Ответственность за нарушение правил военного учета
Акценты этой статьи:
- наиболее частые ошибки по учету призывников и военнообязанных;
- ответственность за нарушение правил военного учета.
Нормативно-правовая база
Обязанность по обеспечению ведения военного учета работодателями прямо предусмотрена нормами:
- Закона от 06.12.91 г. № 1932-ХІІ «Об обороне» (ч. 2 ст. 16);
- Закона от 21.10.93 г. № 3543-ХІІ «О мобилизационной подготовке и мобилизации» (абзац тринадцатый ч. 1 ст. 21);
- Закона от 25.03.92 г. № 2232-ХІІ «О воинской обязанности и военной службе».
Соответствующие нормы содержит также Порядок организации и ведения военного учета призывников и военнообязанных, утвержденный постановлением КМУ от 07.12.16 г. № 921.
Законодательство должны соблюдать и физические лица, по которым ведется военный учет, то есть призывники и военнообязанные.
Заметим: если раньше руководители учреждений, заведений, а также граждане не уделяли надлежащего внимания таким нарушениям (вопрос «закрывался» после уплаты незначительного штрафа), то в последнее время в кодексы, устанавливающие административную или уголовную ответственность, внесены существенные изменения, согласно которым сейчас применяются более жесткие санкции.
Полномочия по рассмотрению административных правонарушений
В соответствии со ст. 235 КУоАП военные комиссариаты наделены полномочиями по рассмотрению админнарушений в сфере военного учета. Этими структурами рассматриваются дела по таким правонарушениям:
нарушение военнообязанными или призывниками законодательства о воинской обязанности и военной службе;
- нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации;
- преднамеренная порча учетно-военных документов или утеря их по неосторожности;
- неявка на вызов в военкомат;
- непредставление в военкоматы списков юношей, подлежащих приписке к призывным участкам;
- необеспечение извещения военнообязанных об их вызове в военкоматы, препятствие их своевременной явке на сборные пункты или призывные участки;
- несвоевременная подача документов, необходимых для ведения военного учета;
- неизвещение граждан об их вызове в комиссариаты;
- непредставление сведений о военнообязанных.
Важным представляется и то, что рассмотрение дел и наложение соответствующих взысканий имеют право осуществлять военные комиссары в районах, районах в городах, городах, а также горрайонные военные комиссары.
Административные взыскания
Рассмотрим (см. табл. 1), к каким последствиям приведут нарушения согласно нормам КУоАП (по состоянию на 25.04.18 г.).
Таблица 1
Состав правонарушения |
Санкция |
Санкция за повторное правонарушение (в течение года) |
Норма КУоАП |
---|---|---|---|
1 |
2 |
3 |
4 |
Нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации |
Штраф: |
Штраф: |
Ст. 210 |
Преднамеренная порча или небрежное хранение лицами учетно-военных документов (речь идет о военных билетах, удостоверении о приписке к призывным участкам), повлекшее за собой их потерю |
Штраф |
Штраф |
Ст. 211 |
Неявка граждан на вызов в военкомат без уважительных причин для приписки к призывному участку |
Штраф |
Не предусмотрен |
Ст. 2111 |
Непредставление руководителями или ответственными за военный учет лицами ежегодно в сроки, установленные МО, в комиссариаты списков граждан, которые подлежат приписке к призывным участкам (речь идет о ЖЭО, которые ведут военный учет, кадровых подразделениях учреждений, заведений) |
Штраф |
Штраф |
Ст. 2112 |
Прием руководителями или другими должностными лицами учреждений, заведений на работу (учебу) лиц, не состоящих на военном учете по месту жительства |
Штраф |
Штраф |
Ст. 2113 |
Необеспечение руководителями или ответственными за учет лицами по требованию военкоматов извещения о вызове или препятствие своевременной явке граждан на сборные пункты или призывные участки |
Штраф |
Штраф |
Ст. 2114 |
Несвоевременное представление руководителями или ответственными за учет лицами домовых карточек, карточек регистрации, военно-учетных документов на жильцов для взятия или снятия их с военного учета, а также неизвещение об их вызове в военкоматы |
Штраф |
Штраф |
Ст. 2115 |
Непредставление должностными лицами МСЭК сведений обо всех военнообязанных, признанных инвалидами |
Штраф |
Штраф |
Ст. 2116 |
Напомним, что согласно нормам Налогового кодекса НМДГ составляет 17 грн.
Уголовная ответственность
За нарушения законодательства призывники и военнообязанные согласно Уголовному кодексу (далее – УК) несут такую ответственность (по состоянию на 25.04.18 г., см. табл. 2):
Таблица 2
Уголовный проступок |
Санкция |
Норма УК |
---|---|---|
Уклонение от призыва на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава |
Ограничение свободы сроком до 3 лет |
Ст. 335 |
Уклонение от призыва по мобилизации |
Лишение свободы сроком от 2 до 5 лет |
Ст. 336 |
Примечание. Речь идет о санкциях, которые применяются в случае уклонения от прохождения учебных и проверочных сборов. Для примера см. постановление Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 07.12.16 г. № 343/2436/15-к. |
||
Уклонение от прохождения службы гражданской защиты в особый период (кроме восстановительного периода) или в случае проведения целевой мобилизации |
Лишение свободы на срок от 2 до 5 лет |
Ст. 3361 |
Уклонение военнообязанного от военного учета после предупреждения, сделанного военкоматом |
Штраф |
Ст. 337 |
Комментарии к материалу