Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Приобретение и создание основных средств

29.09.2022 1419 0 1


В консультации рассмотрим, как отражаются в бухгалтерском учете хозяйственные операции по приобретению за плату и изготовлению собственными силами основных средств и прочих необоротных материальных активов (далее – ОС, ПНМА).


Признание основных средств в бухучете

Напомним, в соответствии с п. 4 разд. ІІ НП(С)БУГС 121 объекты ОС оцениваются по первоначальной стоимости, которой является:

  • стоимость приобретения в случае приобретения за плату;
  • себестоимость производства в случае самостоятельного изготовления (создания);
  • справедливая стоимость в случае получения без оплаты от физических и юридических лиц (кроме субъектов госсектора);
  • первоначальная (переоцененная) стоимость в случае получения без оплаты от субъектов госсектора;
  • остаточная стоимость переданного объекта в случае получения путем обмена на другой актив;
  • условная стоимость в случае отсутствия активного рынка.

Отнесение объекта к ОС или ПНМА осуществляется по стоимостному критерию. Его размер субъект госсектора устанавливает самостоятельно.

Приобретение основных средств за плату

Субъекты госсектора приобретают ОС как за средства общего фонда, так и за средства спецфонда в пределах объемов, определенных сметой.

Напомним, субъекты госсектора (неплательщики НДС), приобретая ОС или ПНМА, включают сумму НДС в первоначальную стоимость. Если учреждение является плательщиком НДС, то сумма налога относится к составу налогового кредита, и первоначальная стоимость объекта ОС или ПНМА не увеличивается.

Документальное оформление хозяйственных операций

В соответствии с п. 5 Методрекомендаций, утвержденных приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11, операции по поступлению, движению и выбытию ОС оформляются субъектом госсектора первичными документами, учетными и аналитическими регистрами по формам, утвержденным приказами Минстата от 11.03.96 г. № 67, Минфина от 29.06.17 г. № 604, от 08.09.17 г. № 755 и от 13.09.16 г. № 818 (далее - Приказ № 818).

В случае отсутствия утвержденных типовых форм для оформления отдельных операций субъект госсектора самостоятельно разрабатывает и утверждает формы необходимых первичных документов с указанием обязательных реквизитов, предусмотренных законодательством.

Приобретение за средства общего фонда

Пример 1

Приобретение ОС на условиях предоплаты

Заведение образования (плательщик НДС) за счет средств общего фонда на условиях предварительной оплаты в размере 100 % приобрел компьютерную технику для учебы, а именно:

  • системный блок – 8 800 грн;
  • монитор – 6 000 грн;
  • клавиатуру – 600 грн;
  • манипулятор «мышь» – 200 грн.

Составляющие компьютерного комплекса приобретены по одной накладной. Принято решение об отражении его в учете как один комп­лекс общей стоимостью 15 600 грн (в т. ч. НДС – 2 600 грн). Услуги по доставке компью­терного комплекса стоимостью 600 грн (в т. ч. НДС – 100 грн.) предоставила сторонняя организация.

Эти операции в учете отражаются следующим образом:

(грн)

№ п/п

Содержание операции

Первичные
документы

№ МО*

Бухгалтерский
учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

1

Получено целевое финансирование для приобретения компьютерной техники

Выписка
из регистрационного счета

2

2313

5411

13 000

2

Получено ассигнование:

– на уплату НДС

7011


2 700

– оплату транспортных услуг

500

3

Перечислена предоплата за компьютерную технику

Выписка
из регистрационного счета

2, 4

2113

2313

15 600

4

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая
накладная

4

6311

2113

2 600

5

Перечислена предоплата за транспортные услуги

Выписка
из регистрационного счета

2, 4

2113

2313

600

6

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая
накладная

4

6311

2113

100

7

Получена компьютерная техника от поставщика

Акт приемки-передачи ОС**

4, 6

1311

6211

13 000

8

Включены расходы на транспортные услуги в стоимость приобретенной компьютерной техники

Товарно-транспортная накладная
(далее – ТТН)
по форме № 1-ТН***

4, 6

1311

6211

500

9

Исключены из дохода отчетного периода ассигнования в сумме текущих расходов, которые включаются в первоначальную стоимость объекта ОС

Бухгалтерская
справка

17

7011

5411

500

10

Введена в эксплуатацию компьютерная техника

Акт ввода
в эксплуатацию ОС**

1014

1311

13 500

11

Одновременно на стоимость введенного в эксплуатацию ОС увеличен внесенный капитал

Бухгалтерская
справка

5411

5111

13 500

12

Закрыта дебиторская задолженность (далее – ДЗ) в размере 100 % предоплаты в связи:

– с получением ОС

17



6211



2113



13 000

– полным предоставлением транспортных услуг

6211

2113

500

13

В конце отчетного периода закрыт счет доходов

17

7011

5511

2 700

* МО – мемориальный ордер.
** Утверждена Приказом № 818.
*** Утверждена приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363.

_________

Учетные фишки

Если сумма НДС включается в налоговый кредит налогоплательщика, то используется КЭКР 2800 «Прочие текущие расходы». Поэтому ассигнование на уплату налога получаем через субсчет 7011.

Расходы на транспортировку включаются в первоначальную стоимость ОС согласно п. 5 разд. ІІ НП(С)БУГС 121.

Пример 2

Приобретение ОС на условиях постоплаты

Заведение образования (неплательщик НДС) за счет средств общего фонда приобрело два компьютерных стола для вспомогательного персонала общей стоимостью 14 400 грн (в т. ч. НДС – 2 400 грн). Услуги по доставке компьютерных столов предоставила сторонняя организация. Общая стоимость услуг – 600 грн. (в т. ч. НДС – 100 грн).

В учете эти операции отражаются следующим образом:

(грн)


п/п

Содержание операции

Первичные
документы

№ МО

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

1

Получено целевое финансирование для приобретения компьютерных столов

Выписка из регистрационного счета

2

2313

5411

14 400

2

Получено ассигнование на оплату транспортных услуг

7011

600

3

Получены компьютерные столы от поставщика

Акт
приемки-передачи ОС

2, 6

1311

6211

14 400

4

Отражены расходы на транспортировку компьютерных столов со склада поставщика

ТТН
по форме № 1-ТН

6

1311

6211

600

5

Перечислена оплата поставщикам за компьютерные столы и доставку

Выписка из регистрационного счета

2, 6

6211

2313

15 000

6

Исключены из дохода отчетного периода ассигнования в сумме текущих расходов, которые включаются в первоначальную стоимость объекта ОС

Бухгалтерская
справка

17

7011

5411

600

7

Оприходованы и введены в эксплуатацию компьютерные столы

Акт ввода
в эксплуатацию ОС

1016

1311

15 000

8

Одновременно на эту же сумму увеличен внесенный капитал

Бухгалтерская
справка

5411

5111

15 000

_________

Учетные фишки

Акт ввода в эксплуатацию составляется в одном экземпляре комиссией, назначенной распоряжением (приказом) руководителя субъекта госсектора, поскольку компьютерные столы имеют одно и то же назначение, одинаковые технические характеристики и стоимость и относительно них ведется групповой учет. Такие ОС вносятся в акт с указанием количества.

Информация о группах ОС отражается в Инвентарной карточке группового учета (форма утверждена Приказом № 818) с указанием названия объекта, номенклатурного номера, даты ввода в эксплуатацию, первоначальной стоимости за единицу, количества, суммы амортизации (износа).

Приобретение за средства спецфонда

Пример 3

Приобретение ОС и ПНМА на условиях предварительной оплаты (бюджетное учреждение является плательщиком НДС)

Заведение образования (плательщик НДС) за счет средств спецфонда приобрело компьютерную технику для обучения, а именно:

  • системный блок – 9 600 грн (в т. ч. НДС – 1 600 грн);
  • монитор – 7 200 грн (в т. ч. НДС – 1 200 грн);
  • клавиатуру – 720 грн (в т. ч. НДС – 120 грн);
  • манипулятор «мышь» – 360 грн. (в т. ч. НДС – 60 грн).

Составляющие компьютерного комплекса приобретены по разным накладным. Принято решение оприходовать как конструктивно обособленные предметы, предназначенные для выполнения определенных самостоятельных функций.

Учет этих операций ведется следующим образом:

(грн)

№ п/п

Содержание операции

Первичные
документы

№ МО

Бухгалтерский
учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

1

Запланированы средства спецфонда для приобретения компьютерной техники

Смета, выписка
из регистрационного
счета

3, 14

2313

7111

17 880

2

Перечислена предварительная оплата за компьютерную технику

Выписка
из регистрационного
счета

3, 4

2113

2313

17 880

3

Отражен налоговый кредит по НДС

Налоговая накладная

4, 6

6311

2113

2 980

4

Получены от поставщика:

– системный блок и монитор

Акт
приемки-передачи ОС

4


1311


6211


14 000

– клавиатура и манипулятор «мышь»

1312

6211

900

5

Исключены из дохода отчетного периода ассигнования в сумме текущих расходов, которые включаются в первоначальную стоимость объекта ОС

Бухгалтерская
справка

14, 17

7111

5411

14 900

6

Оприходованы и введены в эксплуатацию:

– системный блок и монитор

Акт введения
в эксплуатацию ОС

17


1014


1311


14 000

– клавиатура и манипулятор «мышь»

1113

1312

900

7

Одновременно на эту же сумму увеличен внесенный капитал

Бухгалтерская
справка

5411

5111

14 900

8

Закрыта ДЗ в размере 100 % предоплаты в связи с получением ОС и ПНМА

17

6211

2113

14 900

9

Закрыт счет доходов в конце отчетного периода

17

7111

5511

2 980

_________

Учетные фишки

Исключаются из дохода отчетного периода поступления в сумме текущих расходов, которые включаются в первоначальную стоимость объекта ОС. Сумма налогового кредита в первоначальную стоимость объекта ОС или ПНМА не входит (бюджетное учреждение является плательщиком НДС).

Акт ввода в эксплуатацию составляется отдельно на каждый объект ОС и ПНМА, поскольку компьютерная техника имеет разное назначение, разные технические характеристики и стоимость.

Акт для малоценных необоротных материальных активов составляется в одном экземпляре, потому что к таким активам применяется групповой учет.

Пример 4

Приобретение ОС на условиях постоплаты (бюджетное учреждение не является плательщиком НДС)

Заведение образования (неплательщик НДС) за счет средств спецфонда приобрело два компьютерных стола для вспомогательного персонала общей стоимостью 14 400 грн (в т. ч. НДС – 2 400 грн). Услуги по доставке компьютерных столов предоставил поставщик, но за отдельную плату. Стоимость транспортных услуг – 600 грн (в т. ч. НДС – 100 грн).

Отразим эти операции в учете:

(грн.)

№ п/п

Содержание операции

Первичные
документы

№ МО

Бухгалтерский
учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

1

Запланированы средства спецфонда:

– для приобретения компьютерных столов

Смета, выписка
из регистрационного
счета


3, 14


2313


7111


14 400

– оплаты транспортных услуг

600

2

Получены компьютерные столы от поставщика

Акт
приемки-передачи ОС

6

1311

6211

14 400

3

Отражены расходы на транспортировку компьютерных столов

ТТН по форме № 1-ТН

6

1311

6211

600

4

Перечислена поставщику оплата:

– за компьютерные столы

Выписка
из регистрационного
счета


3, 6


6211


2313


14 400

– транспортные услуги

600

5

Исключены из дохода отчетного периода ассигнования в сумме текущих расходов, которые включаются в первоначальную стоимость объекта ОС

Бухгалтерская
справка

14, 17

7111

5411

15 000

6

Оприходованы и введены в эксплуатацию компьютерные столы

Акт ввода
в эксплуатацию

17

1016

1311

15 000

7

Одновременно на эту же сумму увеличен внесенный капитал

Бухгалтерская
справка

17

5411

5111

15 000

Производство (создание) ОС

Пример 5

Заведение образования (неплательщик НДС) приняло решение отремонтировать системный блок и собрать компьютерный комплекс из имеющихся необоротных активов: монитора, клавиатуры, манипулятора «мышь», которые отражаются на субсчете 1113 «Малоценные необоротные материальные активы» по ликвидационной стоимости:

  • системный блок – 2 500 грн;
  • монитор – 1 000 грн;
  • клавиатура – 100 грн;
  • манипулятор «мышь» – 50 грн.

Также для выполнения ремонтных работ за средства спецфонда приобретены следующие составляющие:

  • материнская плата – 1 560 грн (в т. ч. НДС – 260 грн);
  • оперативная память – 4 200 грн (в т. ч. НДС – 700 грн).

Расходы на оплату труда специалиста (работника учреждения) составляют 2 000 грн.

Порядок отражения операций в учете будет следующим:

(грн)


п/п

Содержание операции

Первичные
документы

№ МО

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

1

Запланированы средства спецфонда:

– на приобретение материнской платы и оперативной памяти

Смета, выписка
из регистрационного счета

3, 14

2313

7111


5 760

– оплату труда специалиста, который создает ОС

2 000

2

Получена от поставщика материнская плата и оперативная память

Накладная-требование
типовой формы № М-11*

3, 6

1311

6211

5 760

3

Перечислена оплата поставщикам за полученные запчасти

Выписка из
регистрационного счета

3, 6

6211

2313

5 760

4

Отражены расходы на оплату труда специалиста, который создает ОС

Расчетно-платежная
ведомость работника
(типовая форма № П-6)**

5

1311

8111, 8112

2 000

5

Исключены из дохода отчетного периода ассигнования в сумме текущих расходов, которые включаются в первоначальную стоимость объекта ОС

Бухгалтерская
справка

14,17

7111

5411

7 760

6

Зачислены составляющие компьютерного комплекса в объект ОС, которые учитывались по ликвидационной стоимости в группе ПНМА

Акт внутреннего
перемещения ОС***

9

1311

1113

3 650

7

Оприходован и введен в эксплуатацию компьютерный комплекс

Акт приемки отремонтированных,
реконструированных и модернизированных ОС***,
акт ввода в эксплуатацию ОС

9, 17

1014

1311

11 410

8

Одновременно увеличен внесенный капитал на сумму оприходованного ОС

Бухгалтерская
справка

17

5411

5111

7 760

* Утверждена приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193. Приказ утратил силу на основании приказа Госстата от 22.10.2021 № 266, форма приведена для образца.

** Утверждена приказом Госкомстата от 05.12.08 г. № 489.
*** Форма утверждена Приказом № 818.

_________

Учетные фишки

Первоначальной стоимостью объекта ОС является себестоимость производства. В соответствии с п. 6 разд. ІІ НП(С)БУГС 121 себестоимость производства (создания) объекта ОС состоит из расходов, понесенных субъектом госсектора на его изготовление (создание), с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. ІІ данного стандарта, а именно:

  • сумм, которые платят поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без косвенных налогов);
  • регистрационных сборов, государственной пошлины и аналогичных платежей, которые осуществляются в связи с приобретением (получением) прав на объект ОС;
  • ввозной пошлины;
  • косвенных налогов в связи с приобретением (созданием) ОС (если они не возмещаются субъекту госсектора);
  • расходов по страхованию рисков доставки ОС;
  • расходов на транспортировку, установку, монтаж, наладку ОС;
  • прочих расходов, непосредственно связанных с доведением ОС до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях.

Внесенный капитал увеличивается только на сумму исключенных из доходов отчетного периода ассигнований в сумме текущих расходов, которые включаются в первоначальную стоимость объекта ОС.

Приобретение за средства общего фонда. Пример 1, 2.doc
Скачать
Приобретение за средства спецфонда. Пример 3, 4.doc
Скачать
Производство ОС. Пример 5.doc
Скачать

Комментарии к материалу