Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Оформить
подписку

Капитальный ремонт: учитываем правильно

29.09.2022 241 0 0


Из этой консультации вы узнаете, что такое капитальный ремонт, какие виды работ к нему относятся и как результаты капремонта отразить в учете.


Определение капремонта

Госкомитет по строительству и архитектуре в своих письмах-разъяснениях дал следующее определение капремонту:

Капитальный ремонт здания – это комплекс ремонтно-строительных работ, который предусматривает замену, восстановление и модернизацию конструкций и оборудования зданий в связи с их физической изношенностью и разрушением, улучшение эксплуатационных показателей, а также улучшение планировки здания и благоустройство территории без изменения строительных габаритов объекта. Капремонт предусматривает приостановку на время выполнения работ эксплуатации здания в целом или его частей (при условии их автономности).

Согласно п. 3.2 ДБН А.2.2-3-2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство», утвержденных приказом Минрегионразвития, строительства и ЖКХ от 04.06.2014 № 163 (далее – ДБН А.2.2-3-2014), строительство – это новое строительство, реконструкция, капитальный ремонт и техническое переоснащение объектов строительства.

Капитальный ремонт – это совокупность работ на объекте строительства, введенном в эксплуатацию в установленном порядке, без изменения его геометрических размеров и функционального назначения, которые предусматривают вмешательство в несущие и ограждающие системы, в случае замены или восстановления конструкций или инженерных систем и оборудования, в связи с их физической изношенностью и разрушением, улучшение эксплуатационных показателей, а также благоустройство территории.

Это вид ремонта зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств и других видов основных средств (далее – ОС), который осуществляется обычно с периодичностью более года. В процессе выполнения капремонта при необходимости полностью разбирается ОС, заменяются или восстанавливаются все сработанные узлы и детали. Эти действия проводятся в целях улучшения технических параметров ремонтируемого оборудования и его модернизации.

Таким образом, капремонт здания (сооружения) – это ремонт, во время которого происходит замена сработанных конструкций и деталей или замена на более прочные и экономичные, которые улучшают эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых у этого объекта наибольший (фундаменты, стены и т. п.).

Какие работы относятся к капремонту?

Чтобы достоверно определить, какие именно виды работ относятся к капремонту, следует обратиться к разд. 2 Примерного перечня услуг по содержанию зданий и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, зданий, сооружений, утвержденного приказом Госкомитета по вопросам ЖКХ от 10.08.2004 № 150 (далее – Перечень № 150).

Именно Перечнем № 150 советует руководствоваться Минжилкоммунхоз для определения работ по текущему или капитальному ремонту больниц, учебных заведений, административных зданий по решению их владельцев (письмо от 11.03.2009 № 8/7-2425).

Какой КЭКР выбрать для расходов на капремонт

В соответствии с письмом Минрегионразвития от 15.05.2015 № 8/15-232-15 строительные работы (новое строительство, реконструкция, капремонт, техническое переоснащение и реставрация) должны выполняться согласно утвержденной в установленном порядке проектной документации. При этом следует соблюдать требования таких нормативных документов, как:

Таким образом, по получении всех необходимых для проведения капремонта документов следует выбрать КЭКР, по которому будут проводиться расходы. Для этого нужно обратиться к Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 № 333 (далее – Инструкция № 333).

В соответствии с пп. 3.1.3 Инструкции № 333 расходы осуществляются на основании договоров и составленных смет на капремонт по КЭКР 3130 «Капитальный ремонт».

Внимание! За правильность отнесения расходов к текущему или капитальному ремонту отвечает распорядитель (получатель) бюджетных средств (пп. 3.1.3 Инструкции № 333).

Также следует учесть, что расходы на экспертизу проектной документации, авторский, технический надзор, выдачу сертификата соответствия завершенного строительством объекта осуществляются по тем КЭКР, по которым выполняются работы, если это обусловлено сметой работ, и являются составляющей общей стоимости этих работ.

КЭКР 3130 подразделяется на два кода с большей детализацией, а именно:

1) КЭКР 3131 «Капитальный ремонт жилищного фонда (помещений)» (пп. 3.1.3.1 Инструкции № 333), по которому проводятся расходы:

  • на капремонт жилых зданий и помещений (в т. ч. общежитий и казарм);
  • капремонт отдельных узлов и систем, которые являются составляющими жилых зданий и помещений (в т. ч. общежитий и казарм), а именно: водо- и газоснабжения, канализации, кондиционирования, пожарной охраны, мусоропроводов, пассажирских и грузовых лифтов и т. п.;
  • приобретение стройматериалов за средства, которые предусматриваются на капремонт и используются в процессе ремонтных работ;
  • приобретение оборудования, подлежащего установке, а именно: готовые к установке строительные конструкции и детали, к которым относятся: металлические, железобетонные и деревянные конструкции, сборные элементы, оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической систем, оборудование и мебель, которые требуют монтажа и предусматриваются к установке (то есть те, которые могут быть только вмонтированными и встроенными);
  • изготовление проектно-сметной документации (далее – ПСД) на капремонт зданий, сооружений и объектов и выполнение сопроводительных работ, которые согласно ДБН являются составляющей общей стоимости указанных работ;
  • наем транспорта для выполнения капремонта;
  • модернизацию (оборудование, устройства и т. п.);

2) КЭКР 3132 «Капитальный ремонт других объектов» (пп. 3.1.3.2 Инструкции № 333), по которому проводятся расходы на выполнение капремонта всех других объектов ОС, отличных от жилищного фонда, а именно расходы:

  • на капремонт других объектов, которые не включены в код 3131 (в т. ч. дорог, объектов благоустройства городов, сел, поселков);
  • капремонт автомобилей и оборудования, а также оплату запчастей к ним, если они включены в смету на проведение капремонта других объектов, который является неотъемлемой частью соглашения, заключенного с предоставителем услуг;
  • капремонт отдельных узлов и систем, которые являются составляющей частью других объектов, не включенных в код 3131, а именно: водо- и газоснабжения, канализации, кондиционирования, пожарной охраны, мусоропроводов, пассажирских и грузовых лифтов и т. п.;
  • приобретение стройматериалов за средства, которые предусматриваются на капремонт других объектов и используются в процессе ремонтных работ;
  • приобретение оборудования, подлежащего установке, в частности готовых к установке строительных конструкций и деталей, к которым относятся: металлические, железобетонные и деревянные конструкции, сборные элементы, оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической систем, оборудование и мебель, которые требуют монтажа и предусматриваются для установки (то есть те, которые могут быть только вмонтированными и встроенными);
  • изготовление ПСД на капремонт других объектов и выполнение сопроводительных работ, которые в соответствии с ДБН являются составляющей общей стоимости указанных работ;
  • наем транспорта для выполнения капремонта;
  • модернизацию (оборудование, устройства и т. п.).

Предоплата капитальных расходов

Этот вопрос урегулирован постановлением КМУ от 04.12.2019 № 1070 «Некоторые вопросы осуществления распорядителями (получателями) бюджетных средств предварительной оплаты товаров, работ и услуг, которые закупаются за бюджетные средства» (далее – Постановление № 1070). Именно его нормами определено, кто именно, с какой целью, в каком размере и на какой срок может предусматривать предоплату в договоре о закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства в соответствии с положением, разработанным главным распорядителем.

Все условия осуществления предоплаты, в том числе ее размер, стоит прописать в договоре. Нужно определить перечень конкретных документов и их формы, которые предоставитель услуг должен подать для регистрации и оплаты бюджетных обязательств.

Руководствуясь приложением к Методическим рекомендациям относительно перечня подтверждающих документов для регистрации бюджетных обязательств и проведения платежей, утвержденным приказом Госказначейства от 29.04.2013 № 68, покажем в таблице, какие документы должен подать исполнитель работ.

Перечень подтверждающих документов, которые подаются в Госказначейство

Название
расходов

КЭКР

Документы, которые подаются на стадии

регистрации бюджетных обязательств
и бюджетных финансовых обязательств

проведения платежей

1

2

3

4

Капитальный ремонт

3130

1. В случае осуществления предоплаты:

– решение главного распорядителя бюджетных средств;

– договор;

– счет;

– экспертный отчет относительно рассмотрения сметной части проектной документации;

– приказ, решение об утверждении ПСД на очередь строительства, пусковой комплекс или объект;

– сводный сметный расчет стоимости строительства;

– объектная смета.

– календарный график выполнения работ.

2. В случае получения товаров, работ, услуг:

– договор;

– экспертный отчет относительно рассмотрения сметной части проектной документации;

– приказ, решение об утверждении ПСД на очередь строительства, пусковой комплекс или объект;

– сводный сметный расчет стоимости строительства;

– объектная смета;

– календарный график выполнения работ;

– акт приемки выполненных строительных работ (примерная форма № КБ-2в);

– накладная (если условия договора предусматривают приобретение стройматериалов, оборудования, конструкций и т. п. за собственные средства подрядчика, с последующей оплатой заказчиком)

1. Платежное поручение.

2. Документы, подтверждающие фактическое получение товаров, работ и услуг при условии осуществления предварительной оплаты:

– накладная (если условия договора предусматривают приобретение стройматериалов, оборудования, конструкций и т. п. за собственные средства подрядчика, с последующей оплатой заказчиком);

– акт приемки выполненных строительных работ (примерная форма № КБ-2в)

Отражение в бухучете

Расходы на улучшение объекта ОС (реконструкцию/реставрацию), модернизацию, достройку, дооборудование) увеличивают его первоначальную стоимость в течение всего срока использования, если существует вероятность получения субъектом госсектора будущих экономических выгод, превышающих первоначально оцененный уровень его производительности, и/или увеличение потенциала полезности этого объекта (п. 1 разд. ІІІ НП(С)БУГС 121).

Расходы на содержание объекта ОС (проведение технического надзора, техобслуживания и ремонта), которые осуществляются для восстановления или поддержания субъектом госсектора будущих экономических выгод или потенциала полезности на первоначально оцененном уровне производительности объекта ОС, признаются расходами отчетного периода, в котором они были осуществлены (п. 2 разд. ІІІ НП(С)БУГС 121).

Следовательно, решение об отнесении расходов, связанных с проведением капремонта ОС, на увеличение его первоначальной стоимости или к расходам отчетного периода принимает непосредственно руководитель учреждения, с учетом комплекса ремонтно-строительных работ, выполненных с ОС, на основании выводов комиссии и тщательного изучения всей документации.

Принять правильное решение помогут п. 3 и 4 разд. VI Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 № 11.

Исходя из вышеизложенного, приходим к заключению, что вариантов отражения в бухучете расходов на капремонт может быть несколько:

  • увеличение первоначальной стоимости ОС на всю сумму расходов на капремонт, включая расходы на изготовление ПСД;
  • частичное увеличение первоначальной стоимости ОС на сумму расходов на капремонт (или части) без учета расходов на изготовление ПСД;
  • признание расходов на капремонт расходами отчетного периода, в котором они были понесены.

На основании Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденной приказом Минфина от 29.12.2015 № 1219 (далее – Приказ № 1219), и Порядка применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденного Приказом № 1219, приведем блоки всех возможных бухгалтерских проводок по расходам по капремонту ОС.


п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

1

2

3

4

Капремонт с отнесением всех расходов на увеличение стоимости ОС
на условиях предоплаты в размере 30 %

1

Получено финансирование на оплату работ по капремонту ОС, в т. ч. изготовление ПСД

2313

7011

2

Перечислена предоплата в размере 30 %

2113

2313

3

Отражены расходы на оплату работ по капремонту ОС в составе капитальных инвестиций по факту выполнения работ

1311

6211

4

Перечислены средства поставщику в размере 70 % за фактически выполненные работы по капремонту ОС

6211

2313

5

Закрыта дебиторская задолженность (далее – ДЗ) в размере 30 % предоплаты в связи с окончанием работ по капремонту ОС

6211

2113

6

Изъята из дохода отчетного периода стоимость капремонта, которая относится на увеличение стоимости ОС

7011

5411

7

Увеличена стоимость ОС на стоимость проведенного капремонта и введено ОС в эксплуатацию

1013

1311

8

Одновременно осуществлена вторая запись для увеличения собственного капитала на сумму увеличенной стоимости ОС

5411

5111

Капремонт с отнесением всех расходов на увеличение стоимости ОС
на условиях постоплаты

1

Отражены расходы на оплату работ по изготовлению ПСД и капремонту ОС в составе капитальных инвестиций по факту выполнения работ

1311

6211

2

Получено финансирование на оплату работ по капремонту ОС

2313

7011

3

Перечислены средства поставщику за фактически выполненные работы по капремонту ОС

6211

2313

4

Изъята из дохода отчетного периода стоимость работ по капремонту, которая относится на увеличение стоимости ОС

7011

5411

5

Увеличена стоимость ОС на стоимость проведенного капремонта и введено ОС в эксплуатацию

1013

1311

6

Одновременно осуществлена вторая запись для увеличения собственного капитала на сумму увеличенной стоимости ОС

5411

5111

Капремонт с частичным отнесением расходов на увеличение стоимости ОС
на условиях предоплаты в размере 30 %

1

Получено финансирование на изготовление ПСД

2313

7011

2

Перечислена предоплата в размере 30 %

2113

2313

3

Отнесены к расходам отчетного периода затраты на изготовление ПСД на момент его завершения

8013

6211

4

Перечислены исполнителю средства в размере 70 % за фактически выполненные работы по изготовлению ПСД

6211

2313

5

Закрыта ДЗ в размере 30 % предоплаты в связи с окончанием работ по изготовлению ПСД

6211

2113

6

Получено финансирование на оплату работ по капремонту

2313

7011

7

Перечислена предоплата в размере 30 %

2113

2313

8

Отражены расходы на оплату работ по капремонту ОС в составе капитальных инвестиций по факту выполнения работ

1311

6211

9

Проведен окончательный расчет с исполнителем работ по капремонту

6211

2313

10

Закрыта ДЗ в размере 30 % предоплаты в связи с окончанием работ по капремонту

6211

2113

11

Изъята из дохода отчетного периода стоимость работ по капремонту, которая относится на увеличение стоимости админздания

7011

5411

12

Увеличена стоимость админздания на стоимость капремонта и оно введено в эксплуатацию

1013

1311

13

Одновременно осуществлена вторая запись для увеличения собственного капитала на сумму увеличенной стоимости админздания

5411

5111

14

В конце отчетного периода закрыт счет:

– расходов


5511


8013

– доходов

7011

5511

Капремонт ОС с отнесением всех расходов на расходы отчетного периода
на условиях предоплаты в размере 30 %

1

Получено финансирование на оплату работ по изготовлению ПСД и капремонту

2313

7011

2

Перечислена предоплата в размере 30 %

2113

2313

3

Отнесена к расходам отчетного периода стоимость работ по капремонту на момент его завершения, в т. ч. расходы на изготовление ПСД (по факту выполнения работ)

8013

6211

4

Закрыта ДЗ в размере 30 % предоплаты в связи с полным выполнением договорных обязательств или их части объемом 30 % согласно подтверждающим документам

6211

2113

5

Перечислены исполнителю средства в размере 70 % за фактически выполненные сопутствующие работы и работы по капремонту

6211

2313

6

В конце отчетного периода закрыт счет:

– расходов


5511


8013

– доходов

7011

5511

Капремонт ОС с отнесением расходов на расходы отчетного периода
на условиях постоплаты

1

Отнесена к расходам отчетного периода стоимость работ по изготовлению ПСД и капремонту на момент его завершения (по факту выполнения работ)

8013

6211

2

Получено финансирование на оплату работ по изготовлению ПСД и капремонту

2313

7011

3

Перечислены средства поставщику за фактически выполненные работы

6211

2313

4

В конце отчетного периода закрыт счет:

– расходов


5511


8013

– доходов

7011

5511

Отчитываться о целевом использовании аванса, полученного на приобретение стройматериалов, изделий и конструкций, которые нужны для выполнения работ и стоимость которых включается в стоимость строительных работ или работ по капремонту, можно на основании примерной формы № КБ-2в «Акт приемки выполненных строительных работ» (приложение Т к ДСТУ Б Д.1.1-1:2013) или Акта приемки отремонтированных, реконструированных и модернизированных основных средств, форма которого утверждена приказом Минфина от 13.09.2016 № 818.

Для обоснования стоимости приобретения стройматериалов, изделий и конструкций можно использовать счета и накладные на отпуск товарно-материальных ценностей, которые приобретались для выполнения капремонта в отчетном периоде (письмо Госказначейства от 10.12.2018 № 16-10-08/20537).

В случае закрытия ДЗ путем получения от поставщика (подрядчика) товаров, выполнения работ, предоставления услуг в полном объеме распорядители и получатели бюджетных средств в течение 3 рабочих дней подают в орган Казначейства документы, подтверждающие получение таких товаров, работ и услуг (абзац пятый п. 10.1 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Минфина от 23.08.2012 № 938).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Спецвыпуски. Образование»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

1800 грн. / год

Купить