Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Национальные заведения: функционирование и условия оплаты труда

03.04.2019 2767 0 0


Согласно законодательству некоторым заведениям предоставляется статус национальных. Рассмотрим, как именно получается такой статус, какие преференции предоставляются заведениям и их работникам, а также особенности оплаты труда работников некоторых категорий.


Предоставление заведению статуса национального

На сегодня базовым документом, который служит основанием для предоставления заведению гуманитарной сферы статуса национального, является Положение о национальном заведении (учреждении) Украины, утвержденное Указом Президента от 16.06.95 г. № 451/95 (далее – Указ № 451).

Напомним, что получить статус национального заведения или учреждения (далее – заведение) может при условии достижения наивысших показателей деятельности относительно использования интеллектуального потенциала нации, реализации идеи национального возрождения и развития страны, внедрения государственного языка. Следует также быть ведущим среди отраслевой группы заведений (учреждений) гуманитарной сферы.

Указ № 451 предусматривает и основания, при которых получается такой статус. Относительно сферы культуры (т. е. такой, в которой действуют театральные, музыкальные, хореографические творческие коллективы) установлено еще одно основание: такой коллектив ранее должен получить статус академического.

Заметим, Указ № 451 предусматривает возможность устанавливать в пределах фонда зарплаты таких заведений повышенные должностные оклады, стипендии, другие поощрительные выплаты. Источником для этого служат госбюджетные и собственные средства.

При всех условиях только Указ Президента предоставляет заведению статус национального.

Особенности функционирования нацзаведений культуры

Итак, заведению культуры предоставлен статус национального. Например, Национальный академический драматичный театр им. Ивана Франко и Национальная филармония получили этот статус по Указу Президента от 11.10.94 г. № 587/94 (далее – Указ № 587). Кстати, данным документом подтверждена также деятельность заведений культуры, которым ранее предоставлен статус национальных, в частности: Национальный заповедник «Хортица», Национальная киностудия художественных фильмов им. А. Довженко.

Указ № 587 предусматривает, что функции управления имуществом нацзаведений культуры осуществляет Минкультуры (в т. ч. утверждает Положение о национальных заведениях культуры), а финансируются эти заведения из госбюджета. Согласно данному Указу контролировать уровень культурной деятельности заведений, использования ими бюджетных средств имеют созданные при Минкультуры наблюдательные советы.

Преференции в оплате труда

На практике не все вышеназванные положения Указов выполняются. Так, согласно постановлению КМУ от 03.04.06 г. № 413 «Некоторые вопросы оплаты труда работников национальных заведений культуры» (далее – Постановление № 413) отдельным категориям работников нацзаведений культуры для определения предельных размеров должностных окладов предусмотрено применение дополнительных коэффициентов повышения должностных окладов. Конечно, это должно осуществляться в пределах фонда оплаты труда, утвержденного сметой для соответствующего заведения.

Обращаем внимание: в приложении к Постановлению № 413 приведен Перечень национальных заведений культуры, для работников которых при определении должностных окладов применяется дополнительный коэффициент повышения должностных окладов (далее – Перечень № 413).

Из этого вытекает, что дополнительные коэффициенты могут быть установлены только для заведений, включенных в Перечень № 413. А приобретение заведением статуса национального еще не означает, что его работники будут иметь какие-то преимущества, в частности, в части определения размера их заработка.

Применение дополнительных коэффициентов

Итак, на работников нацзаведений, включенных в Перечень № 413, распространяются нормы приказа Минкультуры от 05.06.06 г. № 385 «Об условиях оплаты труда работников национальных заведений культуры» (далее – Приказ № 385). В нем, в частности, указано:

  • устанавливая должностные оклады работникам, руководители заведения должны сохранить междолжностные (межквалификационные) соотношения в оплате труда (т. е. отказаться от «уравниловки» в оплате труда);
  • дополнительные коэффициенты повышения применяются к должностным окладам, определенным согласно приказу Минкультуры от 18.10.05 г. № 745 «Об упорядочении условий оплаты труда работников культуры на основе Единой тарифной сетки» (далее – Приказ № 745).

Обращаем внимание: постановлением КМУ от 06.03.19 г. № 179 (вступило в силу с 13.03.19 г.) внесены изменения в Постановление № 413, относительно упомянутых коэффициентов, которые применяются с 01.01.19 г.

Для руководителей заведений, их заместителей, артистического персонала коэффициенты не изменились, то есть остались в пределах 2,2–4.

Однако относительно других работников норма стала принципиально иной. Если ранее дополнительные коэффициенты в пределах 2–3,7 можно было применять только к окладам руководителей структурных подразделений, профессионалов, специалистов, высококвалифицированных рабочих, которые обеспечивают и непосредственно выполняют творческие, музейные, научно-исследовательские, научно-образовательные функции, а также функции по охране культурного наследия, то теперь они должны применяться и для других работников заведений культуры.

Фактически это значит, что все работники нацзаведений культуры, включая профессионалов финансовых, кадровых, юридических, бухгалтерских служб заведений (конструктор, инженер, экономист, юрисконсульт, бухгалтер, переводчик и т. п.), а также технических работников (лаборант, заведующий хозяйством, кассир), рабочих (гардеробщик, истопник, сторож, дворник, парикмахер, слесарь, столяр), водителей, могут претендовать на установление им должностных окладов с применением дополнительных коэффициентов в пределах 2–3,7.

То есть должностные оклады других работников, тарифные разряды по должностям которых определяются согласно Приказу № 745, будут повышаться на дополнительные коэффициенты.

Например, по должности кастелянши (2-й тарифный разряд согласно приложению 5 к Приказу № 745), размер должностного оклада с применением коэффициента 2 согласно обновленному Постановлению № 413 с 01.01.19 г. рассчитывается следующим образом:

1 921 грн. х 1,09 = 2 093,89 грн. ≈ 2 094 грн.,

где 1 921 грн. – тариф работника 1-го разряда на сегодня;

1,09 – тарифный коэффициент.

С применением дополнительного коэффициента должностной оклад кастелянши составляет 4 188 грн. (2 094 грн. х 2).

Конечно, обновленные нормы Постановления № 413 должны быть отражены в колдоговоре заведения (или в положении об оплате труда работников) и будут применяться исходя из реальных финансовых возможностей каждого заведения. Не лишним будет конкретизировать в таком локальном документе, какие именно дополнительные коэффициенты применяются к каждой должности работников, которые находятся в штате заведения, например отдельным перечнем должностей установить конкретные размеры дополнительных коэффициентов повышения должностных окладов.

При случае напомним, что работникам нацзаведений, как и всем работникам бюджетной сферы, могут устанавливаться доплаты, надбавки, а также выплачиваться материальная помощь и премия, как это предусмотрено Постановлением № 1298 и Приказом № 745. Не забываем, что согласно п. 3 Постановления № 1298 ограничение относительно предельного размера надбавок (то есть не более 50 % должностного оклада) не распространяется на работников нацзаведений.

Это значит, что по основаниям, определенным локальным документом заведения, одному работнику могут быть установлены одновременно надбавки трех видов, а именно:

  • за высокие достижения в труде;
  • за выполнение особо важной работы (на срок ее выполнения);
  • за сложность, напряженность в работе.

Их размер в целом может составлять 150 % должностного оклада работника.

Обращаем на это внимание еще и потому, что те заведения, которые будут применять обновленные нормы Постановления № 413, должны осуществлять расходы на оплату труда только в пределах объемов на оплату труда, принятых сметой этого заведения. Может случиться, что в заведении придется отменять ранее установленные размеры упомянутых надбавок работникам и в то же время рассчитывать должностные оклады с применением дополнительных коэффициентов. Поэтому для корректного применения нормативно-правовых актов бухгалтерским и кадровым службам нужно будет работать в тандеме.

Кроме того, заметим, что для бухгалтерской службы нацзаведения основанием для расчета заработка работникам по новым правилам должен быть приказ руководителя заведения (или его учредителя), в котором конкретизируются нормы по оплате труда относительно каждого работника.

Необходимости в предупреждении предварительно работников об изменениях в оплате труда нет, ведь фактически (надеемся) у работников объем заработка увеличится, хотя его структура по его отдельным составляющим может существенно измениться (в частности, уменьшится размер премии).

Особенности, касающиеся некоторых заведений культуры

Однако не все заведения культуры, которым в установленном порядке предоставлен статус национальных, имеют право применять дополнительные преференции относительно размеров должностных окладов. Объясним подробнее.

В соответствии со ст. 8 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» условия и размеры оплаты труда работников учреждений, которые финансируются из бюджета, должны определяться Кабмином. Поэтому поскольку ни Постановлением № 413, ни другими правительственными решениями некоторые нацзаведения культуры не включены в перечень заведений, в которых должны применяться дополнительные коэффициенты повышения должностных окладов, оплата труда их работников осуществляется на общих принципах, установленных, в частности, для учреждений и заведений культуры. То есть для определения размера заработка таких работников применяются:

  • постановление КМУ от 30.08.02 г. № 1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» (далее – Постановление № 1298);
  • Приказ № 745.

Например, нескольким заведениям культуры предоставлен статус национальных, в частности:

  • Музей искусства им. Богдана и Варвары Ханенков (Указ Президента от 17.01.11 г. № 50/2011);
  • Музей украинского народного декоративного искусства (Указ Президента от 15.02.10 г. № 164/2010);
  • Национальный центр народной культуры «Музей Ивана Гончара» (Указ Президента от 11.03.09 г. № 150/2009).

Эти заведения согласно своим уставам действуют как коммунальные и подчиненные главному управлению культуры исполкома Киевского горсовета.

Заметим, что организационно-методическое руководство относительно Музея искусства им. Богдана и Варвары Ханенков возложено на Минкультуры. Кстати, этот музей создан еще по Декрету Совета Народных Комиссаров от 23.06.1919 г., и он является сокровищницей достояний западноевропейского искусства и искусства стран Востока, ведущим научно-исследовательским, культурно-образовательным и научно-методическим центром для всех музеев художественного профиля. В нем сохраняются, изучаются и будут популяризироваться памятники мирового искусства.

К сожалению, три упомянутых заведения культуры не включены в Перечень № 413, поэтому его работники не имеют преференции относительно применения к их должностным окладам дополнительных коэффициентов. То есть размер их заработка определяется на общих принципах (кроме преимуществ относительно предельных размеров надбавок, предусмотренных п. 3 Постановления № 1298, которыми они могут пользоваться безоговорочно). То есть на сегодня преференции установлены относительно заведений, подчиненных Минкультуры, а коммунальные нацзаведения остались вне поля зрения.

По решению ІV сессии VІІІ созыва Киевского горсовета от 01.06.17 г. № 427/2649 оформлено Обращение в Кабмин, в котором предлагается внести изменения в Постановление № 413 – дополнить Перечень № 413 вышеуказанным и другими коммунальными заведениями культуры, которые относятся к ведению этого органа местного самоуправления. Такое Обращение не является безосновательным, ведь эти заведения популяризируют уникальные коллекции, готовят выставочные проекты высокого уровня, а персонал работает с применением инновационных подходов в работе с посетителями.

Национальные образовательные заведения

Указом Президента от 29.04.96 г. № 304/96 «О некоторых вопросах предоставления высшим учебным заведениям статуса национального» (далее – Указ № 304) определено, что:

  • вузу предоставляется статус национального только по результатам аккредитации;
  • национальные вузы остаются в государственной собственности и подчинении соответствующих центральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств, служб и т. п.).

Этим Указом также утвержден Перечень групп высших учебных заведений, которым может предоставляться статус национального.

Порядок предоставления заведениям высшего образования статуса национального, подтверждения или лишения этого статуса утвержден постановлением КМУ от 22.11.17 г. № 912.

Если говорить о преимуществах, которые могут быть предоставлены работникам национальных образовательных заведений, то их нет. Фактически оплата их труда осуществляется по нормам Постановления № 1298 и приказа МОН от 26.09.05 г. № 557 «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений».

Единственной преференцией может быть повышенный по сравнению с работниками других образовательных заведений размер премии, если для этого есть соответствующее финансовое основание.

Комментарии к материалу