Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Семь аргументов в пользу приватизации или Почему государство и экономика станут эффективнее после приватизации государственных активов

01.09.2022 14 0 0

«Новый Закон Украины (№2468-ІХ) создает для приватизационного процесса улучшенные правила и условия. Уже выработаны подзаконные акты, где будут детализированы механизмы реализации законодательных норм. Получили этот результат, в первую очередь благодаря политической воле высшего руководства страны, а также синергии усилий Фонда госимущества, народных депутатов Украины - членов Комитета по вопросам экономического развития и всех стейкхолдеров. Они дали свои правки, замечания и выразили собственное видение того, какой должна быть новая приватизация». Об этом сообщила исполняющая обязанности председателя Фонда государственного имущества Украины Ольга Батова.
«Избавить государство от несвойственной ему функции управления бизнесом – важная задача, которую следует выполнить в процессе приватизации. Тогда она сможет сконцентрироваться на создании благоприятного инвестиционного климата, социальных функциях, развитии стратегической инфраструктуры, вопросах безопасности. В Украине до сих пор около 3,5 тыс. государственных предприятий. Для сравнения: в Австралии – 9, в Швеции – 46, в Литве – 91. Частный собственник, рискующий собственными деньгами, – это всегда лучше, чем государственный менеджер, не рискующий ничем, кроме средств налогоплательщиков», - отметила она.

По мнению Ольги Батовой, существует семь основных, но не исчерпывающих, причин почему частный собственник более эффективен за государство:

«1. Бюрократия и быстрота принятия решений. В частном бизнесе есть возможность принятия скорых решений, часто рискованных решений. В кризисное время вообще скорость принятия решений является ключевым фактором выживания. Когда предприятие в государственной собственности – о скорых решениях нужно забыть. А о рискованных – тем более.

2. Разрешено только то, что прямо предусмотрено. Например, в кризис частный бизнес может работать, продавая какую-то часть продукции в течение определенного времени ниже себестоимости ее производства. Это возможно для выживания, для сохранения коллектива, для захвата части рынка. В государственном предприятии продажа продукции ниже себестоимости – это уголовное дело за нанесение ущерба государству.

3. Сколько дивидендов либо части незапятанной прибыли забирает правительство из компаний государственного сектора экономики? От 50 до 90% каждый год. Сколько уносит частный владелец? Иногда годами отнимает ноль. Так как бизнес постоянно нуждается в развитии и инвестициях. С такой дивидендной политикой, как у государства, только вопрос времени, когда предприятие обанкротится из-за отсутствия модернизации и капиталовложений.

4. Инвестиции. Как часто государство инвестирует средства из государственного бюджета в свои предприятия? И главное – когда это делается для развития, модернизации, а не для покрытия убытков или выплаты заработных плат?

5. У частного бизнеса есть собственник, который каждое утро просыпается с мыслью, как сделать бизнес более эффективным, прибыльным. У частного владельца есть стратегия на несколько лет, которую неустанно реализует? Что у государственных предприятий? Текучесть кадров и руководителей органов управления.

https://www.rada.gov.ua

Комментарии к материалу