Новый закон о безопасности и здоровье работников на работе
Минэкономики на официальном веб-сайте обнародовало проект Закона Украины «О безопасности и здоровья работников на работе» (далее - проект акта).
Документ разработан с целью формирования новой национальной системы профессиональных рисков путем внедрения на законодательном уровне рискоориентированного подхода в сфере организации безопасности и здоровья работников и имплементации положений Директивы Совета 89/391/ЕЭС о введении мер, призванных поощрять к улучшению безопасности и охраны здоровья я работников на работе (далее - Директива Совета 89/391/ЕЭС
Проектом акта предлагается ввести новую национальную систему предупреждения производственных рисков, основанную на принципах оценки, контроля рисков и управления ими, которые являются базовыми для построения подобных систем в развитых странах Европы и мира.
Последовательная иерархия этих принципов определена Директивой Совета № 89/391/ЕЭС и предусматривает:
- предотвращения рисков;
- оценки рисков, которых нельзя избежать;
- устранение источников рисков;
- адаптация условий труда к работнику, особенно при обустройстве рабочих мест, выбора производственного оборудования, методов работы;
- адаптация к техническому прогрессу;
- замена оборудования повышенной опасности на безопасное или менее опасное;
- разработка согласованной общей политики предотвращения производственным рискам, охватывает технику, организацию труда, условия труда, социальные отношения и влияние факторов, связанных с производственной средой;
- предоставление мерам коллективной защиты приоритета перед мерами индивидуальной защиты, используемых работником;
- надлежащее обучение и инструктаж работников.
Поэтому в противовес существующей системе, предложенные проектом акта подходы предусматривают организацию системы безопасности и здоровья работников за «проактивной» принципу предупреждающих действий.
Изменение принципов построения системы предполагает, в том числе, и на смену объекта воздействия государственной политики: с нынешних «безопасность труда» или «охрана труда» - на европейский «безопасность работника». Ключевой задачей политики должно стать не установление требований к процессу организации безопасности, но в результативности этого процесса - достижение полного устранения или минимизации рисков для жизни и здоровья работника.
Проектом акта предусматривается введение по европейскому примеру системы минимальных требований безопасности и здоровья работников, и регулярное осуществление работодателем оценки рисков, которые могут возникнуть на конкретном рабочем месте, разработки и внедрения мероприятий по их минимизации или устранения.
Также проект акта предусматривает определение на уровне закона ключевых терминов и понятий в этой сфере, которые сегодня отсутствуют, в частности понятие инцидента, профессионального риска, оценки рисков, рабочего места, вредных и опасных профессиональных факторов, аудита системы безопасности и здоровья работников, экспертной организации; представители работников и многие другие.
Анализ материалов расследования несчастных случаев на производстве свидетельствуют, что большинство мероприятий, направленных на предотвращение несчастных случаев, заключается в проведении внеплановых инструктажей по вопросам охраны труда. Такой однотипный подход, который не направлен на устранение причин наступления несчастных случаев, приводит к их повторению и не способствует их предотвращению. Поэтому проект акта направлен на повышение эффективности процедур расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий. Также проектом акта предусматривается введение информирования компетентных органов о всех несчастных случаях, и ведения работодателем учета всех инцидентов, которые потенциально могли привести к несчастному случаю.
Модернизация систем безопасности и здоровья работников потребует также изменения традиционных подходов к мотивации правильных действий по обеспечению безопасности.
Поэтому проектом акта, наряду с существующей административной и уголовной ответственностью, предусматривается возможность возложения по решению суда на работодателя материальной ответственности за нанесение вреда жизни и здоровью работника вследствие недостаточных и/или неэффективных мер, принятых работодателем. В таком случае работодатель возмещать Фонда социального страхования расходы, понесенные им на выплаты и услуги, предусмотренные законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве.
Проектом акта также предусматривается обязательное страхование ответственности экспертных организаций при заключении договора об оказании услуг в сфере безопасности и здоровья работников Таким образом предполагается повысить качество таких услуг степень безопасности работников.
Также проектом акта устанавливают обязанности работодателей по обеспечению безопасности и здоровья отдельных категорий работников особых категорий работников (работниц, которые недавно родили, и работниц, которые кормят грудью, работников, не достигших 18-летнего возраста, работников с инвалидностью), и предусматривается обязанность обеспечивать усиленное внимание к защите генетического наследства работников.
Важным направлением изменений является введение на уровне закона обязанности по включению в стандарты образования при получении полного общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессиональной перед высшими, высшего и последипломного образования требований к обязательным компетенций соискателя мира в сфере безопасности и здоровья я работников.
Особое внимание уделено поддержке государством научных исследований в сфере безопасности и здоровья работников и определение на государственном уровне необходимости их организации и финансирования.
Проектом акта детализировано полномочия центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (инспекции труда), а также законодательно урегулирован, что сфера безопасности и здоровья работников является составной законодательства о труде. Предложенные проектом акта нормы позволят привести национальные нормы по функционированию инспекции труда в соответствие с положениями Конвенции Международной организации труда № 81 и № 129, что также является одним из обязательств в рамках Соглашения Украина-ЕС.
Предусмотрена проектом акта имплементация Директивы Совета 89/391 / ЕЭС является логическим и последовательным продолжением выбранного курса приближения законодательства Украины к законодательству ЕС и будет способствовать, в частности:
- повышению уровня защиты жизни и здоровья работников;
- повышению ответственности работодателей за создание надлежащих условий труда и безопасных условий;
- упрощению законодательства в сфере безопасности и здоровья работников, уменьшению административного и регуляторной нагрузки на работодателя;
- внедрению механизмов улучшения условий безопасности работников и соответствующих экономических стимулов;
- усилению честной конкуренции, расширению доступа украинских предприятий к международному рынку и повышению их конкурентоспособности на этом рынке;
- постепенной имплементации норм законодательства Европейского Союза в национальное законодательство.
www.me.gov.ua
Комментарии к материалу