Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Сценические костюмы: приобретение, оприходование и учет

29.09.2022 1317 0 0


Дом культуры в этом году планирует обновить сценическую одежду для народного коллектива. Рассмотрим, по какому КЭКР следует осуществить расходы на приобретение костюмов и как правильно поставить их на учет.


Выбор КЭКР

Согласно Инструкции относительно применения экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 № 333 (далее – Инструкция № 333), эта классификация предназначена для четкого разграничения расходов бюджетных учреждений и получателей бюджетных средств по экономическим характеристикам операций, которые осуществляются в соответствии с функциями государства и местного самоуправления. Экономическая классификация расходов бюджета обеспечивает единый подход ко всем участникам бюджетного процесса относительно исполнения бюджета (п. 1.1 Инструкции № 333).

Оплата текущих расходов, услуг, приобретение материалов и предметов, которые не учитываются как основные средства (далее – ОС), осуществляется по категории 2200 «Использование товаров и услуг» (п. 2.2 Инструкции № 333). В частности, приобретение мебели (столов, стульев, шкафов, тумбочек и т. п.), приобретение (независимо от стоимости) защитной и специальной обуви и т. п., одежды и мягкого инвентаря детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, осуществляется по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь» (пп. 7, 14 пп. 2.2.1 Инструкции № 333).

Расходы на приобретение или создание ОС, отдельных других необоротных материальных активов (далее – ПНМА), увеличение стоимости активов в результате улучшения объекта (модернизации, достройки, дооборудования, реконструкции и т. п.), капремонт, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов предусматриваются по категории 3100 «Приобретение основного капитала» (п. 3.1 Инструкции № 333).

Приобретение непроизводственного оборудования, мебели и предметов долгосрочного пользования для учреждений (организаций), среди прочего и для реализации многоцелевых проектов (программ); приобретение сценически-постановочных средств (декорации, мебель и реквизит, бутафория, театральные и национальные костюмы, головные уборы, белье, обувь, парики) в соответствии с законодательством осуществляется по КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования» (пп. 6, 15 пп. 3.1.1 Инструкции № 333).

Таким образом, расходы на приобретение вышитых рубашек и обуви (сценической одежды) должны осуществляться в зависимости от экономической сути платежа и отражения в бухучете приобретенных активов (письмо Госказначейства от 05.04.2019 № 16-10-11/6171).

Сценическая одежда – это ОС или ПНМА?

Все зависит от стоимости приобретения, и вот почему.

ОС – это материальные активы, которые содержатся для использования их в производстве/деятельности или в случае поставки товаров, выполнения работ и предоставления услуг – для достижения поставленной цели и/или удовлетворения потребностей субъекта госсектора или сдачи в аренду другим лицам и используются, как ожидается, более одного года (п. 4 разд. І НП(С)БУГС 121 «Основные средства»).

Единицей учета ОС является объект ОС, а именно (п. 3 разд. І Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 № 11, далее – Методрекомендации № 11):

  • завершенное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему;
  • конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
  • обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или разного назначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, в результате чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс – определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно;
  • другой актив, соответствующий определению ОС, или часть такого актива, которая контролируется субъектом госсектора.

К сведению: если один объект ОС состоит из частей, которые имеют разный срок полезного использования (эксплуатации) (далее – СПИ), то каждая из этих частей может признаваться в бухучете как отдельный объект ОС.

Для целей бухучета ОС классифицируются по следующим группам:

  • ОС, среди прочего и ОС, к которым причисляют активы, не включенные в другие группы ОС, приведенные в п. 1.1 разд. ІІ Методрекомендаций № 11. В эту группу также включают сценически постановочные средства (декорации, мебель и реквизиты, бутафории, театральные и национальные костюмы, головные уборы, белье, обувь, парики и т. п.); учебные кинофильмы, магнитные диски и ленты, кассеты и т. п.;
  • ПНМА, среди прочего и малоценные необоротные материальные активы (далее – МНМА). К МНМА, в частности, относятся ПНМА, СПИ которых составляет более одного года (сценически постановочные средства и т. п.) и др. (п. 1.2 разд. ІІ Методрекомендаций № 11).

Следовательно, в соответствии с Методрекомендаций № 11 сценические костюмы мы можем признать как ОС и как ПНМА, в частности МНМА.

Как выбрать правильный вариант?

Думать здесь незачем, потому что в учетной политике каждого бюджетного учреждения должен быть установлен предельный стоимостный предел для разграничения ОС и МНМА.

С учетом стоимости приобретения сценического костюма выбираем один из субсчетов: 1018 «Прочие основные средства» или 1113 «Малоценные необоротные материальные активы».

Следует помнить! Объект ОС оценивается по первоначальной стоимости, которой в нашем случае является стоимость приобретения (если костюмы приобретают за плату; п. 2 разд. ІІІ Методрекомендаций № 11).

Первоначальная стоимость объекта ОС в случае приобретения за плату состоит из следующих расходов:

  • сумм, которые платят поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без косвенных налогов);
  • регистрационных сборов, государственной пошлины и аналогичных платежей, которые осуществляются в связи с приобретением (получением) прав на объект ОС;
  • ввозной пошлины;
  • косвенных налогов в связи с приобретением (созданием) ОС (если они не возмещаются субъекту госсектора);
  • расходы по страхованию рисков поставки ОС;
  • расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку ОС;
  • прочих расходов, непосредственно связанных с доведением ОС до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях.

Таким образом, все расходы, понесенные бюджетным учреждением в случае приобретения сценических костюмов, аккумулируются и формируют их первоначальную стоимость.

Обратите внимание! Согласно НП(С)БУГС 121 и Порядку применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 29.12.2015 № 1219 (далее – Приказ № 1219), все расходы на приобретение или создание МНМА до момента их ввода в эксплуатацию отражаются на счете 13 «Капитальные инвестиции». В частности, на субсчете 1311 «Капитальные инвестиции в основные средства» или 1312 «Капитальные инвестиции в другие необоротные материальные активы» ведется учет расходов на приобретение, создание (изготовление) собственными силами ПНМА, как и в нашей ситуации.

Подытожим: если стоимость сценического костюма после осуществления мониторинга рынка выше предельных размеров, определенных учетной политикой учреждения, его следует приобретать по КЭКР 3110, если же она ниже – по КЭКР 2110. В бухучете приобретенный сценический костюм следует отражать по его первоначальной стоимости, которая может включать, например, стоимость поставки, если иное не предусмотрено условиями договора.

Оприходование сценических костюмов

Полученные ОС находятся на ответственном хранении у материально ответственных лиц, которые назначаются приказом руководителя субъекта госсектора. С должностными лицами, которые отвечают за сохранность ОС, заключается письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности (п. 2 разд. ІІ Методрекомендаций № 11).

Однако сначала каждому объекту ОС (кроме белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви, библиотечных фондов, МНМА, материалов долговременного использования) следует присвоить инвентарный номер. Для белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви, библиотечных фондов и МНМА устанавливаются номенклатурные номера. Предметам одного наименования, качества, материала и цены дается один номенклатурный номер, то есть ведется групповой учет.

Первые четыре знака инвентарного (номенклатурного) номера означают номер субсчета, пятый – подгруппу, все другие знаки – порядковый номер предмета в подгруппе. Для групп ОС, которым не выделены подгруппы, пятый знак может отражаться нулем (п. 4 разд. ІІ Методрекомендаций № 11).

Инвентарные и номенклатурные номера, присвоенные объектам ОС, сохраняются за ними на весь период их пребывания у этого субъекта госсектора.

Имейте в виду! Инвентарные номера выбывших или ликвидированных объектов не предоставляются другим вновь поступившим объектам в течение трех лет (п. 5 разд. ІІ Методрекомендаций № 11).

Когда сценические костюмы выдают для использования (ввода в эксплуатацию), составляется Акт ввода в эксплуатацию основных средств, на основании которого открывается Инвентарная карточка учета объектов основных средств. Типовые формы данных документов и Порядок их составления утверждены приказом Минфина от 13.09.2016 № 818. Однородные активы учитываются на карточках группового учета.

Отражение в бухучете

В соответствии с Типовой корреспонденцией субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденной Приказом № 1219, бухучет операций по приобретению сценических костюмов за плату можно вести двумя способами в зависимости от их первоначальной стоимости. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Пример 1

Сценический костюм как МНМА

Дом культуры принял решение приобрести для народного коллектива 15 сценических женских костюмов с вышивкой в украинском стиле (комплект содержит и ботиночки) стоимостью 5 350 грн за один комплект. Общая стоимость приобретения – 80 250 грн. В учетной политике граничный предел для отнесения актива к МНМА установлен на уровне 20 000 грн.

Учет этих операций ведется следующим образом:

(грн)


п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

1

Выделены средства на приобретение сценических костюмов

2313

5411

80 250

2

Получены сценические костюмы от поставщика

1312

6211

80 250

3

Перечислены средства поставщику за сценические костюмы

6211

2313

80 250

4

Введены в эксплуатацию сценические костюмы

1113

1312

80 250

5

Одновременно проведена вторая запись об увеличении внесенного капитала

5411

5111

80 250

6

Начислена амортизация на введенные в эксплуатацию активы (50 %)

8014

1412

40 125

7

Закрыт счет расходов на амортизацию в конце отчетного периода

5511

8014

40 125

Пример 2

Сценический костюм как ОС

Дом культуры принял решение приобрести для народного коллектива 5 сценических женских костюмов с вышивкой в украинском стиле (комплект содержит ботиночки и венок) стоимостью 14 350 грн за один комплект. Общая стоимость приобретения – 71 750 грн. Учетной политикой граничный предел для отнесения актива к МНМА установлен на уровне 10 000 грн.

В учете эти операции отражаются следующим образом:

(грн)


п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

1

Выделены средства на приобретение сценических костюмов

2313

5411

71 750

2

Получены сценические костюмы от поставщика

1311

6211

71 750

3

Перечислены средства поставщику за сценические костюмы

6211

2313

71 750

4

Введены в эксплуатацию сценические костюмы

1113

1311

71 750

5

Одновременно проведена вторая запись об увеличении внесенного капитала

5411

5111

71 750

Нюансы начисления амортизации

Амортизация насчитывается в течение СПИ объекта ОС при условии признания этого объекта активом (во время зачисления на баланс) и приостанавливается на период его реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и консервации. Также амортизация не начисляется на объекты ОС, доступ к которым ограничен в связи с тем, что они находятся на временно оккупированной территории и/или на территории проведения АТО/ООС (п. 2 разд. V Методрекомендаций № 11).

Стоимость объекта ОС распределяется на систематической основе в течение его СПИ путем начисления амортизации на дату баланса ежеквартально делением годовой суммы амортизации на 4. По решению руководителя субъекта госсектора в распорядительном документе об учетной политике может быть предусмотрено начисление амортизации на годовую дату баланса (п. 4 разд. V Методрекомендаций № 11).

Для определения СПИ объекта ОС учитываются следующие факторы (п. 3 разд. V Методрекомендаций № 11):

  • ожидаемое использование объекта ОС субъектом госсектора – оценивают исходя из ожидаемой мощности или физической продуктивности объекта;
  • ожидаемый физический износ – зависит от интенсивности использования объекта ОС, качества сервисного обслуживания;
  • моральный износ – возникает в результате изменений и совершенствования производства или в случае изменения рыночного спроса на продукт или услуги, которые предоставляются объектом ОС;
  • правовые или подобные ограничения на использование объекта ОС.

Важно! Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором объект ОС стал пригодным для полезного использования и введен в эксплуатацию.

Субъекты госсектора начисляют амортизацию на ОС прямолинейным методом, согласно которому годовая сумма амортизации определяется делением амортизируемой стоимости на СПИ объекта ОС (п. 5 разд. V Методрекомендаций № 11). Исключение – ПНМА, которые амортизируются по методу, определенному в п. 6 разд. V Методрекомендаций № 11.

Амортизация необоротных материальных активов, указанных в п. 1.2 разд. II Методрекомендаций № 11 (кроме необоротных материальных активов спецназначения и ПНМА, созданных в результате улучшения объекта операционной аренды), начисляется в первом месяце передачи объекта необоротных активов в использование в размере 50 % его первоначальной стоимости и оставшиеся 50 % – в месяце его исключения из активов (списания с баланса).

Сценический костюм как МНМА. Пример 1.doc
Скачать
Сценический костюм как ОС. Пример 2.doc
Скачать

Комментарии к материалу