Повышение должностных окладов педработников
Постановление КМУ от 28.12.2021 № 1391 «Некоторые вопросы установления повышений должностных окладов (ставок заработной платы) и доплат за отдельные виды педагогической деятельности в государственных и коммунальных заведениях и учреждениях образования» (далее – Постановление № 1391) вступило в силу с 01.01.2022. Рассмотрим некоторые нюансы введения положений данного постановления на конкретных примерах, опираясь на вопросы наших читателей.
Постановлением № 1391 утверждены Размеры повышений должностных окладов (ставок зарплаты) работникам в государственных и коммунальных заведениях и учреждениях образования (приложение 1) и Размеры доплат за отдельные виды педагогической деятельности работникам в государственных и коммунальных заведениях и учреждениях образования (приложение 2).
Размеры повышений должностных окладов (ставок зарплаты) и доплат за отдельные виды педагогической деятельности устанавливаются работникам, которые занимают должности согласно Перечню должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденному постановлением КМУ от 14.06.2000 № 963 (далее – Перечень № 963), и на которых распространяются условия оплаты труда работников заведений и учреждений образования.
Кроме того, Постановлением № 1391 признаны утратившими силу:
- постановление КМУ от 14.02.2018 № 72 «О внесении изменений в приложение к постановлению Кабинета Министров Украины от 25 августа 2004 г. № 1096»;
- постановление КМУ от 20.04.2007 № 643 «Об утверждении размеров повышения должностных окладов (ставок заработной платы) и дополнительной оплаты за отдельные виды педагогической деятельности в соотношении к тарифной ставке»;
- постановление КМУ от 25.08.2004 № 1096 «Об установлении размера доплаты за отдельные виды педагогической деятельности»;
- п. 4 Изменений, которые вносятся в постановления Кабинета Министров Украины, утвержденных постановлением КМУ от 29.07.2020 № 672.
Рассмотрим введение норм Постановления № 1391 в отдельных ситуациях, которые вызывали вопросы у наших читателей.
Вопросы – ответы
Как определить размер должностного оклада педагогическим работникам центра профессионального развития педагогических работников для установления доплаты за расширение зоны обслуживания в связи с повышением должностных окладов за педагогические звания и по другим основаниям?
Приложением 1 к Постановлению № 1391 предусмотрено повышение должностных окладов и ставок зарплаты руководителям, консультантам, психологам в центрах профессионального развития педработников на 10 %.
Также предусмотрено повышение на 10 % должностных окладов и ставок зарплаты педработникам, которым по результатам аттестации присвоены педагогические звания «старший учитель», «старший преподаватель», «старший воспитатель», «руководитель кружка – методист», «педагог-организатор-методист», «практический психолог-методист», «старший вожатый-методист», «мастер производственного обучения II категории».
Однако примечанием 3 к приложению 1 установлено, что повышение ставок зарплаты за педагогические звания, присвоенные по результатам аттестации, осуществляется только за период работы на должностях, на которых были присвоены соответствующие звания. В случае перехода работника из одного заведения образования в другое на одинаковые должности или на должности, соответствующие профилю излагаемого предмета, дисциплины, повышение за педагогическое звание сохраняется до очередной аттестации.
Пунктом 11 Положения о Центре профессионального развития педагогических работников, утвержденного постановлением КМУ от 29.07.2020 № 672, предусмотрено, что штатное расписание центра предусматривает должности консультанта, психолога.
Согласно Перечню № 963 должности директора, консультанта, психолога центра профессионального развития педагогических работников отнесены к должностям педагогических работников.
Однако Типовым положением об аттестации педагогических работников, утвержденным приказом МОН от 06.10.2010 № 930, не предусмотрено присвоение по результатам аттестации педагогических званий консультантам и психологам центров профессионального развития педагогических работников.
Пунктом 3 Постановления № 1391 установлено, что работникам заведений и учреждений образования, которым предусмотрено повышение должностных окладов (ставок заработной платы) по нескольким основаниям, абсолютный размер каждого повышения определяется исходя из размера должностного оклада (ставки заработной платы) без учета другого повышения.
То есть указанное условие относительно определения абсолютного размера каждого повышения касается только тех повышений, которые предусмотрены именно Постановлением № 1391.
Размеры должностных окладов и ставок зарплаты педработников, определенные в соответствии с постановлением КМУ от 22.01.2018 № 22 «О повышении оплаты труда педагогических работников» (далее – Постановление № 22), с учетом изменений, внесенных постановлением КМУ от 10.07.2019 № 695, являются базовыми, от которых определяется размер повышений и доплат, утвержденных Постановлением № 1391.
Согласно п. 2 раздела «Образование» приложения 2 к постановлению КМУ от 30.08.2002 № 1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» должностной оклад директора центра профессионального развития педагогических работников устанавливается на уровне 15-го тарифного разряда (далее – т. р.), а консультанта и психолога – на уровне 14-го т. р.
В соответствии с постановлением КМУ от 20.01.2021 № 29 «Некоторые вопросы оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» должностные оклады (тарифные ставки) с 1 декабря 2021 года рассчитываются исходя из размера должностного оклада работника 1-го т. р. – 2 893 грн.
Поэтому по состоянию на 1 декабря 2021 года и до настоящего времени размер должностного оклада по 15-му т. р. составляет 7 223,70 грн (2,27 х 2 893 грн х 10 %, где 2,27 – тарифный коэффициент (в соответствии с Постановлением № 22)), а по 14-му т. р. – 7 701,10 грн (2,42 х 2 893 грн х 10 %).
С учетом повышения на 10 % за работу в центрах профессионального развития педработников в соответствии с Постановлением № 1391 должностной оклад по 15-му т. р. составляет 7 946,07 грн, а по 14-му т. р. – 8 471,20 грн.
Поэтому размеры доплат за расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, а также других выплатах, в частности надбавок за выслугу лет, за престижность труда, за сложность в работе и других надбавок, а также вознаграждения за добросовестный труд и образцовое выполнение обязанностей и т. п., определяются от сформированного таким образом размера должностного оклада (ставки зарплаты).
Педработникам каких именно лицеев, гимназий и других заведений образования повышаются ставки зарплаты и должностные оклады?
Деятельность заведений общего среднего образования (далее – ЗОСО) регулируется Законом от 16.01.2020 № 463-IX «О полном общем среднем образовании» (далее – Закон № 463).
Типы заведений образования, обеспечивающих получение полного общего среднего образования, определены ст. 35 Закона № 463, ч. 1 которой установлено, в частности, что лицей обеспечивает получение профильного среднего образования. Получение базового среднего образования обеспечивает гимназия, а начального образования – начальная школа.
Согласно абзацам шестому – седьмому ч. 1 ст. 35 Закона № 463 гимназия и лицей функционируют как отдельные юридические лица. С учетом изменений, внесенных Законом от 15.07.2021 № 1658-IX «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования механизмов формирования сети лицеев для внедрения качественного профильного среднего образования», который вступил в силу с 08.08.2021, по решению учредителя лицей может обеспечивать получение базового среднего образования и, в виде исключения, начального образования.
До внесения таких изменений начальная школа могла функционировать как структурное подразделение только в гимназиях, а в лицеях предоставлялась возможность функционировать на правах структурных подразделений гимназиям в виде исключения.
ЗОСО, который осуществляет образовательную деятельность на нескольких уровнях общего среднего образования, имеет тип заведения высшего уровня, на котором осуществляется образовательная деятельность (абзац восьмой ч. 1 ст. 35 Закона № 463).
В составе лицеев может функционировать такое внутреннее структурное подразделение, как пансион (ч. 4 ст. 31 Закона № 463).
Что касается создания лицеев, то Законом № 1658 внесены также изменения в ч. 1 ст. 32 Закона № 463, в частности в ее абзац шестой. Согласно этим изменениям решения об образовании лицеев как отдельных юрлиц принимают областные, городские, поселковые, сельские советы, а их функционирование возможно при наличии не менее двух классов по трем профилям обучения на уровне профильного среднего образования (в течение 10–12 лет обучения учащихся).
До внесения этих изменений решения о создании лицеев как отдельных юрлиц могли принимать только областные и городские советы городов с населением более 50 тысяч. Для их учреждения в составе лицея должны быть созданы и функционировать не менее четырех 10-х классов.
Законом № 1658 внесены также изменения в разд. X «Заключительные и переходные положения» Закона № 463, а именно в абзац пятый п. 1, о том, что нормы абзаца шестого ч. 1 ст. 32 (функционирование лицеев с количеством не менее двух классов по трем профилям обучения) и абзаца шестого ч. 1 ст. 35 (гимназия и лицей функционируют как отдельные юридические лица) вступают в силу с 1 сентября 2027 года.
Пункт 3 раздела «Заключительные и переходные положения» Закона № 463 дополнен пп. 12, согласно которому приведение уставов заведений образования в соответствие с данным Законом осуществляется с учетом сроков вступления в силу отдельных положений данного Закона, определенных п. 1 данного раздела.
Заключительные и переходные положения Закона № 463 дополнены п. 51, 52, 53 следующего содержания:
«51. Рекомендовать учредителям заведений образования, которые обеспечивают получение полного общего среднего образования, до 1 сентября 2027 года привести учредительные документы заведений образования в соответствие с данным Законом, с учетом сроков вступления в силу отдельных положений данного Закона, определенных п. 1 данного раздела.
52. Верховной Раде Автономной Республики Крым, областным (с учетом предложений городских, сельских, поселковых советов), Киевскому и Севастопольскому городским советам до 1 сентября 2024 года утвердить планы формирования сети заведений образования, которые обеспечивают получение полного общего среднего образования, с учетом требований данного Закона к лицеям относительно безопасного, инклюзивного и цифрового образовательного пространства, демографических показателей развития соответствующих административно-территориальных единиц, возможности территориальных громад, профилирования старшей профильной школы и потребности в охвате на соответствующей территории всех профилей обучения, определенных законодательством, в целях гарантирования и обеспечения права каждого учащегося на выбор соответствующего профиля обучения.
53. Учредителям лицеев до 1 сентября 2027 года обеспечить с учетом требований законодательства выполнение утвержденных Верховной Радой Автономной Республики Крым, областными, Киевским и Севастопольским городскими советами планов, предусмотренных п. 52 данного раздела, путем создания и обеспечения лицеев надлежащей материально-технической базой, оборудованием, доступом к сети Интернет, отобрать на конкурсных началах педагогических работников, провести конкурс в соответствии с требованиями данного Закона на должность руководителя заведения образования и осуществить другие необходимые действий, определенные соответствующими планами и законодательством».
Пунктом 2 разд. II «Заключительные и переходные положения» Закона № 1658 установлено, что решения учредителей, принятые до вступления в силу данного Закона в соответствии с требованиями Закона № 463 и Закона от 05.09.2017 № 2145-VIII «Об образовании» (далее – Закон № 2145) относительно создания (функционирования) лицеев как самостоятельных юридических лиц для обеспечения получения исключительно профильного среднего образования, не требуют приведения в соответствие с изменениями, предусмотренными данным Законом.
Пунктом 3 Заключительных и переходных положений Закона № 2145 установлено, что:
1) до приведения законодательства и учредительных документов заведений образования в соответствие с Законом № 2145 термины «учебное заведение» и «заведение образования» являются идентичным, а все субъекты властных полномочий и учебные заведения руководствуются всеми положениями данного Закона, которые касаются заведений образования, а также положениями законодательства, которые касаются учебных заведений, в части, не противоречащей данному Закону;
2) термин «заведение образования», который употребляется в данном Законе и специальных законах, соответствует термину «учебное заведение», который употребляется в Конституции Украины;
3) обучение учащихся по программам 12-летнего полного общего среднего образования начинается: для базового среднего образования – с 1 сентября 2022 года; для профильного среднего образования – с 1 сентября 2027 года;
4) с 1 сентября 2027 года срок получения профильного среднего образования всеми соискателями образования составляет три года. Внедрение образовательных программ базового среднего образования до 2022 года и/или профильного среднего образования до 2027 года в рамках 12-летнего полного общего среднего образования возможно по решению КМУ при условии наличия соответствующего стандарта базового или профильного среднего образования и соответствующей типовой образовательной программы;
5) до 2027 года положения данного Закона, касающиеся профильного среднего образования, действуют относительно заведений образования, которые обеспечивают получение полного общего среднего образования в рамках двухгодичной старшей школы в соответствии с законодательством;
6) за лицами, которые на день вступления в силу данного Закона занимают должности педработников, сохраняются действующие профессиональные права;
7) после вступления в силу данного Закона размер зарплаты педагогических и научно-педагогических работников не может уменьшиться, если эти работники продолжают занимать соответствующие должности, исполнять соответствующие обязанности и сохраняют соответствующую квалификационную категорию.
Поэтому до 2027 года гимназии и лицеи, которые были созданы как заведения нового типа до введения в действие Законов № 463 и № 2145 и деятельность которых регламентировалась Инструкцией об организации и деятельности гимназии и Инструкцией об организации и деятельности лицея, утвержденными приказом Минобразования от 20.07.1995 № 217, имеют права на функционирование невзирая на то, что данный приказ утратил силу на основании приказа МОН от 26.08.2021 № 930.
В приложении 1 к Постановлению № 1391 утверждены размеры повышений должностных окладов (ставок заработной платы) работникам в государственных и коммунальных заведениях и учреждениях образования, предусмотрено, что руководящим и педагогическим работникам в гимназиях, лицеях, коллегиумах, гимназиях-интернатах, лицеях-интернатах, коллегиумах-интернатах, которые созданы до вступления в силу Законов № 463 и № 2145 как заведения II, II–III, III ступеней с углубленным изучением отдельных предметов в соответствии с профилем, с профильным обучением и допрофессиональной подготовкой, до приведения учредительных документов таких заведений в соответствие с указанными законами, должностные оклады и ставки зарплаты повышаются на 10 %.
Согласно данному приложению должностные оклады и ставки зарплаты педработников, помощников воспитателей и руководящих работников, деятельность которых непосредственно связана с образовательным процессом, в заведениях образования интернатного типа или заведениях, которые имеют структурное подразделение (интернат, пансион и т. п.), повышаются на 10 %.
Поэтому на сегодня должностные оклады и ставки зарплаты педагогических и руководящих работников гимназий, лицеев, коллегиумов, гимназий-интернатов, лицеев-интернатов, коллегиумов-интернатов, которые созданы до вступления в действие Законов № 463, № 2145 и, кроме того, высших профессионально-технических учебных заведений, высших художественных профессионально-технических учебных заведений, профессионально-художественных училищ, художественных профессионально-технических училищ повышаются на 10 %, а тех, которые имеют такое структурное подразделение, как интернат, пансион, а также училищ физической культуры – повышаются на 10 %.
Такое повышение предусмотрено также пп. «б» и «в» п. 28 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.1993 № 102 (далее – Инструкция № 102).
Как устанавливать доплату работникам за заведование библиотекой и работу с библиотечным фондом учебников в связи со вступлением в силу Постановления № 1391?
Приложением 2 к Постановлению № 1391 предусмотрено установление педагогическим и другим работникам, которые проводят библиотечную работу и работу с библиотечным фондом учебников, в заведениях общего среднего и профессионального (профессионально-технического) образования доплаты за заведование библиотекой (медиатекой) в размере 5–15 % ставки зарплаты (должностного оклада) при условии отсутствия штатной должности заведующего библиотекой (медиатекой).
Типовыми штатными нормативами заведений общего среднего образования, утвержденными приказом МОН от 06.12.2010 № 1205 (далее – Типовые нормативы № 1205), не предусмотрено установление должности заведующего библиотекой, если в заведении меньше 11 классов.
Типовыми штатными нормативами профессионально-технических учебных заведений, утвержденными приказом МОН от 06.12.2010 № 1204 (далее – Типовые нормативы № 1204), не предусмотрена должность заведующего библиотекой при наличии менее 400 учащихся.
То есть за выполнение педагогическим или другим работником библиотечной работы и работы с библиотечным фондом учебников в ЗОСО и ЗПТО с таким количеством классов или учащихся соответственно устанавливается доплата, которая Постановлением № 1391 признана как доплата «за заведование библиотекой (медиатекой)».
В то же время абзацем первым п. 58 Инструкции № 102 установлено, что в общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях, штатными расписаниями которых не предусмотрена должность библиотекаря, педагогическим и другим работникам, которые ведут библиотечную работу и работу с библиотечным фондом учебников, устанавливается доплата за заведование библиотекой в размере 10 % должностного оклада (ставки зарплаты).
В то же время Типовыми нормативами № 1205 не предусмотрено установление должности библиотекаря, если в ЗОСО функционирует менее 5 классов, а Типовыми нормативами № 1204 предусмотрено установление должности библиотекаря при наличии в ЗПТО до 600 (включительно) учащихся, то есть не предусмотрены случаи, когда должность библиотекаря не устанавливается.
Поэтому доплата за заведование библиотекой, которая включает оплату библиотечной работы и работы с библиотечным фондом учебников, при условии отсутствия штатной должности заведующего библиотекой (медиатекой) может устанавливаться в максимальном размере 15 %, а при отсутствии должности библиотекаря –в размере 10 % от ставки заработной платы (должностного оклада) работника, на которого возложено выполнение таких обязанностей.
В то же время согласно абзацу второму п. 58 Инструкции № 102 при наличии в заведениях штатных должностей библиотечных работников за заведование библиотекой устанавливается доплата в размере 5–15 % должностного оклада. Конкретный размер доплаты устанавливается руководителем заведения образования по согласованию с профсоюзным комитетом, с учетом размера фонда учебников, с которым ведется работа.
То есть доплата, которая имеет название «за заведование библиотекой», которая устанавливается заведующему библиотекой и библиотекарю, которые являются штатными работниками соответствующих заведений, включает оплату за работу с библиотечным фондом учебников, которая является неотъемлемой частью библиотечной работы.
Об указанном речь идет в письме МОН от 29.08.2006 № 1/9-549, в котором указывается, что для определения конкретного размера доплаты «за заведование библиотекой» библиотечным работникам руководителем заведения образования должен учитываться размер фонда учебников, с которым ведется работа, как это предусмотрено п. 58 Инструкции № 102.
В этих же письмах сообщается, что, ввиду особенностей определения размера должностных окладов заведующих библиотеками, которые являются структурными подразделениями учебных заведений, работникам, которые занимают в них штатные должности заведующих библиотеками, устанавливается доплата в размерах, определенных в п. 58 Инструкции № 102, именно за работу с фондом учебников.
Особенности определения размера должностных окладов заведующих библиотеками заведений образования заключаются в том, что библиотеки являются их структурными подразделениями. Согласно примечанию 2 к таблице 4 приложения 2 к приказу Минкультуры и туризма от 18.10.2005 № 745 должностные оклады заведующих библиотеками, которые являются структурными подразделениями учреждения, предприятия или организации, устанавливаются на уровне должностных окладов библиотекарей соответствующей категории.
Постановлением № 1391 не предусмотрены обязательства или поручения МОН внести изменения в свои нормативно-правовые акты, а также указания о неприменении тех положений по оплате труды, которые не предусмотрены в постановлении, что свидетельствует о действии норм п. 58 Инструкции № 102.
Поэтому доплата, которая имеет название «за заведование библиотекой», устанавливается заведующему библиотекой и библиотекарю и включает, в частности, оплату работы с библиотечным фондом учебников.
Комментарии к материалу