государственном социальном страховании» (далее – Закон № 1105) больничные и декретные для лиц, страховой стаж которых на протяжении 12 месяцев перед страховым случаем менее чем 6 месяцев, ограничиваются предельным размером:

  • для временной нетрудоспособности (больничных) – не более чем пособие, исчисленное из МЗП, действующей в месяце наступления страхового случая (п. 1 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105);
  • для пособия по беременности и родам (декретных) – не более чем пособие, исчисленное из двойной МЗП, действующей в месяце наступления страхового случая (п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105).

Независимо от страхового стажа относительно больничных и декретных применяются следующие ограничения:

  • минимальное ограничение (только для декретных) – не менее чем размер пособия, исчисленного из МЗП, действующей в месяце наступления страхового случая (ч. 2 ст. 26 Закона № 1105);
  • максимальное ограничение (для больничных и декретных) – не более чем пособие, исчисленное из максимальной базы ЕСВ, действовавшей в предыдущем месяце перед месяцем наступления страхового случая (ч. 3 ст. 24, ч. 2 ст. 26 Закона № 1105).

Внимание! Для расчета ограничения берется предыдущий месяц, а не месяц наступления страхового случая (письмо Минсоцполитики от 23.11.2017 № 514/0/86-17/273).

Таблица 3. Ограничение относительно среднедневной зарплаты для расчета больничных и декретных

(грн)

Месяц

Среднедневная зарплата за 1 календарный день

Минимальная
(только для декретных)

Максимальная
(если страховой стаж
за 12 месяцев – менее
чем 6 месяцев)

Максимальная
(база за предыдущий месяц)

1

2

3

4

Январь – сентябрь

213,53
(6 500,00 : 30,44)

427,07
(2 х 6 500,00 : 30,44)

3 203,02
(97 500,00 : 30,44)

Октябрь

220,11
(6 700,00 : 30,44)

440,21
(2 х 6 700,00 : 30,44)

3 203,02
(97 500,00 : 30,44)

Ноябрь – декабрь

220,11
(6 700,00 : 30,44)

440,21
(2 х 6 700,00 : 30,44)

3 301,58
(100 500,00 : 30,44)

В расчете среднее количество дней в одном месяце за год – 30,44 соответственно (п. 4 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию), утвержденного постановлением КМУ от 26.09.2001 № 1266).

4. Повышение МЗП повлияет на размер доходов, которые не облагаются НДФЛ и военным сбором (далее – ВС). Так, на протяжении 2022 года необлагаемая часть составляет 1 625 грн (МЗП на начало года = 6 500 грн х 25 %)

5. В связи с тем, что показатель МЗП вырос в декабре 2021 года, оклады работников на 01.01.2022 повышать не нужно.

6. Вырастут суточные в пределах Украины для небюджетников на 2022 год – 650 грн (0,1 МЗП).

7. Повышаются размеры трудовых штрафов согласно ст. 265 КЗоТ.

Таблица 4. Прожиточный минимум (далее – ПМ)

(грн)

Размер ПМ

Период

С 1 января 2022 года

С 1 июля 2022 года

С 1 декабря 2022 года

1

2

3

4

На одного человека

2 393

2 508

2 589

Детям до 6 лет

2 100

2 201

2 272

Детям от 6 до 18 лет

2 618

2 744

2 833

Трудоспособным лицам

2 481

2 600

2 684

Лицам, утратившим трудоспособность

1 934

2 027

2 093

На что повлияет показатель ПМ:

1. На 01.01.2022 определяется (в течение года не меняется) размер налоговой социальной льготы (далее – НСЛ) и предельный размер дохода, который дает право на НСЛ:

  • предельный размер дохода, который дает право на НСЛ в 2022 году – 3 470 грн (ПМ на начало года 2 481 грн х 1,4 округленный до ближайших 10 грн),
  • обычная НСЛ – 1 240,50 грн (2 481 грн х 50 %).

Таблица 5. Размер НСЛ

(грн)

Вид НСЛ %

Размер НСЛ

Предельный размер дохода,
который дает право на получение НСЛ

1

2

3

Обычная 100 %*

1 240,50

3 470,00

Обычная на «детей» 100 %**

1 240,50 х количество
детей до 18 лет

Для одного из родителей: 3 470 х количество детей,

для второго – 3 470

Повышенная на «детей» 150 %***

1 860,75 х количество
детей до 18 лет

Для одного из родителей: 3 470 х количество детей,

для второго – 3 470

Повышенная 150 %****

1 860,75

3 470,00

Максимальная 200 %*****

2 481,00

3 470,00

* Обычная 100 % (пп. 169.1.1 Налогового кодекса, далее – НК) – все работники, размер доходов которых не превышает 3 470 грн.
** Обычная на «детей» 100 % (пп. 169.1.2 НК) – один из родителей, который содержит двоих и более детей до 18 лет.
*** Повышенная на «детей» 150 % (пп. «а», «б» пп. 169.1.3 НК) – составляет 1 860,75 грн и предоставляется налогоплательщику:
– одинокой матери (отцу), вдове (вдовцу) или опекуну или попечителю в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет;
– лицу, которое содержит ребенка с инвалидностью в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет.
**** Повышенная 150 % (пп. «в»–«е» пп. 169.1.3 НК):
– лицу, пострадавшему вследствие аварии на ЧАЭС (1-й и 2-й категории);
– лицу, которое является учащимся, студентом, аспирантом, ординатором, адъюнктом;
– лицу с инвалидностью I или II группы, в т. ч. с детства;
– лицу, которому назначена пожизненная стипендия в связи с преследованиями за правозащитную деятельность, включая журналистов;
– участнику боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны
***** Максимальная 200 % (пп. 169.1.4 НК):
– Героем Украины, Советского Союза, Социалистического Труда или полным кавалером ордена Славы или ордена Трудовой Славы;
– лицом, которое награждено четырьмя и более медалями «За отвагу»;
– участником боевых действий во время Второй мировой войны
– лицом, которое в период Второй мировой войны работало в тылу;
– лицом с инвалидностью I и II группы, которое принимало участие в боевых действиях на территории других стран в период после Второй мировой войны;
– бывшим узником концлагерей, гетто и мест принудительного содержания во время Второй мировой войны;
– лицом, которое признано репрессированным или реабилитированным.

2. В пределах ПМ проводят индексацию доходов работников. База индексации меняется в течение года в зависимости от изменения размера ПМ. Объект индексации в 2022 году не меняется (зарплата работников учреждений; денежное обеспечение военнослужащих, полицейских, лиц рядового и начальствующего состава, должностных лиц таможенной службы; стипендии; алименты; пенсии; пособие по безработице в размере дохода):

  • с 1 января – 2 481 грн;
  • с 1 июля – 2 600 грн;
  • с 1 декабря – 2 684 грн.

Доходы граждан, как и ранее, индексируются в пределах ПМ, установленного для соответствующих социальных и демографических групп населения, согласно п. 4 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением КМУ от 17.07.2003 № 1078.

3. Увеличивается размер не облагаемых НДФЛ и ВС доходов, которые определяются исходя из ПМ. Не облагается НДФЛ и ВС нецелевая благотворительная помощь, которая предоставляется резидентами – юридическими или физическими лицами в пользу налогоплательщика на протяжении отчетного налогового года, если ее размер не превышает 3 470 грн.

4. Уровень обеспечения ПМ для назначения государственной соцпомощи определяет ст. 9 Закона о Госбюджете на 2022 год и зависит от роста ПМ.

Таблица 6. Помощь малообеспеченным семьям

(грн)

Социальные и демографические
группы населения

Размер уровня
соответствующего ПМ, %

Сумма

январь – июнь

июль – ноябрь

декабрь

1

2

3

4

5

Трудоспособные лица

45

1 116,45

1 170,00

1 207,80

Дети в возрасте до 6 лет

130

2 730,00

2 861,30

2 953,60

Дети в возрасте от 6 до 18 лет

130

3 403,40

3 567,20

3 682,90

Дети в возрасте от 18 до 23 лет
(при условии продолжения обучения)

130

3 225,30

3 380,00

3 489,20

Лица, утратившие трудоспособность, и инвалиды

100

1 934,00

2 027,00

2 093,00

5. От повышения ПМ зависит также размер разовой адресной денежной помощи, которую заведения высшего образования (далее – ЗВО) выплачивают выпускникам в размере 5 ПМ для трудоспособных лиц, установленного на 1 января календарного года. Соответствующая помощь предусмотрена постановлениями КМУ от 26.09.2006 № 1361 «О предоставлении разовой адресной денежной помощи некоторым категориям выпускников высших учебных заведений» и от 11.05.2011 № 524 «Вопросы оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы».

В 2022 году разовая адресная денежная помощь выпускникам ЗВО составляет (специализация по профилям): педагогический, медицинский и фармацевтический – 12 405 грн (ПМ для трудоспособных лиц на начало года 2 481 грн х 5).

6. Согласно ст. 8 Закона от 13.05.2005 № 2342-IV «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки» учебные заведения обязаны выплачивать выпускникам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, разовую денежную помощь в размере 6 ПМ для лиц соответствующего возраста.

Таблица 7. Разовая адресная помощь выпускникам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки

(грн)

Получатели помощи

Размер за период

январь – июнь

июль – ноябрь

декабрь

1

2

3

4

Лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в возрасте до 18 лет умерли родители, и лица, которые были отнесены к детям, лишенным родительской опеки (2 481 х 6)

14 886

15 600

16 104

Лица в возрасте от 6 до 18 лет, у которых в возрасте до 18 лет умерли родители, и лица, которые были отнесены к детям, лишенным родительской опеки (2 618 х 6)

15 708

16 464

16 998

Внимание! Факт выпуска из учебного заведения ребенка, лишенного родительской опеки, является основанием для выплаты разовой денежной помощи в размере не менее чем 6 ПМ, установленных законом, независимо от того, продолжает ли такой ребенок обучение в другом учебном заведении или трудоустроился (постановление Верховного Суда от 26.05.2020 по делу № 303/5848/16-а, административное производство № К/9901/38408/18).

Должностные оклады по ЕТС

На 2022 год должностной оклад работника 1-го тарифного разряда по ЕТС (далее – т. р.) для бюджетной сферы планируют повышать с 1 января и 1 октября. Уже не первый год для бюджетной сферы не предусмотрена привязка должностных окладов к размеру не ниже МЗП.

Напомним, что согласно требованиям ч. 5 ст. 6 Закона № 108 схема должностных окладов (тарифных ставок) работников учреждений, заведений и организаций, которые финансируются из бюджета, формируется на основании:

  • минимального размера должностного оклада (тарифной ставки), установленного правительством;
  • междолжностных (межквалификационных) соотношений размеров должностных окладов (тарифных ставок) и тарифных коэффициентов.

В Законе о Госбюджете на 2022 год не предусмотрено установление должностного оклада работника 1-го т. р. Поэтому должностной оклад работника 1-го т. р., если не будут внесены изменения в постановление КМУ от 30.08.2002 № 1298, составляет:

  • с 1 января 2022 года – 2 893 грн;
  • с 1 октября 2022 года – 2 982 грн.

Итак, на данный момент должностной оклад работника 1-го т. р. остается на уровне, установленном с 01.12.2021, а следовательно, и должностные оклады не меняются с 01.01.2022.

Плановые размеры окладов с 01.01.2022 и с 01.10.2022 приведем в табл. 8.

Таблица 8. Должностные оклады (тарифные ставки) работников бюджетной сферы по ЕТС в 2022 году

(грн)

Разряд

Тарифный коэффициент

Должностной оклад (тарифная ставка, с округлением)

с 1 января

с 1 октября

1

2

3

4

1-й

1,00

2 893

2 982

2-й

1,09

3 153

3 250

3-й

1,18

3 414

3 519

4-й

1,27

3 674

3 787

5-й

1,36

3 934

4 056

6-й

1,45

4 195

4 324

7-й

1,54

4 455

4 592

8-й

1,64

4 745

4 890

9-й

1,73

5 005

5 159

10-й

1,82

5 265

5 427

11-й

1,97

5 699

5 875

12-й

2,12

6 133

6 322

13-й

2,27

6 567

6 769

14-й

2,42

7 001

7 216

15-й

2,58

7 464

7 694

16-й

2,79

8 071

8 320

17-й

3,00

8 679

8 946

18-й

3,21

9 287

9 572

19-й

3,42

9 894

10 198

20-й

3,64

10 531

10 854

21-й

3,85

11 138

11 481

22-й

4,06

11 746

12 107

23-й

4,27

12 353

12 733

24-й

4,36

12 613

13 002

25-й

4,51

13 047

13 449

Выводы

  1. Как видим, в 2022 году остается актуальной дифференциация зарплаты и соблюдение межквалификационных соотношений. Для работников с 1–12-м т. р. должностной оклад ниже, чем уровень МЗП.
  2. Если происходит повышение должностных окладов (тарифных ставок) по ЕТС, то возникает потребность пересмотреть должностные оклады в штатных расписаниях бюджетных учреждений и внести изменения в них или же переутвердить их.
  3. Штатные расписания бюджетных учреждений утверждают в установленном порядке в течение месяца с начала года, то есть до 1 февраля (п. 45 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденных постановлением КМУ от 28.02.2002 № 228).
  4. Важно, что согласно ст. 22 Закона о Госбюджете на 2022 год для всех категорий работников учреждений, заведений и организаций бюджетной сферы, государственных органов размер зарплаты (денежного обеспечения) может меняться только в пределах бюджетных назначений на оплату труда, предусмотренных в госбюджете. То есть повышение зарплаты необходимо осуществлять, исходя из средств, предусмотренных в смете.
Таблица 1. Минимальная заплата.doc
Скачать
Таблица 2. База начисления ЕСВ.doc
Скачать
Таблица 3. Ограничение относительно среднедневной зарплаты для расчета больничных и декретных.doc
Скачать
Таблица 4. Прожиточный минимум.doc
Скачать
Таблица 5. Размер НСЛ.doc
Скачать
Таблица 6. Помощь малообеспеченным семьям.doc
Скачать
Таблица 7. Разовая адресная помощь выпускникам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.doc
Скачать
Таблица 8. Должностные оклады (тарифные ставки) работников бюджетной сферы по ЕТС в 2022 году.doc
Скачать
Комментарии к материалу
Содержание
Новое
18.11.2024
Форма № 4-ПН: информируем о запланированном массовом высвобождении работников
Предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования в случае запланированного массового высвобождения работников на основании п. 1 ст. 40 КЗоТ (из-за изменений в организации производства и труда, среди прочего и ликвидации, реорганизации или пер...
18.03.2024
Порядок удержания из зарплаты по нескольким исполнительным листам
В деятельности учреждений часто возникают ситуации, когда они получают на одного работника несколько исполнительных документов об отчислении из заработной платы суммы задолженности (ущерба) по соответствующим решениям органов (должностных лиц). Как осуществлять удержание в таких случаях, не нарушая ...
19.02.2024
Оценивание работы главного бухгалтера
У читателей возникают вопросы относительно корректного применения правил оценки деятельности главных бухгалтеров бюджетных учреждений, ведь это полномочное лицо наделено высокой степенью ответственности за осуществление учреждением своих функций с соблюдением норм бюджетного законодательства. Рассмо...