Президент Украины 15 июля подписал Закон Украины "О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовном кодексе Украины, Уголовном процессуальном кодексе Украины и других законодательных актов Украины о повышении ответственности за коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения". 16 июля закон опубликован, 17 июля он вступил в силу.
Закон повысил порог для административной и уголовной ответственности должностных лиц за недостоверное декларирование
До внесения изменений административная ответственность по статье 172-6 КУоАП "Нарушение требований финансового контроля" наступала, если чиновник отметил в декларации недостоверные сведения об имуществе или других объектах декларирования, расхождение в стоимости которых составляло от 100 до 500 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц2 302,8 тыс. грн (до 1 млн 514 тыс. грн.). Административное правонарушение возникает, если в декларации есть недостоверные сведения на сумму от 150 до 750 ПМ (т.е. в 2025 году это от 454,2 тыс. грн. до 2 млн. 271 тыс. грн.).
Уголовная ответственность по ст. 366-2 УКУ ”Декларирование недостоверной информации” наступало, если разногласия в декларации превышали сумму от 500 ПМ (1 млн 514 тыс. грн в 2025 году) до 2 тыс. ПМ (6 млн. 56 тыс. грн. в 2025 году).
Теперь в соответствующей статье увеличены пороговые значения: по части первой с 750 до 2,5 тыс. ПМ (2 млн 271 тыс. грн – 7 млн 570 тыс. грн в 2025 году); по части второй — более чем на 2,5 тыс. ПМ (7 млн. 570 тыс. грн в 2025 году).
Закон снижает пороги уголовной ответственности за незаконное обогащение и расширяет круг лиц, которые могут быть привлечены
Положения закона снизили пороговое значение уголовной ответственности за незаконное обогащение (ст.368-5 УКУ) до трех тысяч ПМ, что составляет 9 млн 084 тыс. грн. Ранее уголовная ответственность должностного лица наступала, если стоимость приобретенных им активов превышала официальный доход на 6,5 тыс. не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (9 млн 841 тыс. грн) и более.
Кроме того, в список лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, которые могут быть привлечены к ответственности за незаконное обогащение, добавлены новые категории — в частности, члены военно-врачебных комиссий (ВЛК) и бывшие работники медико-социальных экспертных комиссий (МСЭК).
Изменены пороги для гражданской конфискации необоснованных активов
Также закон вносит изменения в ст. 290 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Украины "Предъявление иска о признании необоснованными активов и их взыскании в доход государства", изменяя разницу между стоимостью приобретенных активов с законными доходами.
Теперь такой иск подается, если разница между стоимостью активов лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления и его законными доходами превышает 750 ПМ. Ранее этот порог составил 500 ПМ.
Важно! Так как в ч. 2 ст. 290 ГПК Украины отмечено, что размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц устанавливается на день вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и наказание за вступление таких активов" (0 - Закон) вступление в силу Закона – 28 ноября 2019 года). То есть иск о гражданской конфискации подается, если разница между стоимостью активов должностного лица и его законными доходами равна или превышает 1505250 грн. Ранее этот порог составлял 1003500 грн.
Установлены сроки пребывания в Реестре нарушителей
Закон о повышении ответственности должностных лиц за коррупционные правонарушения также определяет срок хранения сведений в Едином государственном реестре лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения (Реестра нарушителей). Изменения в ст. 59 Закона Украины «О предотвращении коррупции» предусматривают нахождение сведений в Реестре нарушителей:
После истечения определенных сроков сведения о лице в Реестре правонарушителей подлежат исключению.
Изменена подследственность уголовных дел
Для разграничения полномочий между антикоррупционными и экономическими следственными органами внесены изменения в ст. 219 УПК Украины о подследственности уголовных дел — уточнено, какие дела расследуют детективы Бюро экономической безопасности (БЭБ) и повышен порог стоимости имущества или убытков, за которого дело должно расследовать Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ).
Важно, что законодатели прислушались к рекомендациям НАПК и исключили из текста законопроекта положения, касающиеся ограничения процедуры мониторинга образа жизни (МСЖ). Закон не изменяет сроки или порядок проведения МСЖ. Как и раньше, он проводится в соответствии с Законом Украины «О предотвращении коррупции» и подзаконными актами без изменений.
Справочно
Изменения, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Украины, Уголовный процессуальный кодекс Украины и другие законодательные акты Украины о повышении ответственности за коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения» являются прямым ответом на выводы Европейского суда по правам человека и направлены на приведение украинской правам человека.
https://nazk.gov.ua