Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Коллективные трудовые споры: особенности регистрации, формирования и ведения дел

02.10.2019 1198 0 0

Трудовые правоотношения – это та сфера человеческих отношений, связанных с выполнением определенных трудовых функций, где нередко возникают разного рода конфликты и недоразумения, уладить которые «мирным» путем не всегда удается. Для беспристрастного и правового урегулирования трудовых споров (конфликтов) законодательством предусмотрена определенная процедура, с особенностями которой предлагаем ознакомиться.

Проблемы, связанные с соблюдением работодателями трудовых прав работников, нередко приводят к длительным конфликтам с работниками и органами (организациями), которые представляют их интересы. Как известно, интересы работодателей и наемных работников не всегда совпадают, а потому на любой стадии трудовых правоотношений возможны ситуации, когда необходимо найти решение, которое бы устраивало обе стороны. Обычно причиной возникновения как индивидуальных, так и коллективных трудовых споров является нарушение сторонами норм трудового законодательства.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 КЗоТ работники имеют право на решение коллективных трудовых споров (конфликтов) (далее – КТСК) в установленном законом порядке. Основным законодательным актом, который определяет правовые и организационные принципы функционирования системы мероприятий по решению КТСК является Закон от 03.03.98 г. № 137/98-ВР «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (далее – Закон № 137), направленный на достижение взаимодействия сторон социально-трудовых отношений в процессе урегулирования КТСК, возникших между ними.

Кроме Закона № 137 действует еще ряд нормативно-правовых актов, изданных Национальной службой посредничества и примирения (далее – НСПП). Напомним, что НСПП создана Указом Президента от 07.11.98 г. № 1258/98 в целях содействия улучшению трудовых отношений и предотвращения возникновения КТСК, их прогнозирования и содействия своевременному решению, осуществления посредничества для решения таких споров (конфликтов). Представители НСПП могут принимать участие в решении КТСК.

КТСК – это разногласия, возникшие между сторонами социально-трудовых отношений, относительно (ст. 2 Закона № 137):

  • установления новых или изменения имеющихся социально-экономических условий труда и производственного быта;
  • заключения или изменения коллективного договора, соглашения;
  • выполнения коллективного договора, соглашения или отдельных их положений;
  • невыполнения требований законодательства о труде.

Полная версия доступна только подписчикам