Из приобретенных в прошлом году запасов изготовлен актив: как правильно вести его учет
Рассмотрим такую ситуацию. В прошлом году за средства общего фонда были приобретены металлопрофиль и винты кровельные общей стоимостью 2 тыс. грн. В этом году работники учреждения во внерабочее время изготовили из этих материалов накрытие для мусорных контейнеров и установили его. Как поставить на баланс эту конструкцию? Какими проводками следует отразить осуществленные операции? Нужно ли подавать в Казначейство справку о поступлениях в натуральной форме? Чтобы бухгалтер не допустил ошибки, предоставим ответы на эти вопросы в нашей консультации.
Оприходуем запасы
Приобретенные в 2021 году материалы (металлопрофиль и винты) были оприходованы как запасы на субсчет 1513 «Строительные материалы» в соответствии с Порядком применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 29.12.15 г. № 1219 (далее – Порядок № 1219). На этом субсчете ведется учет стройматериалов, которые используются в процессе строительных и монтажных работ.
Напомним, к строительным, в частности, относятся: силикатные материалы (цемент, песок, гравий, известка, камень, кирпич, черепица); лесные материалы (лес круглый, пиломатериалы, фанера и т. п.); строительный металл (железо, жесть, сталь, цинк листовой и т. п.); металлоизделия (гвозди, гайки, болты, железные изделия и т. п.); санитарно-технические материалы (краны, муфты, тройники и т. п.); электротехнические материалы (кабель, лампы, патроны, ролики, шнуры, провода, предохранители, изоляторы и т. п.); химико-москательные (краска, олифа, толь и т. п.) и другие аналогичные материалы.
Также на этом субсчете учитываются: строительные конструкции и детали (металлические, железобетонные и деревянные конструкции, блоки и сборные части зданий и сооружений); сборные элементы; оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической систем (отопительные котлы, радиаторы и т. п.), оборудование, которое требует монтажа, а также комплекты запчастей к такому оборудованию, отечественное и импортное оборудование, которое требует монтажа и предназначено для установки, и другие материальные ценности, необходимые для строительства.
Для справки: к оборудованию, требующему монтажа, относится такое, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запчастей к такому оборудованию. В состав оборудования включается контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования.
Определяем стоимость вновь созданного актива
В себестоимость производства (создания) объекта основных средств (далее – ОС) входят расходы субъекта госсектора на его изготовление (создание) с учетом расходов, предусмотренных п. 3 разд. III Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.15 г. № 11, а именно:
- сумм, которые платят поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без косвенных налогов);
- регистрационных сборов, государственной пошлины и аналогичных платежей, которые осуществляются для приобретения (получения) прав на объект ОС;
- ввозной пошлины;
- косвенных налогов в связи с приобретением (созданием) ОС (если они не возмещаются субъекту госсектора);
- расходов по страхованию рисков поставки ОС;
- расходов на транспортировку, установку, монтаж, наладку ОС;
- прочих расходов, непосредственно связанных с доведением ОС до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях.
! Все расходы, осуществленные во время изготовления актива собственными силами, накапливаются, и из них формируется стоимость, по которой этот актив будет учитываться.
Общая стоимость изготовленного накрытия для мусорных контейнеров – 2 тыс. грн. Зарплата работников, привлеченных к изготовлению и установке накрытия, не включается в его первоначальную стоимость, потому что эти работы проводились за пределами рабочего времени, то есть на добровольных началах.
Оформляем актив документально
В момент передачи строительных материалов для изготовления накрытия составляется Накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов типовой формы № М-11, утвержденной приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193, утратила силу на основании приказа Госстата от 22.10.2021 №266. Следовательно или разрабатываемую собственную форму или применяем типовую, но и в том и в другом случае ее следует утвердить собственным приказом по учреждению.
Эта форма используется для учета движения материальных ценностей на предприятии, в учреждении, организации (далее – учреждение) и их отпуска хозяйствам учреждения, которые расположены за пределами его территории, а также посторонним организациям.
Накладная-требование выписывается в двух экземплярах и подписывается главным бухгалтером или уполномоченным на то лицом. В случае отпуска материалов хозяйствам учреждения один экземпляр передается получателям (цеха, участки и т. п.), второй – на склад, а затем в бухгалтерию.
В случае внутреннего перемещения материалов накладную-требование составляет материально ответственное лицо склада (цеха), которое сдает ценности. Один экземпляр является основанием для списания ценностей для склада (цеха) сдающего, а второй – основанием для оприходования для склада (цеха), принявшего ценности. Графа 9 «Инвентарный номер» накладной заполняется, если учет малоценных необоротных материальных активов (далее – МНМА) и малоценных и быстроизнашивающихся предметов ведется по инвентарным номерам.
В случае отпуска материальных ценностей хозяйствам учреждения, которые расположены за пределами его территории, или посторонним организациям накладную-требование выписывают на основании договоров, нарядов и других соответствующих документов. Первый ее экземпляр передают на склад как основание для отпуска материалов, второй – получателю материалов. Для отпуска материалов самовывозом кладовщик передает накладную-требование, подписанную получателем, в бухгалтерию для оформления расчетно-платежных документов, если материалы отпускались с постоплатой.
По окончании работ по постройке накрытия для мусорных контейнеров комиссия заведения по учету ОС составляет Акт ввода в эксплуатацию ОС и на его основании открывает Инвентарные карточки учета объектов ОС. Типовые формы данных документов и Порядок их составления утверждены приказом Минфина от 13.09.16 г. № 818.
Отражаем актив в учете
Материальный актив, полученный после изготовления, нужно учитывать как МНМА согласно НП(С)БУГС 121 «Основные средства». В соответствии с Порядком № 1219 для отражения МНМА применяется одноименный субсчет 1113, поскольку запланированный срок эксплуатации актива превышает один год, а стоимостный критерий (устанавливается самостоятельно) все равно будет больше 2 тыс. грн. То есть созданный актив по признакам не может быть отнесен к ОС.
Как предусмотрено НП(С)БУГС 121 и Порядком № 1219, все расходы на приобретение или создание МНМА до момента ввода их в эксплуатацию отражаются на счете 13 «Капитальные инвестиции». В частности, на субсчете 1312 «Капитальные инвестиции в другие необоротные материальные активы» ведется учет расходов на приобретение, создание (изготовление) собственными силами других необоротных материальных активов, как и в нашей ситуации.
Согласно п. 7 разд. IV НП(С)БУГС 121 в первом месяце ввода актива в эксплуатацию необходимо начислить амортизацию в размере 50 % его первоначальной стоимости, а остальные 50 % – в момент исключения из активов (списания с баланса).
На основании Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденной Приказом № 1219, учет этих операций ведется следующим образом:
(грн)
№ |
Содержание операции |
Бухгалтерский учет |
||
Дт |
Кт |
Сумма |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2021 год |
||||
1 |
Выделены средства на приобретение строительных материалов за средства общего фонда |
2313 |
7011 |
2 000 |
2 |
Получены строительные материалы от поставщика |
1513 |
6211 |
2 000 |
3 |
Перечислены средства поставщику за полученные строительные материалы |
6211 |
2313 |
2 000 |
4 |
В конце бюджетного года закрыт счет доходов |
7011 |
5511 |
2 000 |
5 |
Закрыт бюджетный 2021 год |
5511 |
5512 |
2 000 |
2022 год |
||||
6 |
Выданы со склада строительные материалы |
2111 |
1513 |
2 000 |
7 |
Завершено сооружение накрытия для мусорных контейнеров |
1312 |
2111 |
2 000 |
8 |
Введено в эксплуатацию накрытие для мусорных контейнеров |
1113 |
1312 |
2 000 |
9 |
Изъята из финансового результата 2021 года сумма целевого финансирования |
5512 |
5411 |
2 000 |
10 |
Одновременно проведена вторая запись об увеличении внесенного капитала |
5411 |
5111 |
2 000 |
11 |
На время ввода в эксплуатацию актива начислена амортизация (50 %) |
8014 |
1412 |
1 000 |
12 |
Закрыт счет расходов на амортизацию в конце отчетного периода |
5511 |
8014 |
1 000 |
В соответствии с п. 12.7 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Минфина от 23.08.12 г. № 938, операции распорядителей бюджетных средств в натуральной форме проводятся в пределах плановых показателей и отражаются в бухгалтерском учете исполнения местных бюджетов. Распорядители не позднее последнего рабочего дня месяца составляют и подают в органы Казначейства справку о поступлениях в натуральной форме (приложение 25 к указанному Порядку).
В нашей ситуации подавать такую справку оснований нет, потому что поступления в натуральной форме не было. Из запасов, которые учитывались в учреждении, был изготовлен МНМА, то есть один актив преобразовался в другой.
Комментарии к материалу