Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Освобождение от уплаты арендной платы в условиях карантина: ВС указал на важный аспект

19.11.2021

Освобождение от уплаты арендной платы является существенным вмешательством в правоотношение сторон договора, поэтому может применяться при исключительных обстоятельствах.

Введение Кабинетом Министров Украины ограничительных мер во время карантина (в том числе запрет работы, предусматривающий прием посетителей) само по себе не свидетельствует о принципиальной невозможности использования ответчиком арендованного имущества в понимании части 6 статьи 762 ГК Украины.

Об этом заявил Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного хозяйственного суда по делу № 911/3067/20.

Обстоятельства дела

Из материалов дела известно, что Государственное предприятие «М» просило взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «К» арендную плату за пользование помещениями кафе за период с марта по июль 2020 года, то есть в период карантина, начислив сумму долга в размере в соответствии с условиями договора аренды.

Суды обеих инстанций взыскали с ответчика 25% суммы начисленной арендной платы, поскольку такое уменьшение арендной платы за пользование государственным имуществом на период карантина было установлено постановлением Правительства.

Позиция истца заключалась в том, что арендная плата в уменьшенном размере, согласно постановлению Правительства, применима только в случае внесения изменений в договор аренды относительно размера арендной платы. Ответчик в свою очередь считал, что вообще должен быть освобожден от уплаты арендной платы, учитывая, что не мог пользоваться арендованным имуществом вследствие запрета деятельности заведений питания в период карантина.

Позиция Верховного суда

ВС отметил, что применение части 6 статьи 762 ГК Украины и освобождение нанимателя от платы за пользование арендованным имуществом определяющим условием такого увольнения является наличие обстоятельств, за которые арендатор не отвечает.

То есть наниматель должен доказать обстоятельства, свидетельствующие о том, что имущество не использовалось или не могло быть использовано, и он не отвечает за эти обстоятельства.

Основанием освобождения от обязательства платить арендную плату эта норма определяет объективную невозможность использовать переданное в аренду имущество (быть допущенным в помещение, находиться в нем, хранить в помещении вещи и т.п.) из-за обстоятельств, за которые арендатор не отвечает.

При оценке таких обстоятельств презюмируется неизменность условий хозяйствования (пользования имуществом) или состояния объекта аренды, а арендатор должен представить доказательства наличия тех обстоятельств, которые он ссылается в обоснование своих требований, а также доказать, что эти обстоятельства возникли по независимым от него причинам , в частности, вследствие изменения конъюнктуры на рынке товаров, работ, услуг по вине арендодателя, из-за действия непреодолимой силы и т.п. Если арендатор по независимым от него обстоятельствам в течение определенного времени был полностью лишен возможности пользоваться арендованным имуществом, то на основании этой нормы Закона он вправе ставить вопрос о полном освобождении его от внесения арендной платы.

ВС подчеркнул, что при этом освобождение от уплаты арендной платы является существенным вмешательством в правоотношение сторон договора, поэтому может применяться при исключительных обстоятельствах, например, отсутствии доступа к наемному помещению, невозможности арендатора пребывания в нем и хранения вещей и т.д.

Суды предыдущих инстанций установили, что в подтверждение обстоятельства невозможности пользования арендованным имуществом ответчик сослался на введение Кабинетом Министров Украины в спорный период запрета на работу субъектов хозяйствования, предусматривающего прием посетителей, а также предоставил сертификат Торгово-промышленной палаты Украины о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельства непреодолимой силы).

Однако введение Кабинетом Министров Украины ограничительных мер во время карантина (в том числе запрет работы, предусматривающий прием посетителей) само по себе не свидетельствует о принципиальной невозможности использования ответчиком арендованного имущества в понимании части 6 статьи 762 ГК Украины. Как установлено судами, ответчик не доказал полного прекращения им хозяйственной деятельности в период карантина, в том числе вследствие отсутствия доступа к имуществу, тогда как истец в этот период обеспечил ответчику доступ к арендованному имуществу и фиксировал проход работников последнего в помещение терминала D аэропорта.

В связи с установленными обстоятельствами фактического пользования ответчиком арендованным имуществом суды отклонили предоставленную ответчиком справку о форс-мажорных обстоятельствах (обстоятельствах непреодолимой силы).

При этом Верховный Суд отметил, что содержание доводов кассационной жалобы ответчика свидетельствует об ошибочном отождествлении им невозможности использования арендованного имущества, т.е. не подпадает под действие нормы части 6 статьи 672 ГК РФ.

Верховный Суд оставил решение суда первой и апелляционной инстанции по-прежнему.

sud.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
17.06.2025
Внесены изменения в предельные суммы расходов на приобретение автомобилей, мебели и другого оборудования
Кабинет Министров Украины внес изменения в постановление от 04.04.2001г. №332 «О предельных суммах расходов на приобретение автомобилей, мебели, другого оборудования и оборудования, мобильных телефонов, компьютеров государственными органами, а также учреждениями и организациями, которые содерж...
30.06.2025
Право матери, имеющей двоих детей в возрасте до 15 лет, на социальный отпуск за время простоя
В Кодексе законов о труде Украины, также в Законе Украины «Об отпусках» закреплено право одного из родителей на дополнительный социальный отпуск. Да, ст. 182-1 Кодекса законов о труде Украины, ч. 1 ст. 19 Закона Украины «Об отпусках» предусмотрено, какие родители имеют право...
04.06.2025
Минсоцполитики расширяет возможности создания и улучшения рабочих мест для людей с инвалидностью
Правительство расширяет возможности трудоустройства людей с инвалидностью. В частности, усовершенствуется система уплаты административно-хозяйственных санкций за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью. Также расширяется возможность использования средств от уплач...
Новое
01.08.2025
Изменения в законодательстве с 28 июля по 01 августа 2025 года
Минфином утверждены изменения в Инструкцию по подготовке бюджетного предложения Приказом от 14.05.2025 г. № 251 Минфин утвердил изменения в Инструкцию по подготовке бюджетного предложения, утвержденную приказом Минфина Украины от 06.10.2023 г. № 534. Правительство осуществило распределение субвенц...
01.08.2025
Правительство готовит введение отчетности по устойчивому развитию
Одобрен проект Закона «О внесении изменений в Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» о введении отчетности по устойчивому развитию». Законопроект направлен на гармонизацию национального законодательства в сфере бухгалтерского учета и финансово...
31.07.2025
Правительство обновило механизмы реализации Национальной программы информатизации: что изменилось?
15 июля 2025 года Кабинет Министров Украины принял Постановление №878, которым внесены изменения в два ключевых нормативных акта в сфере информатизации: Постановления КМУ №1400 от 27 декабря 2023; Постановления КМУ №119 от 2 февраля 2024г. Эти изменения направлены на оптимизацию процессов форм...