Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Верховная Рада приняла проект закона о Государственном бюджете Украины на 2024 год в первом чтении

19.10.2023 129 0 0

19 октября Верховная Рада Украины 285 голосами приняла в первом чтении проект Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 2024 год".

Напомним, что проект закона о Государственном бюджете Украины на следующий год считается принятым в первом чтении, если в поддержку при голосовании в целом проекта постановления Верховной Рады относительно выводов и предложений к проекту закона о Государственном бюджете Украины на следующий год проголосовало большинство народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады. В свою очередь, одобренные Верховной Радой выводы и предложения к проекту закона о Государственном бюджете Украины на следующий год приобретают статус Бюджетных выводов Верховной Рады.

Эксперт шведско-украинского проекта «Поддержка децентрализации в Украине» (SALAR International) Игорь Онищук выделил из основных норм Бюджетных выводов предложения народных депутатов, непосредственно касающихся местного самоуправления:

  • направить часть средств специального фонда государственного бюджета на субвенцию из государственного бюджета местным бюджетам на осуществление мероприятий, имеющих целью восстановление искусственных сооружений, находящихся в аварийном состоянии;
  • увеличить объем образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на 384,3 млн. грн;
  • уменьшить расходы по программе государственных гарантий медицинского обслуживания населения на 5,1 млн грн;
  • зачислять в 2024 году 64% НДФЛ (кроме военного НДФЛ) в бюджеты ОМС;
  • остановить на 2024 год передачу реверсной дотации из местных бюджетов в государственный бюджет;
  • уточнить распределение части дополнительной дотации на пострадавшие территории в 2024 году для компенсации уменьшения ресурсов общего фонда местных бюджетов в 2024 году по сравнению с 2021 годом в связи с зачислением в 2024 году военного НДФЛ в специальный фонд государственного бюджета;
  • проработать вопрос о необходимости дополнительного законодательного нормирования в законопроекте порядка осуществления в 2024 году по специальному фонду государственного бюджета мер по восстановлению Украины и преодолению последствий, вызванных полномасштабной вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины, за счет поступлений от Европейского Союза, правительств иностранных государств, международных организаций, донорских учреждений, полученных на безвозмездной и безвозвратной основе для реализации таких мероприятий;
  • рассмотреть возможность сохранения на счетах соответствующих местных бюджетов на конец 2023 года остатков средств по субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на финансовое обеспечение строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах и их использование в 2024 г. с учетом целевого назначения субвенции;
  • определиться с целесообразностью увеличения расходов по бюджетной программе «Развитие системы социальных услуг» за счет уменьшения расходов по бюджетной программе «Субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на создание сети специализированных служб поддержки лиц, пострадавших от домашнего насилия и/или насилия по признаку пола»;
  • рассмотреть возможность распределения между местными бюджетами образовательной субвенции в приложении №5 к законопроекту;
  • обработать вопрос о погашении задолженности перед государственным бюджетом по среднесрочным займам, предоставленным местным бюджетам за счет средств единого казначейского счета, находящегося на учете в Государственной казначейской службе Украины;
  • определиться с возможностью и целесообразностью увеличения/предвидения следующих расходов проекта государственного бюджета на 2024 год, исходя из имеющихся финансовых ресурсов государственного бюджета:
  • по бюджетной программе "Субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на создание учебно-практических центров современного профессионального (профессионально-технического) образования";
  • по бюджетной программе "Субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на обустройство безопасных условий в учреждениях, предоставляющих общее среднее образование";
  • по бюджетной программе "Субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на приобретение оборудования, модернизацию (проведение реконструкции и капитального ремонта) столовых (пищеблоков) заведений общего среднего образования", а также определив главным распорядителем средств государственного бюджета по этой бюджетной программе Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры Украины;
  • по бюджетной программе «Реализация программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения», проработав вопрос применения при расчете тарифов на медицинские и реабилитационные услуги, включающие в том числе лечение всех военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, получивших травму (ранение, контузию, увечье) , связанную с защитой Родины во время ведения боевых действий, для полного покрытия такого лечения с обеспечением всеми необходимыми лекарственными и реабилитационными средствами повышающего корректирующего
  • коэффициента, являющегося не менее 3,0;
  • по новой бюджетной программе "Субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на закупку медицинского оборудования и осуществление ремонтно-восстановительных работ помещений лечебных учреждений здравоохранения на прифронтовых и деоккупированных территориях" для Министерства здравоохранения Украины;
  • по новой бюджетной программе «Субвенция из государственного бюджета местным бюджетам в обеспечение усиленного пятиразового питания военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, во время реабилитации в лечебных и реабилитационных учреждениях» для Министерства здравоохранения Украины;
  • по новой бюджетной программе "Субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на обустройство безопасных условий в учреждениях здравоохранения" для Министерства здравоохранения Украины;
  • по новой бюджетной программе "Субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на восстановление объектов критической инфраструктуры" для Министерства развития общин, территорий и инфраструктуры Украины;
  • по бюджетной программе «Дополнительные дотации из государственного бюджета местным бюджетам» в части дополнительной дотации из государственного бюджета Славутического городского территориального общества на обеспечение содержания социальной инфраструктуры города Славутича.

В дальнейшем Бюджетные заключения направляются в Кабинет Министров Украины, который совместно с уполномоченными представителями бюджетного комитета готовит и в 14-дневный срок, но не позднее 3 ноября, представляет в Верховную Раду проект закона о Государственном бюджете Украины на следующий год, подготовленный в соответствии с Бюджетными выводами Верховной Рады Советы, вместе со сравнительной таблицей по их учету с мотивированными пояснениями относительно неучтенных положений Бюджетных выводов Верховной Рады, а также со сравнительной таблицей и объяснениями по отличиям положений и показателей такого проекта закона по сравнению с редакцией, подаваемой Кабинетом Министров Украины на первое чтение.

Следующим шагом после представления КМУ проекта государственного бюджета, подготовленного ко второму чтению, является подготовка бюджетным комитетом заключения по учету в этом законопроекте Бюджетных заключений Верховной Рады. При этом предложения народных депутатов, комитетов к проекту закона о Государственном бюджете Украины, подготовленного ко второму чтению, не рассматриваются.

Разбирательство во втором чтении проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год завершается не позднее 20 ноября.

https://decentralization.gov.ua

Комментарии к материалу