Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Составляющие бюджетного запроса

06.06.2018 16127 0 1


Из этой консультации вы узнаете:

  • какие законодательные акты регламентируют вопросы составления бюджетных запросов и подготовки расчета поступлений специального фонда бюджета;
  • об источниках формирования спецфонда;
  • какую обязательную информацию должен содержать бюджетный запрос;
  • как рассчитать поступления в спецфонд бюджетных учреждений.

Правовое регулирование бюджета

В первую очередь рассмотрим, из чего состоит бюджет.

Бюджет – это роспись доходов и расходов государства, которая утверждается органами законодательной и представительской власти в виде закона.

Базовым документом, который регулирует отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов, отчетности об их исполнении и контроля за соблюдением бюджетного законодательства, и вопросы ответственности за нарушение бюджетного законодательства, а также определяет правовые принципы образования и погашения государственного и местного долга, является Бюджетный кодекс (далее – БК).

Не менее важным документом является закон о Госбюджете на текущий год, который утверждает госбюджет страны и содержит положения относительно обеспечения его исполнения в течение бюджетного периода.

В соответствии со ст. 13 БК госбюджет состоит из двух фондов: общего и специального.

К общему фонду относят средства, предназначенные для реализации общих функций, а к специальному – средства, которые имеют конкретное назначение, в том числе внебюджетные средства бюджетных учреждений и организаций.

Разделение бюджета на общий и специальный фонды, их составные части определяются исключительно БК и законом о Госбюджете. Источники формирования спецфонда определяются исключительно законами Украины. Основанием для решения соответствующего совета о создании спецфонда в составе местного бюджета может быть только закон о Госбюджете.

Составляющими общего фонда бюджета являются:

  • все доходы бюджета, кроме тех, которые предназначены для зачисления в спецфонд бюд­жета;
  • все расходы бюджета, которые осуществляются за счет поступлений общего фонда бюджета;
  • кредитование бюджета (возврат кредитов в бюджет без определения целевого направления и предоставления кредитов из бюджета, который осуществляется за счет поступлений общего фонда бюджета);
  • финансирование общего фонда бюджета.

Составляющими спецфонда бюджета являются:

  • доходы бюджета (включая собственные поступления бюджетных учреждений), которые имеют целевое направление;
  • расходы бюджета, которые осуществляются за счет конкретно определенных поступлений спецфонда бюджета (в т. ч. собственных поступлений бюджетных учреждений);
  • кредитование бюджета (возврат кредитов в бюд­жет с определением целевого направления и предоставлением кредитов из бюджета, который осуществляется за счет конкретно определенных поступлений спецфонда бюджета);
  • финансирование спецфонда бюджета.

Собственные поступления бюджетных учреждений получаются дополнительно к средствам общего фонда бюджета и включаются в спецфонд бюджета.

Разделение бюджета на общий и специальный фонды касается не только госбюджета, но и местных бюджетов, которые могут быть разделены на общий и специальный фонды при наличии такой нормы в соответствующем законе.

Перечень доходов общего фонда местных бюджетов приводится в ч. 1 ст. 69 БК. Перечень поступлений в спецфонд местных бюджетов приводится в ч. 1 ст. 691 БК. Бюджет развития местных бюджетов является составной частью спецфонда местных бюджетов. Перечень поступлений в бюджет развития местных бюджетов приводится в гл. 11 разд. ІІІ БК. Перечень расходов бюджета развития местных бюджетов – в ч. 2 ст. 71 БК.

Капитальные расходы бюджета развития направляются на: социально-экономическое развитие регионов; выполнение инвестиционных проектов; строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; строительство газопроводов и газификацию населенных пунктов; строительство и приобретение жилья отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством; сохранение и развитие историко-культурных мест Украины и заповедников; строительство и развитие сети метрополитенов; приобретение вагонов для коммунального электротранспорта; развитие дорожного хозяйства; приобретение школьных автобусов и автомобилей скорой медицинской помощи; компьютеризацию и информатизацию общеобразовательных учебных заведений; природоохранные мероприятия; другие мероприятия, связанные с расширенным воссозданием.

Процесс составления бюджетного запроса

Бюджетный запрос – это документ, подготовленный главным распорядителем бюджетных средств, который содержит предложения с соответствующим обоснованием относительно объема бюджетных средств, необходимых для его деятельности на следующие бюджетные периоды (ч. 1 ст. 2 БК).

По поручению правительства, Минфин организует разработку госбюджета на плановый год. Параметры государственного бюджета, которые определяют объем его показателей, формируются на основе положений социально-экономической и финансовой политики на очередной год.

Для подготовки проекта госбюджета Минфин разрабатывает и доводит до сведения главных распорядителей бюджетных средств инструкции по подготовке бюджетных запросов в определенные сроки (ч. 2 ст. 34 БК).

Инструкции по подготовке бюджетных запросов могут вводить организационные, финансовые и другие ограничения, которые обязаны соблюдать все распорядители бюджетных средств в процессе подготовки бюджетных запросов. Минфин вместе с инструкциями по подготовке бюджетных запросов доводит до сведения главных распорядителей бюджетных средств соответствующие объемы государственных капитальных вложений на плановый и следующие за плановым два бюджетных периода, в том числе согласно распределению, осуществленному в соответствии с ч. 4 ст. 32 БК.

Бюджетные запросы готовятся главными распорядителями бюджетных средств и являются первичными документами, на основе которых составляется проект местного или государственного бюджета. Новацией в БК является возможность включения в бюджетные запросы показателей по бюджетным программам, которые обеспечиваются в течение нескольких лет реализации инвестиционных проектов. Единственным условием является одобрение такого проекта в установленном законом порядке и расчет объема потерь и выгод от реализации инвестиционных проектов.

Как правило, главные распорядители средств подают запросы в несколько завышенных размерах, тогда как объем госбюджета ориентировочно известен и его превышение не допускается. Поэтому Минфин устанавливает ограничение с учетом общих сумм планируемых средств. Ограничения устанавливаются, исходя из реальных возможностей, требований нормативно-правовых актов, в частности актов КМУ относительно составления проекта Госбюджета на конкретный год. Но это не исключает некоторых корректировок в размере расходов конкретному распорядителю бюджетных средств еще на стадии составления проекта Госбюджета.

Ограничения со стороны Минфина не носят формального характера и не являются лишь перечнем обязательных предписаний. Они заключают в себе достаточно четкие обоснования с изложением изменений социально-экономического характера, которые побуждают к изменениям в планировании бюджетных показателей.

Обязательная информация в бюджетных запросах

Информация, которая обязательно должна содержаться в бюджетных запросах:

1) обобщенный бюджетный запрос относительно главного распорядителя бюджетных средств на следующий бюджетный год в целом и по функциям согласно бюджетной классификации;

2) прогнозируемый объем бюджетных ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности главного распорядителя средств по источникам их формирования (по каждой из функций);

3) объем бюджетного запроса главного распорядителя средств в разрезе функций и по экономической классификации;

4) показатели расходов по сети, штатам и контингентам главного распорядителя средств по каждой функции;

5) структура расходов главного распорядителя средств на оплату труда (по каждой из функций);

6) анализ управления обязательствами в предыдущем и текущем годах и предложении главного распорядителя средств относительно приведения обязательств в следующем (плановом) году до предельного объема расходов общего фонда в соответствующем году (по каждой функции).

Подготовка бюджетных запросов

Общие положения

Процесс составления бюджетного запроса регламентируется ст. 35, 36 и ч. 5 ст. 75 БК, а также Инструкцией по подготовке бюджетных запросов, утвержденной приказом Минфина от 06.06.12 г. № 687 (далее – Инструкция № 687).

Инструкции относительно подготовки бюджетных запросов предусматривают формы бюджетных запросов, которые базируются на типовой форме. Запросы составляются в виде таблицы.

Показатели, которые включаются в бюджетные запросы, должны быть обоснованы расчетами, фактическими данными и т. п. Это могут быть показатели потребления электрической и других видов энергии бюджетными заведениями, демографические данные (например, количество учащихся в школах, количество больных и больничных коек).

Общие положения относительно разработки бюджетных запросов содержит ст. 35 БК.

В частности, главные распорядители бюджетных средств обеспечивают:

  • составление бюджетных запросов для представления Минфину в соответствии с требованиями Инструкции № 687, с учетом отчетов о выполнении паспортов бюджетных программ, а также заключений о результатах контрольных мероприятий, проведенных органами, уполномоченными на осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства, в установленные законодательством сроки и порядке;
  • включение в бюджетные запросы показателей по бюджетным программам, которые обеспечивают в течение нескольких лет выполнение инвестиционных проектов, в случае их одобрения или отбора в установленном законодательством порядке и на основании расчетов объема расходов и выгод относительно реализации таких инвестиционных проектов и объемов долгосрочных обязательств по энергосервису на соответствующие бюджетные периоды;
  • своевременность, достоверность и содержание поданных в Минфин бюджетных запросов, которые должны содержать всю информацию, необходимую для анализа показателей проекта и индикативных прогнозных показателей госбюджета на следующие за плановым два бюджетных периода, согласно требованиям Минфина.

Если бюджетный запрос предусматривает предоставление государственной помощи субъектам хозяйствования за счет госбюджета в любой форме, то главные распорядители бюджетных средств прилагают к бюджетному запросу копию решения Уполномоченного органа по вопросам государственной помощи, принятого по результатам рассмотрения уведомления о новой государственной помощи или дела о государственной помощи в соответствии с Законом от 01.07.14 г. № 1555-VII «О государственной помощи субъектам хозяйствования», или в письменном виде уведомляют об их освобождении от обязанности сообщения о новой государственной помощи со ссылкой на положения указанного Закона и нормативно-правовые акты, которыми установлены соответствующие условия для освобождения.

Мы уже знаем, что бюджетные запросы составляются на основе полученных от Минфина предельных объемов расходов общего фонда госбюджета.

По получении инструкции Минфина по подготовке бюджетных запросов главные распорядители бюджетных средств распределяют планируемые объемы между ответственными исполнителями и в трехдневный срок сообщают ответственным исполнителям предварительно запланированные им объемы расходов, а также организуют разработку бюджетных запросов. После этого определяется сумма доходов на следующий год по каждому источнику поступления с учетом фактического уровня выполнения доходов за прошлый и текущие годы (ожидаемый показатель).

Порядок составления, рассмотрения и анализа бюджетных запросов

Механизм расчета показателей проекта госбюджета на плановый бюджетный период (далее – проект госбюджета) и прогноза госбюджета на следующие за плановым два бюджетных периода (далее – прогноз госбюджета), а также порядок составления, рассмотрения и анализа бюджетных запросов определены в Инструкции № 687, разработанной во исполнение требований ст. 32, 34, 35 и 36 БК.

В соответствии с Инструкцией № 687 распорядители средств нижестоящего уровня утверждают Распоряжение о мероприятиях по обеспечению подготовки составления бюджета, и в целях своевременного и качественного обеспечения формирования проекта бюджета готовят и доводят до главных распорядителей средств формы бюджетных запросов и инструкцию относительно их заполнения, с учетом особенностей составления проекта областного, местного, поселкового бюджетов на соответствующий год.

Главный распорядитель бюджетных средств организует и обеспечивает составление бюджетного запроса и подает его в структурное подразделение по вопросам финансов исполнительного органа городского (областного, поселкового) совета (городской (областной, поселковой) государственной администрации) в бумажном и электронном виде с использованием автоматизированной системы ведения Единой информационной системы управления бюджетом города (поселка, области) по различным принятым формам (п. 1.1, 1.2 ст. 1 Инструкции № 687).

Формы бюджетного запроса заполняются последовательно: Форма-2 – на основании показателей Формы-1, и только после заполнения этих форм в случае необходимости заполняется Форма-3. Образцы этих форм приведены в Инструкции № 687.

Все стоимостные показатели в формах приводятся в тысячах гривен с округлением до десятой.

Вместе с бюджетным запросом главный распорядитель подает необходимую для осуществления финорганом анализа бюджетного запроса подробную информацию по формам, которые ежегодно доводятся финорганом до главных распорядителей, а также подтверждающие документы и материалы.

Для заполнения форм бюджетного запроса используются:

  • данные годового отчета за предыдущий бюджетный период, поданного органом ГУ Государственной казначейской службы, с учетом капитальных расходов – для указания показателей за предыдущий бюджетный период;
  • показатели, утвержденные росписью бюджета на текущий бюджетный период с учетом капитальных расходов (без учета внесенных изменений, кроме изменений, связанных с внесением изменений в решение городского (поселкового, областного) совета о бюджете на соответствующий период, и изменений в структуре бюджетных программ), – для указания показателей за текущий бюджетный период;
  • показатели расходов и/или предоставления кредитов, рассчитанные в соответствии с положениями Инструкции № 687.

Главные распорядители обеспечивают своевременность, достоверность и содержание поданных в финорганы бюджетных запросов, которые должны содержать всю информацию, необходимую для анализа показателей проекта бюджета и прогноза бюджета.

Структурные подразделения финоргана осуществляют анализ бюджетных запросов на предмет соответствия цели, приоритетности, эффективности использования бюджетных средств, соблюдения доведенных ограничений и требований Инструкции № 687.

По результатам проведенного анализа бюджетных запросов структурные подразделения финоргана подают информацию по установленной им форме в структурное подразделение финоргана, которое формирует проект и прогноз бюджета.

На основе результатов анализа руководитель финоргана в соответствии с ч. 5 ст. 75 БК принимает решение о включении бюджетного запроса в проект бюджета города (поселка, области и т. п.).

В случае представления главным распорядителем бюджетного запроса, составленного с нарушением требований Инструкции № 687, финорган может вернуть такой запрос главному распорядителю для приведения его в соответствие с указанными требованиями.

В случае нарушения бюджетного законодательства к участникам бюджетного процесса могут применяться меры воздействия согласно ст. 117 БК.

Как правильно подготовить расчет поступлений спецфонда

Расчет поступлений специального фонда осуществляется согласно требованиям ч. 4 ст. 13 БК и п. 17 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденных постановлением КМУ от 28.02.02 г. № 228 (далее – Постановление № 228).

Следовательно, в соответствии со ст. 13 БК собственные поступления бюджетных учреждений получаются дополнительно к средствам общего фонда бюджета и включаются в спецфонд бюджета.

Виды собственных поступлений бюджетных учреждений, которые получаются дополнительно к средствам общего фонда и включаются в спецфонд бюджета, с разделением на группы и направления их использования приведем в таблице:

Вид собственных поступлений

Направления использования

Первая группа – поступления от уплаты за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно законодательству*:
– подгруппа 1 – плата за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности

Покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением услуг, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности

– подгруппа 2 – поступления бюджетных учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности

Организация дополнительной (хозяйственной) деятельности бюджетных учреждений.
Хозяйственные потребности бюджетных учреждений, включая оплату коммунальных услуг и энергоносителей

– подгруппа 3 – плата за аренду имущества бюджетных учреждений

Содержание, обустройство, ремонт и приобретение имущества бюджетных учреждений

– подгруппа 4 – поступления бюджетных учреждений от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества)

Ремонт, модернизация или приобретение новых необоротных активов и материальных ценностей, покрытие расходов, связанных с организацией сбора и транспортировки отходов и лома на приемные пункты.
Хозяйственные потребности бюджетных учреждений, включая оплату коммунальных услуг и энергоносителей

Вторая группа – другие источники собственных поступлений бюджетных учреждений**:
– подгруппа 1 – благотворительные взносы, гранты и подарки

Организация основной деятельности бюджетных учреждений

– подгруппа 2 – средства, которые получают бюджетные учреждения от предприятий, организаций, физических лиц и от других бюджетных учреждений для выполнения целевых мероприятий, в т. ч. мероприятий по отчуждению для общественных потребностей земельных участков и размещенных на них других объектов недвижимого имущества, которые находятся в частной собственности физических или юридических лиц

Выполнение соответствующих целевых мероприятий

– подгруппа 3 – средства, которые получают высшие и про­фессионально-технические учебные заведения от размещения на депозитах временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, если таким заведениям законом предоставлено соответствующее право; средства, которые получают государственные и коммунальные высшие учебные заведения, научные учреждения и заведения культуры как проценты, начисленные на остаток средств на текущих счетах, открытых в банках госсектора для размещения собственных поступлений, полученных как плата за услуги, которые предоставляются ими согласно основной деятельности, благотворительные взносы и гранты

Организация основной деятельности бюджетных учреждений

– подгруппа 4 – средства, полученные от реализации имущественных прав на фильмы, исходные материалы фильмов и фильмокопий, созданные за бюджетные средства по государственному заказу или на условиях финансовой поддержки

Организация основной деятельности бюджетных учреждений

* Такие поступления имеют постоянный характер и обязательно планируются в бюджете.
** Такие средства не имеют постоянного характера и планируются только в случаях, предварительно определенных решениями КМУ, заключенными соглашениями, календарными планами проведения централизованных мероприятий и т. п. 

Расчет поступлений спецфонда на плановый и следующие за плановым два бюджетных периода осуществляется с учетом фактических поступлений в предыдущем и текущем бюджетных периодах.

В соответствии с п. 17 Постановления № 228 объемы поступлений в спецфонд проекта сметы определяются на основании расчетов, которые составляются по каждому источнику доходов и/или финансирования бюджета или возврата кредитов в бюджет, которые планируются на следующий год.

За основу этих расчетов берутся следующие показатели:

  • объем предоставления тех или иных платных услуг, а также другие расчетные показатели (площадь помещений и стоимость оборудования и другого имущества, которые сдаются в аренду, количество мест в общежитиях, количество посещений музеев, выставок и т. п.) и размер платы в расчете на единицу показателя, который должен устанавливаться в соответствии с законодательством;
  • прогнозное поступление сборов (обязательных платежей) в спецфонд бюджета;
  • прогнозный объем возврата средств в бюджет, которые имеют целевое назначение.

На основании указанных показателей определяется сумма поступлений на следующий год по каждому их источнику с учетом конкретных условий работы учреждения. Во время формирования показателей, на основании которых определяются поступления планового периода, обязательно учитывается уровень их фактического выполнения за последний отчетный год, а также ожидаемого выполнения за период, предшествующий планируемому. Показатели должны приводиться в объеме, указанном в расчете, и полностью отвечать показателям бухгалтерской отчетности за соответствующие периоды.

Объем расходов специального фонда бюджета определяется главным распорядителем самостоятельно, в соответствии с юридическими основаниями для образования и использования спецфонда.

Во время заполнения бюджетных запросов в части спецфонда на плановый год необходимо обеспечить реальное планирование показателей поступлений в спецфонд, с учетом объемов их фактического поступления в прошлом году и состояния фактических поступлений в текущем году.

Кроме того, главные распорядители бюджетных средств подают предложения относительно возможного финансирования отдельных расходов за счет собственных поступлений (специальных средств, сумм по поручениям, других специальных средств).

Комментарии к материалу