Относительно изменений, внесенных в порядок закупок в период военного положения
Министерство экономики Украины в связи с внесением постановлением Кабинета Министров Украины от 24 июня 2022 г. № 723 «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 14 сентября 2020 г. № 822 и от 28 февраля 2022 г. № 169» (далее – постановление № 723) изменений к постановлению Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2022 г. № 169 «Некоторые вопросы осуществления оборонных и публичных закупок товаров, работ и услуг в условиях военного положения» (далее – постановление № 169) сообщает.
Постановление № 723 изменяет порядок закупок в условиях военного положения, вводя обязательность использования электронной системы закупок путем применения порядка проведения упрощенных закупок, определенного Законом Украины «О публичных закупках» (далее – Закон), и/или электронного каталога, определенного постановлением Кабинета Министров Украины от 14 сентября 2020 г. № 822 «Об утверждении Порядка формирования и использования электронного каталога» для закупок, стоимость которых равна или превышает 50 тыс. грн.
При этом постановление конкретизирует способы осуществления соответствующих закупок в условиях военного положения в зависимости от вида заказчиков.
Так, заказчики, определенные частью девятой статьи 3 Закона Украины «О публичных закупках»/государственные заказчики в сфере обороны осуществляют публичные/оборонные закупки товаров, работ и услуг без применения процедуры закупок/упрощенных закупок, определенных Законами Украины «О публичных закупках» и «Об оборонных закупках».
Публичные закупки товаров, работ и услуг для удовлетворения неотложных потребностей функционирования государства в условиях военного положения в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 2 марта 2022 г. № 185 «Некоторые вопросы осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для удовлетворения неотложных потребностей функционирования государства в условиях военного положения» осуществляются без применения процедуры закупок/упрощенных закупок, определенных Законом Украины «О публичных закупках».
Заказчики (кроме определенных в абзацах первом и втором подпункте 1 пункта 1 постановления № 169) осуществляют публичные закупки, стоимость которых равна или превышает 50 тыс. гривен, с применением электронного каталога и/или порядка проведения упрощенных закупок, установленного Законом.
При этом обращаем внимание на ряд отличий по применению undefined упрощенной закупки и электронного каталога согласно постановлению № 169.
Во-первых, закупки с применением порядка проведения упрощенных закупок и/или электронных каталогов, стоимость которых равна или превышает 50 тыс. гривен, осуществляются без предельных ограничений по ожидаемой стоимости предмета закупки.
Во-вторых, если в профиле товара электронного каталога размещено два или более предложения товара от поставщиков, заказчик осуществляет отбор поставщика путем запроса цены предложений поставщиков, если стоимость товара равна или превышает 200 тыс. гривен.
В-третьих, изменения, внесенные в постановление № 169, содержат широкий перечень исключений, позволяющий при необходимости при наличии особых обстоятельств осуществить закупку без применения упрощенной закупки и/или электронного каталога, а именно в случае, если: - имеющая информацию быть обнародована в объявлении о проведении упрощенной закупки, относится к информации с ограниченным доступом или ее разглашении во время действия правового режима военного положения может представлять угрозу национальной безопасности Украины и/или общественной безопасности и порядка; - заказчик находится в районе военных (боевых) действий на момент принятия решения об осуществлении закупки или ее совершении; - отсутствует техническая возможность использования электронной системы закупок, которая должна быть документально подтверждена заказчиком; - существует настоятельная потребность в осуществлении закупки в связи с возникновением объективных обстоятельств, исключающих соблюдение заказчиком сроков для проведения упрощенной закупки или применения электронного каталога; - работы, товары или услуги могут быть выполнены, поставлены или предоставлены исключительно определенным предприятием при наличии одного из следующих случаев: предмет закупки заключается в создании или приобретении произведения искусства или художественного исполнения; заключение договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса; отсутствие конкуренции по техническим причинам, которая должна быть документально подтверждена заказчиком; существует необходимость защиты прав интеллектуальной собственности; заключение договора о закупке с поставщиком «последней надежды» или с поставщиком универсальной услуги по поставкам электрической энергии или природного газа; - отменена упрощенная закупка из-за отсутствия участников, в том числе за лотом; - после заключения договора о закупке у заказчика возникла необходимость в поставке дополнительного объема товара у того же поставщика, если в случае изменения поставщика заказчик был бы вынужден приобрести товар с другими техническими характеристиками, что привело бы к возникновению суммы
ности, связанной с эксплуатацией и техническим обслуживанием. Закупка дополнительного объема товара у того же поставщика осуществляется в течение трех лет после заключения договора о закупке, если общая стоимость такой поставки не превышает 50 процентов цены договора о закупке; - после заключения договора о закупке у заказчика возникла необходимость закупки дополнительных аналогичных работ или услуг у того же участника. Возможность и условия таких дополнительных работ или услуг могут быть предусмотрены в основном договоре о закупке, заключенном по результатам проведения тендера/упрощенной закупки. Закупка дополнительных аналогичных работ или услуг у того же участника осуществляется в течение трех лет после заключения договора о закупке, если общая стоимость таких работ или услуг не превышает 50 процентов цены основного договора о закупке, заключенного по результатам проведения тендера/упрощенной закупки; - осуществляется закупка услуг по адвокатской деятельности; - осуществляется закупка юридических услуг, связанных с защитой прав и интересов Украины, в частности с целью защиты национальной безопасности и обороны, при урегулировании споров, рассмотрении в зарубежных юрисдикционных органах дел с участием иностранного субъекта и Украины; - производится закупка товаров, работ и услуг для обеспечения функционирования объектов критической инфраструктуры.
Кроме этого, отмечаем, что заказчики, осуществляя закупки без использования электронной системы закупок, должны соблюдать такие принципы осуществления публичных закупок, как максимальная экономия, эффективность и предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений.
Наряду с этими изменениями определено, что при осуществлении закупок, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 постановления № 169, без использования электронной системы закупок при условии, что стоимость закупки равна или превышает 50 тыс. грн, заказчик/государственный заказчик в электронной системе закупок обнародует отчет договор о закупке, заключенный без использования электронной системы закупок, договор о закупке, а также все приложения и изменения к нему после его заключения, но не позднее чем через 70 дней со дня прекращения или отмены военного положения в Украине или в отдельных ее местностях.
Одновременно отмечаем, что письма министерств не устанавливают норм права, носят исключительно рекомендательный и информативный характер.
https://infobox.prozorro.org
Комментарии к материалу