Дом культуры в этом году планирует обновить сценическую одежду для народного коллектива. Рассмотрим, по какому КЭКР следует осуществить расходы на приобретение костюмов и как правильно поставить их на учет.
Согласно Инструкции относительно применения экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 № 333 (далее – Инструкция № 333), эта классификация предназначена для четкого разграничения расходов бюджетных учреждений и получателей бюджетных средств по экономическим характеристикам операций, которые осуществляются в соответствии с функциями государства и местного самоуправления. Экономическая классификация расходов бюджета обеспечивает единый подход ко всем участникам бюджетного процесса относительно исполнения бюджета (п. 1.1 Инструкции № 333).
Оплата текущих расходов, услуг, приобретение материалов и предметов, которые не учитываются как основные средства (далее – ОС), осуществляется по категории 2200 «Использование товаров и услуг» (п. 2.2 Инструкции № 333). В частности, приобретение мебели (столов, стульев, шкафов, тумбочек и т. п.), приобретение (независимо от стоимости) защитной и специальной обуви и т. п., одежды и мягкого инвентаря детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, осуществляется по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь» (пп. 7, 14 пп. 2.2.1 Инструкции № 333).
Расходы на приобретение или создание ОС, отдельных других необоротных материальных активов (далее – ПНМА), увеличение стоимости активов в результате улучшения объекта (модернизации, достройки, дооборудования, реконструкции и т. п.), капремонт, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов предусматриваются по категории 3100 «Приобретение основного капитала» (п. 3.1 Инструкции № 333).
Приобретение непроизводственного оборудования, мебели и предметов долгосрочного пользования для учреждений (организаций), среди прочего и для реализации многоцелевых проектов (программ); приобретение сценически-постановочных средств (декорации, мебель и реквизит, бутафория, театральные и национальные костюмы, головные уборы, белье, обувь, парики) в соответствии с законодательством осуществляется по КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования» (пп. 6, 15 пп. 3.1.1 Инструкции № 333).
Таким образом, расходы на приобретение вышитых рубашек и обуви (сценической одежды) должны осуществляться в зависимости от экономической сути платежа и отражения в бухучете приобретенных активов (письмо Госказначейства от 05.04.2019 № 16-10-11/6171).
Все зависит от стоимости приобретения, и вот почему.
ОС – это материальные активы, которые содержатся для использования их в производстве/деятельности или в случае поставки товаров, выполнения работ и предоставления услуг – для достижения поставленной цели и/или удовлетворения потребностей субъекта госсектора или сдачи в аренду другим лицам и используются, как ожидается, более одного года (п. 4 разд. І НП(С)БУГС 121 «Основные средства»).
Единицей учета ОС является объект ОС, а именно (п. 3 разд. І Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 № 11, далее – Методрекомендации № 11):
К сведению: если один объект ОС состоит из частей, которые имеют разный срок полезного использования (эксплуатации) (далее – СПИ), то каждая из этих частей может признаваться в бухучете как отдельный объект ОС. |
Для целей бухучета ОС классифицируются по следующим группам:
Следовательно, в соответствии с Методрекомендаций № 11 сценические костюмы мы можем признать как ОС и как ПНМА, в частности МНМА.
Думать здесь незачем, потому что в учетной политике каждого бюджетного учреждения должен быть установлен предельный стоимостный предел для разграничения ОС и МНМА.
С учетом стоимости приобретения сценического костюма выбираем один из субсчетов: 1018 «Прочие основные средства» или 1113 «Малоценные необоротные материальные активы».
Следует помнить! Объект ОС оценивается по первоначальной стоимости, которой в нашем случае является стоимость приобретения (если костюмы приобретают за плату; п. 2 разд. ІІІ Методрекомендаций № 11). |
Первоначальная стоимость объекта ОС в случае приобретения за плату состоит из следующих расходов:
Таким образом, все расходы, понесенные бюджетным учреждением в случае приобретения сценических костюмов, аккумулируются и формируют их первоначальную стоимость.
Обратите внимание! Согласно НП(С)БУГС 121 и Порядку применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 29.12.2015 № 1219 (далее – Приказ № 1219), все расходы на приобретение или создание МНМА до момента их ввода в эксплуатацию отражаются на счете 13 «Капитальные инвестиции». В частности, на субсчете 1311 «Капитальные инвестиции в основные средства» или 1312 «Капитальные инвестиции в другие необоротные материальные активы» ведется учет расходов на приобретение, создание (изготовление) собственными силами ПНМА, как и в нашей ситуации. |
Подытожим: если стоимость сценического костюма после осуществления мониторинга рынка выше предельных размеров, определенных учетной политикой учреждения, его следует приобретать по КЭКР 3110, если же она ниже – по КЭКР 2110. В бухучете приобретенный сценический костюм следует отражать по его первоначальной стоимости, которая может включать, например, стоимость поставки, если иное не предусмотрено условиями договора.
Полученные ОС находятся на ответственном хранении у материально ответственных лиц, которые назначаются приказом руководителя субъекта госсектора. С должностными лицами, которые отвечают за сохранность ОС, заключается письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности (п. 2 разд. ІІ Методрекомендаций № 11).
Однако сначала каждому объекту ОС (кроме белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви, библиотечных фондов, МНМА, материалов долговременного использования) следует присвоить инвентарный номер. Для белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви, библиотечных фондов и МНМА устанавливаются номенклатурные номера. Предметам одного наименования, качества, материала и цены дается один номенклатурный номер, то есть ведется групповой учет.
Первые четыре знака инвентарного (номенклатурного) номера означают номер субсчета, пятый – подгруппу, все другие знаки – порядковый номер предмета в подгруппе. Для групп ОС, которым не выделены подгруппы, пятый знак может отражаться нулем (п. 4 разд. ІІ Методрекомендаций № 11).
Инвентарные и номенклатурные номера, присвоенные объектам ОС, сохраняются за ними на весь период их пребывания у этого субъекта госсектора.
Имейте в виду! Инвентарные номера выбывших или ликвидированных объектов не предоставляются другим вновь поступившим объектам в течение трех лет (п. 5 разд. ІІ Методрекомендаций № 11). |
Когда сценические костюмы выдают для использования (ввода в эксплуатацию), составляется Акт ввода в эксплуатацию основных средств, на основании которого открывается Инвентарная карточка учета объектов основных средств. Типовые формы данных документов и Порядок их составления утверждены приказом Минфина от 13.09.2016 № 818. Однородные активы учитываются на карточках группового учета.
В соответствии с Типовой корреспонденцией субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденной Приказом № 1219, бухучет операций по приобретению сценических костюмов за плату можно вести двумя способами в зависимости от их первоначальной стоимости. Рассмотрим каждый из них отдельно.
Пример 1
Дом культуры принял решение приобрести для народного коллектива 15 сценических женских костюмов с вышивкой в украинском стиле (комплект содержит и ботиночки) стоимостью 5 350 грн за один комплект. Общая стоимость приобретения – 80 250 грн. В учетной политике граничный предел для отнесения актива к МНМА установлен на уровне 20 000 грн.
Учет этих операций ведется следующим образом:
(грн)
№ |
Содержание операции |
Бухгалтерский учет |
||
Дт |
Кт |
Сумма |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Выделены средства на приобретение сценических костюмов |
2313 |
5411 |
80 250 |
2 |
Получены сценические костюмы от поставщика |
1312 |
6211 |
80 250 |
3 |
Перечислены средства поставщику за сценические костюмы |
6211 |
2313 |
80 250 |
4 |
Введены в эксплуатацию сценические костюмы |
1113 |
1312 |
80 250 |
5 |
Одновременно проведена вторая запись об увеличении внесенного капитала |
5411 |
5111 |
80 250 |
6 |
Начислена амортизация на введенные в эксплуатацию активы (50 %) |
8014 |
1412 |
40 125 |
7 |
Закрыт счет расходов на амортизацию в конце отчетного периода |
5511 |
8014 |
40 125 |
Пример 2
Дом культуры принял решение приобрести для народного коллектива 5 сценических женских костюмов с вышивкой в украинском стиле (комплект содержит ботиночки и венок) стоимостью 14 350 грн за один комплект. Общая стоимость приобретения – 71 750 грн. Учетной политикой граничный предел для отнесения актива к МНМА установлен на уровне 10 000 грн.
В учете эти операции отражаются следующим образом:
(грн)
№ |
Содержание операции |
Бухгалтерский учет |
||
Дт |
Кт |
Сумма |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Выделены средства на приобретение сценических костюмов |
2313 |
5411 |
71 750 |
2 |
Получены сценические костюмы от поставщика |
1311 |
6211 |
71 750 |
3 |
Перечислены средства поставщику за сценические костюмы |
6211 |
2313 |
71 750 |
4 |
Введены в эксплуатацию сценические костюмы |
1113 |
1311 |
71 750 |
5 |
Одновременно проведена вторая запись об увеличении внесенного капитала |
5411 |
5111 |
71 750 |
Амортизация насчитывается в течение СПИ объекта ОС при условии признания этого объекта активом (во время зачисления на баланс) и приостанавливается на период его реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и консервации. Также амортизация не начисляется на объекты ОС, доступ к которым ограничен в связи с тем, что они находятся на временно оккупированной территории и/или на территории проведения АТО/ООС (п. 2 разд. V Методрекомендаций № 11).
Стоимость объекта ОС распределяется на систематической основе в течение его СПИ путем начисления амортизации на дату баланса ежеквартально делением годовой суммы амортизации на 4. По решению руководителя субъекта госсектора в распорядительном документе об учетной политике может быть предусмотрено начисление амортизации на годовую дату баланса (п. 4 разд. V Методрекомендаций № 11).
Для определения СПИ объекта ОС учитываются следующие факторы (п. 3 разд. V Методрекомендаций № 11):
Важно! Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором объект ОС стал пригодным для полезного использования и введен в эксплуатацию. |
Субъекты госсектора начисляют амортизацию на ОС прямолинейным методом, согласно которому годовая сумма амортизации определяется делением амортизируемой стоимости на СПИ объекта ОС (п. 5 разд. V Методрекомендаций № 11). Исключение – ПНМА, которые амортизируются по методу, определенному в п. 6 разд. V Методрекомендаций № 11.
Амортизация необоротных материальных активов, указанных в п. 1.2 разд. II Методрекомендаций № 11 (кроме необоротных материальных активов спецназначения и ПНМА, созданных в результате улучшения объекта операционной аренды), начисляется в первом месяце передачи объекта необоротных активов в использование в размере 50 % его первоначальной стоимости и оставшиеся 50 % – в месяце его исключения из активов (списания с баланса).