Несмотря на ожидание уменьшения фискального внимания вопросам организации труда, в последнее время участились случаи наложения административных, финансовых и уголовных санкций на руководителей учреждений за нарушение трудового законодательства. Поэтому целесообразным и актуальным представляется освещение для сообщества кадровиков таких вопросов, как порядок проверок Гоструда, подготовка к визиту госинспектора труда, заблаговременное самостоятельное исправление ошибок в кадровой работе и т. п.
Напомним, что проверку субъектов хозяйствования относительно неоформленных работников осуществляет ГНС и ее территориальные органы. На это указано в пп. 37 п. 6 постановления КМУ от 06.03.2019 № 227 «Об утверждении положений о Государственной налоговой службе Украины и Государственной таможенной службе Украины».
В то же время штрафные санкции налагаются и Гоструда, и ее территориальными органами согласно Порядку наложения штрафов за нарушения законодательства о труде и занятости населения, утвержденному постановлением КМУ от 17.07.2013 № 509.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка штрафы могут применяться по таким основаниям:
Следует отметить, что сумма штрафа зависит от размера минимальной заработной платы (далее – МЗП). Законом от 02.12.2021 № 1928-IX «О Государственном бюджете Украины на 2022 год» МЗП составляет (в месячном размере): с 1 января – 6 500 грн, с 1 октября – 6 700 грн. Штраф платится в течение одного месяца с дня принятия постановления о его наложении.
Обратите внимание! В соответствии со ст. 265 КЗоТ в случае уплаты юридическим лицом 50 % размера штрафа в течение 10 банковских дней со дня вручения постановления о его наложении такое постановление считается выполненным. |
Если штрафы не платятся в добровольном порядке, предусмотрено взыскание, а именно:
Нормативно-законодательными актами, которые обязательно следует знать кадровикам и работодателям в связи с проверками как со стороны ГНС, так и со стороны Гоструда, на сегодня являются:
Чтобы уменьшить вероятность неприятных сюрпризов от визита государственного инспектора труда, кадровик должен четко осознавать, что критериями проверки Гоструда среди прочего являются:
Как свидетельствует практика ежегодных проверок, работодатели, которые грубо нарушали законодательство о труде, несут уголовную ответственность за:
О проведении плановой проверки государственный инспектор труда (далее – инспектор) должен в письменном виде сообщить работодателю (указывая дату начала и окончания проверки) не менее чем за 10 дней до дня ее начала (ч. 4 ст. 5 Закона № 877).
В случае если сообщение об осуществлении плановой проверки не будет заблаговременно получено, работодатель имеет право не допускать инспектора труда к ее проведению. |
Напомним, что, в отличие от плановых, внеплановые проверки проводятся:
Однако инспектор имеет право лишь ознакомить с основанием проведения внеплановой проверки непосредственно перед ее проведением и предоставить копию соответствующего направления.
В то же время для внеплановой проверки должны быть основания, которые определяются Законом № 877, а именно:
Обратите внимание! Проведение внеплановой проверки по другим основаниям, кроме определенных Законом № 877, запрещается. |
Итак, во время проведения внеплановой проверки выясняют лишь те вопросы, потребность в проверке которых стала основанием для осуществления этого мероприятия, с обязательным указанием их в направлении на проведение проверки.
Относительно сроков проведения проверок отметим, что плановая проверка не может длиться свыше 15 рабочих дней, а внеплановая – 10 рабочих дней, если только иное не предусмотрено законом. Продление срока как плановой, так и внеплановой проверки не допускается.
В первую очередь заметим, что в соответствии со ст. 265 КЗоТ за недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении налагается штраф в размере 3 МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения (с 1 января 2022 года это составляет 19,5 тыс. грн).
Работодатель должен помнить о том, что инспектор во время проверки:
Практика проверок свидетельствует, что в первую очередь инспекторы обычно интересуются двумя моментами: наличием колдоговора и выполнением зафиксированных в нем положений, а также ведением трудовых книжек работников. Подчеркнем, что согласно ст. 17 КЗоТ во вновь созданном учреждении колдоговор заключается по инициативе одной из сторон в трехмесячный срок после регистрации учреждения, организации, если законодательством предусмотрена регистрация, или после решения об основании учреждения, если не предусмотрена его регистрация.
Поэтому, поскольку сторонами колдоговора являются работодатель и трудовой коллектив, а сам колдоговор может быть заключен по инициативе любой стороны, при отсутствии такой инициативы со стороны трудового коллектива привлечь работодателя к ответственности нельзя, поскольку ни один нормативный акт не возлагает на него обязанность инициировать заключение настоящего договора.
Работодателей или других должностных лиц учреждения можно привлечь к ответственности лишь в случае их уклонения от участия в переговорах относительно заключения, изменения или дополнения колдоговора (если такие переговоры были инициированы) по ст. 411 КУоАП, нарушения или невыполнения обязательств по колдоговору по ст. 422 КУоАП или непредоставления ими информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением колдоговоров согласно ст. 433 КУоАП.
С 10 июня 2021 года изменились правила учета трудовой деятельности работника. А именно: Законом от 05.02.2021 № 1217-IX внесены изменения, в частности, в ст. 48 КЗоТ, согласно которой учет трудовой деятельности работника осуществляется теперь в электронной форме в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования в порядке, определенном Законом от 08.07.2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование». В то же время ведение бумажных трудовых книжек не отменяется. Соответственно, не отменяются и проверки трудовых книжек.
Инспекторы труда сосредоточивают свое внимание на том, ведутся ли трудовые книжки в учреждении в соответствии с требованиями Инструкции № 58. Так, типичными нарушениями являются несоблюдение п. 2.12 Инструкции № 58, согласно которому после указания даты заполнения трудовой книжки работник своей подписью удостоверяет правильность внесенных сведений, а также п. 2.5 Инструкции № 58, по которому с каждой записью, которая вносится в трудовую книжку на основании приказа (распоряжения) о назначении на работу, переводе и увольнении, собственник или уполномоченный им орган обязан ознакомить работника под подпись в личной карточке, в которой должна повторяться запись из трудовой книжки (вкладыша).
Добавим, что личные карточки (типовая форма № П-2, утвержденная совместным приказом Госкомстата и Минобороны от 25.12.2009 № 495/656) должны быть заведены на всех работников, что также проверяется инспекторами. Кроме того, инспекторы проверяют, соответствует ли количество работников объемам производства, или есть расхождения между фактическими показателями численности работников и зарплаты и показателями, указанными в поданной отчетности. Таким способом выявляют тех, кто работает неофициально.
Также обращается внимание на состояние оплаты труда, то есть размер зарплаты и наличие задолженности по ее выплате. Подозрение вызывают работодатели, которые выплачивают своим работникам МЗП (признак выплат основной части зарплаты «в конвертах»).
По результатам проведенной проверки инспектор составляет акт, где фиксирует все обнаруженные нарушения, а также истребует документы, которые подтверждают эти нарушения, и пояснения от работодателя (или ответственного лица) за определенные действия. Акт должен быть оформлен последним днем проведения проверки, а если работодатель не согласен с фактами, изложенными в нем, к ним прилагаются возражения, которые должны быть подтверждены документально. Потом инспектор составит предписание относительно устранения обнаруженных нарушений, которое будет подлежать обязательному выполнению учреждением с письменным уведомлением о принятых им в установленный срок мерах.
В предписании указываются нарушения в соответствии с выводами акта, а в его резолютивной части отдельно устанавливается срок устранения каждого из нарушений с указанием срока письменного уведомления относительно их устранения.
Если срок устранения нарушений превышает один календарный месяц, устанавливаются требования о представлении ежемесячного письменного сообщения на определенную дату до полного устранения указанного нарушения. Один экземпляр акта и предписания предоставляются работодателю, а в случае невозможности личного вручения (например, в случае отказа от их получения) посылаются заказным письмом с уведомлением о вручении (об этом делается отметка с указанием причины).
Предписание не предусматривает применения санкций к работодателю, но за невыполнение изложенных в нем законных требований инспектора труда относительно устранения обнаруженных нарушений законодательства о труде в ст. 1886 КУоАП предусмотрен штраф от 850 до 1 700 грн. Контроль за выполнением предписания со стороны инспекторов является обязательным.
После окончания срока, установленного в предписании для устранения обнаруженных нарушений, у инспекторов возникает право на проведение в учреждении контрольной перепроверки выполнения предписания. В случае выявления нарушений, которые не были устранены, обязательно составляется повторное предписание. После проверки выполнения предписания инспектор анализирует обнаруженные правонарушения с обязательным дальнейшим реагированием:
В конце напомним, что штрафы согласно ст. 265 КЗоТ могут налагаться на работодателя на основании решения суда и без проведения проверки Гоструда. Однако такое решение должно касаться оформления трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, установления периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы на условиях полного рабочего времени, установленного в учреждении.
На практике такое является возможным, если работник самостоятельно обратился в суд за защитой своих трудовых прав, а судебная инстанция приняла решение об оформлении трудовых отношений и установила период работы, чем подтвердила факт правонарушения. В таком случае штраф может быть наложен без проведения проверки на основании решения суда.