Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Как принять имущество из общей собственности в коммунальную

29.09.2022 216 0 0


Бухучет

По обращению соответствующего сельского, поселкового или городского совета районные и областные совета обязаны принять решение о передаче объектов общей собственности в коммунальную. Это касается объектов, которые размещены на территории соответствующих громад и удовлетворяют их коллективные нужды. Этого требует норма абзаца третьего п. 10 разд. V Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении». Каков порядок такой передачи и как отразить эту операцию в бухучете получателя?

Инициатором передачи имущества может выступать любая из сторон процесса. То есть районный (областной) совет также может обратиться в совет объединенной территориальной громады с предложением принять в коммунальную собственность общее имущество.

Основным нормативным документом, регламентирующим механизм передачи-приемки государственного и коммунального имущества между субъектами управления, является постановление КМУ от 21.09.98 г. № 1482 «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» (далее – Постановление № 1482). Вместе с тем для нормирования процедуры приема имущества из общей в коммунальную собственность соответствующей территориальной громады целесообразно разработать и утвердить нормативные документы (порядки, положения) на местном уровне.

Процедура передачи-приемки объектов из общей собственности в коммунальную предусматривает:

1) принятие решения о безвозмездной передаче имущества. Основанием для передачи объектов общей собственности является решение соответствующего совета. Это следует из п. 3 Порядка представления и рассмотрения предложений относительно передачи объектов из коммунальной в государственную собственность и образования и работы комиссии по вопросам передачи объектов в государственную собственность, утвержденного Постановлением № 1482 (далее – Порядок № 1482);

2) образование комиссии по передаче-приемке имущества. Создавать комиссию и назначать ее председателя может как субъект управления имуществом (т. е. соответствующий совет), так и органы, которые принимают эти объекты. Участие в комиссии представителей обеих сторон (принимающей и передающей объект) обязательно (абзац шестой п. 8 Порядка № 1482);

3) составление Акта приемки-передачи по форме приложения к Порядку № 1482. Акт составляется в 4 экземплярах, каждый из которых должен быть подписан председателем и членами комиссии, а также утвержден руководителем органа, образовавшего комиссию;

4) передача имущества. Имущество передается вместе с первичными документами (их копиями), или учетными регистрами (их копиями), или другими документами, в которых указана стоимость его приобретения (создания).

Право собственности на объект передачи возникает с даты подписания акта приемки-передачи (абзац второй п. 9 Порядка № 1482).

Передача объектов недвижимого имущества требует осуществления государственной регистрации. Для совершения регистрационных действий госрегистратору надо представить копии решения о передаче соответствующего имущества и акта приемки-передачи.

После этого учреждение-получатель должно присвоить полученному объекту новый инвентарный номер и зачислить его на баланс.

Учитывая то, что учреждения, которые передают и принимают имущество, финансируются из разных бюджетов и не находятся в подчинении одного главного распорядителя, такая операция не может считаться внутренним перемещением. Фактически для получателя это является безвозмездным поступлением активов от других юридических лиц.

Итак, для оприходования имущества, полученного вследствие передачи объектов общей собственности, надо отразить увеличение доходов. В частности, для учета доходов от безвозмездно полученных активов предназначен субсчет 7511 «Доходы по необменным операциям».

Следует помнить: проведение каких-либо операций в натуральной форме (среди прочего и безвозмездное получение активов) требует представления распорядителем бюджетных средств в Госказначейство Справки о поступлении в натуральной форме (приложение 25 к Порядку казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденному приказом Минфина от 23.08.12 г. № 938). Это нужно сделать до конца соответствующего отчетного месяца.

Также на сумму таких поступлений (стоимость полученных активов) нужно внести изменения в смету учреждения-получателя в части специального фонда по собственным поступлениям (п. 49 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденных постановлением КМУ от 28.02.02 г. № 228).

Учет такой хозяйственной операции ведется так:

(грн)

№ п/п

Содержание операции


МО*

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма**

1

2

3

4

5

6

1

Отражена первоначальная стоимость безвозмездно полученного здания

4

1013

2117

850 000

2

Вместе с тем отражены:

– доход от безвозмездно полученного имущества


3, 14


2313


7511


850 000

– увеличение внесенного капитала на сумму безвозмездного полученного авто

17

7511

5111

850 000

– кассовые расходы

3, 4

2117

2313

850 000

– сумма накопленного износа здания

17

5111

1411

535 500

* Мемориальный ордер.
** Сумма приведена условная.

Доходы от безвозмездно полученных активов нужно отразить в Отчете о поступлении и использовании средств, полученных по другим источникам собственных поступлений (форма № 4-2д, № 4-2м), в строке 020 «От полученных благотворительных взносов, грантов и подарков».

Вместе с тем такие поступления надо включить и в строку 2130 «Прочие доходы от необменных операций» Отчета о финансовом результате (форма № 2-дс).

Бухучет активов.doc
Скачать

Комментарии к материалу