Зеленский одобрил госбюджет-2023
Президент Владимир Зеленский подписал закон о государственном бюджете на 2023 год.
Об этом свидетельствуют данные законопроекта на сайте Верховной Рады, передают Українські Новини.
Согласно документу, прогноз реального роста ВВП в 2023 году скорректирован на более консервативные предположения темпов восстановления экономики (по сравнению с предыдущим прогнозом).
Также были учтены высокие риски и риски, связанные с продолжением атак РФ на объекты энергетической системы и другие объекты критической инфраструктуры Украины.
Прогноз реального роста ВВП – 3,2% вместо предыдущего прогноза в 4,6%.
Прогноз инфляции в 2023 году уменьшен с 30% до 28% (в декабре до декабря).
Прогноз номинального ВВП на 2023 год был скорректирован на 120 млрд. гривен до 6 280 млрд. гривен.
Более оптимистичные ожидания финансовой поддержки со стороны международных партнеров обусловили корректировку предположения относительно обменного курса гривны к доллару США.
К концу года он составит 45,8 UAH/USD (вместо 50 UAH/USD в предварительном прогнозе).
Предположение о среднегодовом значении обменного курса осталось без изменений (42,2 UAH/USD).
Доходы проекта государственного бюджета на 2023 год предусмотрено в сумме 1330 млрд гривен, в том числе доходы общего фонда – 1173 млрд гривен и доходы специального фонда – 156 млрд гривен.
Доходы увеличены по сравнению с первым чтением на 50 млрд гривен, в том числе по общему фонду – на 26 млрд гривен, а по специальному фонду – на 24 млрд гривен.
Основными факторами, повлиявшими на пересмотр прогноза доходов до второго чтения, являются учет: предложений, приведенных в бюджетных выводах Верховной Рады Украины; нормы закона об изменениях в Налоговый кодекс относительно ставок акцизного налога на топливо, а также скорректированных макропоказателей.
По общему фонду предусмотрено увеличение:
- по налогу и сбору на доходы физических лиц на 15 млрд гривен (за счет пересмотра макропоказателей и усовершенствования подходов в прогнозировании НДФЛ);
- НДС по ввозимым товарам на 27 млрд гривен (за счет повышения ставок в налогообложении горючего с 7% до 20%);
- средств, перечисляемых НБУ, на 35,5 млрд. гривен (в связи с учетом уточненной информации Национального банка о сумме прибыли).
При этом по общему фонду предусмотрено уменьшение:
- налога на прибыль на 21 млрд гривен (из-за уменьшения прибыли прибыльных предприятий);
- рентной платы за добычу природного газа на 23 млрд гривен (в связи с изменениями в налогообложении природного газа по базе налогообложения);
- НДС с произведенных в Украине товаров (работ, услуг) с учетом бюджетного возмещения на 6 млрд гривен (за счет изменения макропоказателей и уменьшения потребительских расходов).
По специальному фонду предусмотрено увеличение:
- акцизного налога с горючего на 7 млрд гривен (за счет возврата довоенных ставок налогообложения);
- перечисляемых средств НБУ на 16 млрд гривен;
- грантов на 442 млн. гривен (по программам международной поддержки для Министерства здравоохранения и Минреинтеграции).
При доработке проекта госбюджета ко второму чтению был увеличен дефицит на 17 млрд. гривен (до 20,6% ВВП).
Дефицит планируется профинансировать за счет увеличения внешних заимствований.
Соответственно, на эту сумму возрастет объем государственного долга.
В результате прогнозный объем государственного долга в эквиваленте в национальной валюте предусмотрено в абсолютном значении 6423 млрд гривен.
Расходы государственного бюджета ко второму чтению увеличены по сравнению с первым чтением на 67 млрд. гривен.
Они составят 2 640 млрд гривен, в том числе общего фонда – 2312 млрд гривен и специального фонда – 328 млрд гривен.
Ресурс на национальную безопасность и оборону по сравнению с первым чтением не изменился и составил около 50% всего бюджета.
Это 1141 млрд гривен, или 18,2% ВВП (общий фонд – 1006 млрд гривен, специальный фонд – 115 млрд гривен, государственные гарантии – до 20 млрд гривен).
Для решения вопросов социального и экономического характера предусмотрено увеличение расходов государственного бюджета, в частности:
- выплату пенсий – на 39 млрд гривен (до 272 млрд гривен);
- фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии – на 16 млрд. гривен (до 35,5 млрд. гривен).
Определены следующие направления направления средств фонда:
- строительство и ремонт общественных зданий, объектов критической инфраструктуры;
- обеспечение жильем внутренне перемещенных лиц и лиц, лишившихся жилья в результате боевых действий;
- закупка школьных автобусов и специального транспорта для учреждений здравоохранения и коммунальных предприятий;
На образование увеличены расходы на 555 млн. гривен, в том числе на развитие дистанционной формы обучения 150 млн. гривен, на обеспечение проведения внешнего независимого оценивания 215 млн. гривен.
На культуру увеличены расходы на 235 млн. гривен, в том числе для обеспечения реализации проектов Украинским культурным фондом и Украинским институтом книги;
Для предоставления льготных ипотечных кредитов внутренне перемещенным лицам расходы увеличены на 20 млн. гривен.
Кроме того, осуществлено перераспределение расходов между распорядителями бюджетных средств и отдельными бюджетными программами с целью их оптимизации и учета предложений народных депутатов.
В частности, предусмотрена новая бюджетная программа "Государственный фонд регионального развития" в сумме 2 млрд гривен.
Как сообщали Українські Новини, 7 октября Верховная Рада приняла в целом выводы и предложения к проекту закона о государственном бюджете на 2023 год, что означает принятие госбюджета в первом чтении.
https://ukranews.com
Комментарии к материалу