Конкурс на должность госслужбы: что нового
Заключение трудового договора с некоторыми категориями работников бюджетных учреждений предусматривает по законодательству прохождение предварительного конкурсного отбора. Учитывая полномочия, которые возлагаются на госслужащих, правила прохождения конкурса претендентами для занятия должности в госоргане довольно серьезные. Рассмотрим, какие именно изменения претерпело правительственное решение, которым определены эти правила.
Общие процедурные вопросы
Согласно постановлению КМУ от 05.06.19 г. № 462 (далее – Постановление № 462), которое вступило в силу с 14.06.19 г., упорядочены практически все позиции ранее утвержденного постановлением от 25.03.16 г. № 246 Порядка проведения конкурса на занятие должностей государственной службы (далее – Постановление № 246, Порядок № 246).
Кратко рассмотрим, что именно изменилось на сегодняшний день.
Внимание! Отныне объявления о проведении конкурса на занятие должностей госслужбы категорий «Б» и «В», обнародованных на официальном веб-сайте Нацгосслужбы, должны быть пронумерованы для идентификации соответствующей должности. Так предусмотрено обновленным постановлением КМУ от 05.06.19 г. № 462 п. 10 Порядка № 246. |
Обратим внимание на новую норму, которая появилась в Порядке № 246 (это п. 181), согласно которой члены комиссии и администраторы, привлеченные к работе комиссии, несут персональную ответственность за разглашение информации, которая стала им известна во время проведения конкурса. В частности, речь идет о содержании ситуационных задач, а также задач для проверки владения иностранным языком стран Совета Европы. Разглашать это нельзя до завершения конкурса.
Важным для руководителя госслужбы соответствующего госоргана является и то, что сейчас им может быть принято решение, согласно которому функции администратора будут выполнять два человек, а не один, как это было раньше.
Напомним: выполнение таких функций во время проведения конкурса руководитель госслужбы возлагает на лиц среди работников службы персонала госоргана или на другое, определенное им лицо. Советуем в таком приказе также отметить о персональной ответственности администратора за разглашение информации, о которой он узнает во время или в процессе подготовки к проведению конкурса.
Как известно, законодательно усилена ответственность за наличие задолженности по уплате алиментов на содержание ребенка. В связи с этим Порядок № 246 дополнен нормой, которая предусматривает предоставление претендентом на занятие вакантной должности госслужбы категории «А» или «Б», кроме предусмотренного законодательством пакета документов, еще и заявления об отсутствии упомянутой задолженности, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за 6 месяцев со дня предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению. Форма такого заявления содержится в приложении 21 к Порядку № 246.
Проведение конкурса в малочисленных госорганах
Знаем: согласно п. 15 Порядка № 246 конкурсная комиссия должна быть образована и функционировать численностью по меньшей мере 5 человека. Однако при невозможности образования такой конкурсной комиссии в госоргане, где численность составляет менее 10 человек, есть возможность проведения конкурса комиссией (далее – комиссия), которую создал руководитель госслужбы госоргана высшего уровня. Заметим, что ранее были установлены определенные нюансы работы комиссии относительно госорганов, где штатная численность работников составляла менее 15 человек.
Итак, когда речь идет о конкурсе на вакантные должности в местных госадминистрациях, то его особенностью является то, что в случае фактической численности работников госоргана менее 10 человек конкурс будет проводить комиссия, созданная руководителем госслужбы органа высшего уровня.
При этих условиях в структурном подразделении облгосадминистрации со статусом юрлица публичного права конкурсная процедура будет проводиться комиссией, созданной руководителем аппарата этой администрации; в аппарате или структурном подразделении райгосадминистрации – комиссией, созданной руководителем облгосадминистрации; в структурном подразделении со статусом юрлица публичного права – комиссией, созданной руководителем аппарата райгосадминистрации.
Участие в конкурсе лиц с инвалидностью
На сегодня претенденту на должность госслужбы, который является лицом с инвалидностью, необходимо, кроме всего, предоставить в соответствующую комиссию заявление по форме, приведенной в приложении 3 к Порядку № 246, чтобы конкретизировать вид разумного приспособления, необходимого ему в связи с особенностями его здоровья (например, сурдопереводчик или наличие подъемника для коляски и т. п.).
Измененный Порядок № 246 предусматривает, что относительно лиц с инвалидностью, которые желают принять участие в конкурсе на занятие должностей госслужбы, Нацгосслужба должна утвердить еще один документ, а именно: методику обеспечения видов разумного приспособления и способов их применения. Ждем такого документа.
Нюансы конкурса на «реформаторские» должности
Сейчас для проведения конкурса на должности специалистов по вопросам реформ нельзя назначать двух администраторов – будет работать только один.
Еще один момент: в зависимости от этапа конкурса, к которому претендент был допущен, кандидату на такую должность предоставлена возможность согласно письменному обращению в соответствующую комиссию получить извлечение из предыдущей сводной ведомости средних баллов или извлечение из сводной ведомости средних баллов.
Однако такие извлечения нуждаются в засвидетельствовании:
- специальным структурным подразделением Нацгосслужбы – относительно кандидатов на должности категории «А»;
- службой управления персоналом госоргана, в котором проводился конкурс, – относительно кандидатов на должности категории «Б» и «В».
Собеседование с кандидатами на должности
Пункт 50 Порядка № 246 предусматривает проведение собеседования с кандидатами на должности госслужбы. Отныне согласно этому пункту установлено, что время для его проведения определяется комиссией.
Что касается лиц, которые нуждаются в разумном приспособлении, то во время прохождения ими собеседования не должно включаться время предоставленного им перерыва именно для такого приспособления. О такой особенности комиссия обязана указать в своем протоколе. Такая норма предусмотрена и для ситуации, когда собеседование проводится для оценивания соответствия профессиональной компетенции кандидата установленным требованиям, которые не были оценены на предыдущих этапах конкурса (п. 83 Порядка № 246).
Добавим: аналогичная норма предусмотрена и при определении для упомянутых лиц времени на решение ситуационных задач в устной и письменной форме.
Как и ранее, окончательной оценкой в баллах по каждому требованию во время упомянутой процедуры является среднее арифметическое значение индивидуальных баллов, выставленных комиссией. При этом по обновленному п. 53 Порядка № 246 члена комиссии сведения относительно результатов собеседования должны предоставить администратору, чтобы тот заполнил сводную ведомость средних баллов.
Обнародование результатов конкурса
Знаем: относительно должностных лиц категории «А» результаты конкурса обнародуются специальным подразделением Нацгосслужбы в течение следующего рабочего дня с даты подписания протокола заседания комиссии.
Поскольку до сих пор не до конца были урегулированы вопросы такого обнародования относительно госслужащих категорий «Б» и «В», п. 59 Порядка № 246 дополнен соответствующими позициями.
Итак, на госорган, в котором проводился конкурс на занятие должностей категорий «Б» и «В», отныне возлагается функция относительно передачи Нацгосслужбе информации о результатах конкурса в электронной форме также не позже чем в течение следующего рабочего дня с даты подписания соответствующего протокола заседания комиссии. Речь идет о сведениях о победителе конкурса и втором по результатам конкурса кандидате (при наличии) или об отсутствии победителя конкурса.
Готовить такую информацию должна служба управления персонала госоргана, в котором проводится конкурс.
Изменения, внесенные в приложения Порядка № 246
Вполне логической необходимостью является приведение в соответствие с измененными нормами Порядка № 246 приложений к этому документу.
Так, отныне в разделе «Общие условия» приложения 1 к Порядку № 246 среди документов, необходимых для участия в конкурсе, предусмотрено предоставление такого дополнительного (необязательного), как заявление относительно обеспечения разумного приспособления. Конечно же, это заявление будет подавать лицо с инвалидностью для определения вида приспособления, которого требует именно оно. Должны быть предоставлены копии справки об установлении инвалидности и при наличии – индивидуальной программы реабилитации, чего раньше не предусматривалось.
Также согласно обновленному Порядку № 246 предусмотрена необходимость определения места, времени и даты начала проведения проверки владения иностранным языком, который является одним из официальных языков Совета Европы (тестирование).
Обращаем внимание: относительно кандидатов на должности госслужбы категории «А» должна быть указана дата проверки относительно владения определенным иностранным языком, а кандидатов на должности категорий «Б» и «В» – дата начала тестирования. |
После внесения изменений в Порядок № 246 претендент на должность госслужбы в заявлении о допуске к участию в конкурсе должен также указать номер объявления (то есть номер вакансии, обнародованной на официальном веб-сайте Нацгосслужбы). Это касается должностей категорий «Б» и «В».
Почему-то так вышло, что подтверждающая информация об отсутствии 6-месячной задолженности по «детским» алиментам подается лишь кандидатами на должности категорий «А» и «Б», то есть другие госслужащие о таком информировать не обязаны.
Претерпели редакционные и другие изменения и приложения, в частности те, в которых приводятся формы сведений о результатах:
- тестирования;
- решения ситуационных задач;
- собеседования.
Обращаем внимание: практически все приложения к Порядку № 246 отныне дополнены ссылками, поэтому советуем руководителям госслужбы соответствующих госорганов и работникам служб управления персоналом неуклонно соблюдать нормы, указанные в них, во время проведения конкурсов, которые запланировано провести в ближайшее время. |
Некоторые нормы, которые не претерпели изменений
Остались неизменными положения Порядка № 246 относительно:
- условий и этапов проведения конкурса;
- возможности привлечения к участию в работе комиссии госслужащих из других госорганов, а также представителей профсоюзов, научных работников, экспертов определенных отраслей;
- общего порядка документов для участия в конкурсе, а также осуществления проверки таких документов;
- баллов, которые выставляются по результатам тестирования кандидатов (включая кандидатов на должности специалистов по вопросам реформ), а также тестирования на знание специального законодательства;
- составления рейтингового списка кандидатов;
- проведения закрытого конкурса по «тайным», мобилизационным вопросам и вопросам обороны и нацбезопасности.
До сих пор, принимая на службу в органы местного самоуправления, должны применять и Порядок проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственных служащих, утвержденный постановлением КМУ от 15.02.02 г. № 169. При этом соблюдаем Закон от 07.06.01 г. № 2493-ІІІ «О службе в органах местного самоуправления».
Выводы
Поскольку организационная и подготовительная работа по проведению конкурса на должности госслужбы является довольно кропотливой, необходимо со всем вниманием отнестись к этой процедуре от ее начала и до самого завершения. От добросовестности должностных лиц, которые будут привлекаться к проведению конкурса, зависит, какие именно кадры будут работать в госоргане – профессионалы или лица безответственные.
Поэтому внимательно обрабатываем привила проведения конкурса, учитывая внесенные в них поправки.
Комментарии к материалу