Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Конкурс на должность госслужбы: что нового

10.07.2019

Заключение трудового договора с некоторыми категориями работников бюджетных учреждений предусматривает по законодательству прохождение предварительного конкурсного отбора. Учитывая полномочия, которые возлагаются на госслужащих, правила прохождения конкурса претендентами для занятия должности в госоргане довольно серьезные. Рассмотрим, какие именно изменения претерпело правительственное решение, которым определены эти правила.


Общие процедурные вопросы

Согласно постановлению КМУ от 05.06.19 г. № 462 (далее – Постановление № 462), которое вступило в силу с 14.06.19 г., упорядочены практически все позиции ранее утвержденного постановлением от 25.03.16 г. № 246 Порядка проведения конкурса на занятие должностей государственной службы (далее – Постановление № 246, Порядок № 246).

Кратко рассмотрим, что именно изменилось на сегодняшний день.

Внимание! Отныне объявления о проведении конкурса на занятие должностей госслужбы категорий «Б» и «В», обнародованных на официальном веб-сайте Нацгосслужбы, должны быть пронумерованы для идентификации соответствующей должности. Так предусмотрено обновленным постановлением КМУ от 05.06.19 г. № 462 п. 10 Порядка № 246.

Обратим внимание на новую норму, которая появилась в Порядке № 246 (это п. 181), согласно которой члены комиссии и администраторы, привлеченные к работе комиссии, несут персональную ответственность за разглашение информации, которая стала им известна во время проведения конкурса. В частности, речь идет о содержании ситуационных задач, а также задач для проверки владения иностранным языком стран Совета Европы. Разглашать это нельзя до завершения конкурса.

Важным для руководителя госслужбы соответствующего госоргана является и то, что сейчас им может быть принято решение, согласно которому функции администратора будут выполнять два человек, а не один, как это было раньше.

Напомним: выполнение таких функций во время проведения конкурса руководитель госслужбы возлагает на лиц среди работников службы персонала госоргана или на другое, определенное им лицо. Советуем в таком приказе также отметить о персональной ответственности администратора за разглашение информации, о которой он узнает во время или в процессе подготовки к проведению конкурса.

Как известно, законодательно усилена ответственность за наличие задолженности по уплате алиментов на содержание ребенка. В связи с этим Порядок № 246 дополнен нормой, которая предусматривает предоставление претендентом на занятие вакантной должности госслужбы категории «А» или «Б», кроме предусмотренного законодательством пакета документов, еще и заявления об отсутствии упомянутой задолженности, совокупный размер которой превышает сумму соответствующих платежей за 6 месяцев со дня предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению. Форма такого заявления содержится в приложении 21 к Порядку № 246.

Проведение конкурса в малочисленных госорганах

Знаем: согласно п. 15 Порядка № 246 конкурсная комиссия должна быть образована и функционировать численностью по меньшей мере 5 человека. Однако при невозможности образования такой конкурсной комиссии в госоргане, где численность составляет менее 10 человек, есть возможность проведения конкурса комиссией (далее – комиссия), которую создал руководитель госслужбы госоргана высшего уровня. Заметим, что ранее были установлены определенные нюансы работы комиссии относительно госорганов, где штатная численность работников составляла менее 15 человек.

Итак, когда речь идет о конкурсе на вакантные должности в местных госадминистрациях, то его особенностью является то, что в случае фактической численности работников госоргана менее 10 человек конкурс будет проводить комиссия, созданная руководителем госслужбы органа высшего уровня.

При этих условиях в структурном подразделении облгосадминистрации со статусом юрлица публичного права конкурсная процедура будет проводиться комиссией, созданной руководителем аппарата этой администрации; в аппарате или структурном подразделении райгосадминистрации – комиссией, созданной руководителем облгосадминистрации; в структурном подразделении со статусом юрлица публичного права – комиссией, созданной руководителем аппарата райгосадминистрации.

Участие в конкурсе лиц с инвалидностью

На сегодня претенденту на должность госслужбы, который является лицом с инвалидностью, необходимо, кроме всего, предоставить в соответствующую комиссию заявление по форме, приведенной в приложении 3 к Порядку № 246, чтобы конкретизировать вид разумного приспособления, необходимого ему в связи с особенностями его здоровья (например, сурдопереводчик или наличие подъемника для коляски и т. п.).

Измененный Порядок № 246 предусматривает, что относительно лиц с инвалидностью, которые желают принять участие в конкурсе на занятие должностей госслужбы, Нацгосслужба должна утвердить еще один документ, а именно: методику обеспечения видов разумного приспособления и способов их применения. Ждем такого документа.

Нюансы конкурса на «реформаторские» должности

Сейчас для проведения конкурса на должности специалистов по вопросам реформ нельзя назначать двух администраторов – будет работать только один.

Еще один момент: в зависимости от этапа конкурса, к которому претендент был допущен, кандидату на такую должность предоставлена возможность согласно письменному обращению в соответствующую комиссию получить извлечение из предыдущей сводной ведомости средних баллов или извлечение из сводной ведомости средних баллов.

Однако такие извлечения нуждаются в засвидетельствовании:

  • специальным структурным подразделением Нацгосслужбы – относительно кандидатов на должности категории «А»;
  • службой управления персоналом госоргана, в котором проводился конкурс, – относительно кандидатов на должности категории «Б» и «В».

Собеседование с кандидатами на должности

Пункт 50 Порядка № 246 предусматривает проведение собеседования с кандидатами на должности госслужбы. Отныне согласно этому пункту установлено, что время для его проведения определяется комиссией.

Что касается лиц, которые нуждаются в разумном приспособлении, то во время прохождения ими собеседования не должно включаться время предоставленного им перерыва именно для такого приспособления. О такой особенности комиссия обязана указать в своем протоколе. Такая норма предусмотрена и для ситуации, когда собеседование проводится для оценивания соответствия профессиональной компетенции кандидата установленным требованиям, которые не были оценены на предыдущих этапах конкурса (п. 83 Порядка № 246).

Добавим: аналогичная норма предусмотрена и при определении для упомянутых лиц времени на решение ситуационных задач в устной и письменной форме.

Как и ранее, окончательной оценкой в баллах по каждому требованию во время упомянутой процедуры является среднее арифметическое значение индивидуальных баллов, выставленных комиссией. При этом по обновленному п. 53 Порядка № 246 члена комиссии сведения относительно результатов собеседования должны предоставить администратору, чтобы тот заполнил сводную ведомость средних баллов.

Обнародование результатов конкурса

Знаем: относительно должностных лиц категории «А» результаты конкурса обнародуются специальным подразделением Нацгосслужбы в течение следующего рабочего дня с даты подписания протокола заседания комиссии.

Поскольку до сих пор не до конца были урегулированы вопросы такого обнародования относительно госслужащих категорий «Б» и «В», п. 59 Порядка № 246 дополнен соответствующими позициями.

Итак, на госорган, в котором проводился конкурс на занятие должностей категорий «Б» и «В», отныне возлагается функция относительно передачи Нацгосслужбе информации о результатах конкурса в электронной форме также не позже чем в течение следующего рабочего дня с даты подписания соответствующего протокола заседания комиссии. Речь идет о сведениях о победителе конкурса и втором по результатам конкурса кандидате (при наличии) или об отсутствии победителя конкурса.

Готовить такую информацию должна служба управления персонала госоргана, в котором проводится конкурс.

Изменения, внесенные в приложения Порядка № 246

Вполне логической необходимостью является приведение в соответствие с измененными нормами Порядка № 246 приложений к этому документу.

Так, отныне в разделе «Общие условия» приложения 1 к Порядку № 246 среди документов, необходимых для участия в конкурсе, предусмотрено предоставление такого дополнительного (необязательного), как заявление относительно обеспечения разумного приспособления. Конечно же, это заявление будет подавать лицо с инвалидностью для определения вида приспособления, которого требует именно оно. Должны быть предоставлены копии справки об установлении инвалидности и при наличии – индивидуальной программы реабилитации, чего раньше не предусматривалось.

Также согласно обновленному Порядку № 246 предусмотрена необходимость определения места, времени и даты начала проведения проверки владения иностранным языком, который является одним из официальных языков Совета Европы (тестирование).

Обращаем внимание: относительно кандидатов на должности госслужбы категории «А» должна быть указана дата проверки относительно владения определенным иностранным языком, а кандидатов на должности категорий «Б» и «В» – дата начала тестирования.

После внесения изменений в Порядок № 246 претендент на должность госслужбы в заявлении о допуске к участию в конкурсе должен также указать номер объявления (то есть номер вакансии, обнародованной на официальном веб-сайте Нацгосслужбы). Это касается должностей категорий «Б» и «В».

Почему-то так вышло, что подтверждающая информация об отсутствии 6-месячной задолженности по «детским» алиментам подается лишь кандидатами на должности категорий «А» и «Б», то есть другие госслужащие о таком информировать не обязаны.

Претерпели редакционные и другие изменения и приложения, в частности те, в которых приводятся формы сведений о результатах:

  • тестирования;
  • решения ситуационных задач;
  • собеседования.

Обращаем внимание: практически все приложения к Порядку № 246 отныне дополнены ссылками, поэтому советуем руководителям госслужбы соответствующих госорганов и работникам служб управления персоналом неуклонно соблюдать нормы, указанные в них, во время проведения конкурсов, которые запланировано провести в ближайшее время.

Некоторые нормы, которые не претерпели изменений

Остались неизменными положения Порядка № 246 относительно:

  • условий и этапов проведения конкурса;
  • возможности привлечения к участию в работе комиссии госслужащих из других госорганов, а также представителей профсоюзов, научных работников, экспертов определенных отраслей;
  • общего порядка документов для участия в конкурсе, а также осуществления проверки таких документов;
  • баллов, которые выставляются по результатам тестирования кандидатов (включая кандидатов на должности специалистов по вопросам реформ), а также тестирования на знание специального законодательства;
  • составления рейтингового списка кандидатов;
  • проведения закрытого конкурса по «тайным», мобилизационным вопросам и вопросам обороны и нацбезопасности.

До сих пор, принимая на службу в органы местного самоуправления, должны применять и Порядок проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственных служащих, утвержденный постановлением КМУ от 15.02.02 г. № 169. При этом соблюдаем Закон от 07.06.01 г. № 2493-ІІІ «О службе в органах местного самоуправления».

Выводы

Поскольку организационная и подготовительная работа по проведению конкурса на должности госслужбы является довольно кропотливой, необходимо со всем вниманием отнестись к этой процедуре от ее начала и до самого завершения. От добросовестности должностных лиц, которые будут привлекаться к проведению конкурса, зависит, какие именно кадры будут работать в госоргане – профессионалы или лица безответственные.

Поэтому внимательно обрабатываем привила проведения конкурса, учитывая внесенные в них поправки.

Комментарии к материалу
Новое
25.11.2024
Составляем график отпусков
Кадровики, составляя графики отпусков, часто сталкиваются с определенными трудностями. Немало вопросов по созданию этого документа возникает в условиях военного положения и широкого применения дистанционной работы. Рассмотрим, что должен учитывать кадровик, составляя график отпусков на следующий год...
05.12.2023
Почему нужен аудит личных карточек работников
Об аудите трудовых книжек, который будет содействовать переходу работодателей на электронное ведение кадровой документации, мы уже писали (см. «Проводим аудит трудовых книжек»). Конечно, такой переход коснется и других кадровых документов. Итак, на этот раз поговорим о личных карточках р...
05.12.2023
Стажировка и прохождение практики в учреждении
В соответствии со ст. 8 Закона от 05.07.2012 № 5067-VI «О занятости населения» каждый имеет право, наряду с прочим, на профессиональное обучение, которое реализуется путем первичной профессиональной подготовки, переподготовки, специализации и повышения квалификации, стажировки непосредст...