НБУ снизил учетную ставку до 22%
Правление Национального банка приняло решение снизить учетную ставку с 25 до 22% с 28 июля 2023 года. Стремительное замедление инфляции и устойчивая ситуация на валютном рынке позволяют начало цикла снижения учетной ставки. Учитывая улучшение инфляционных ожиданий и прогноз дальнейшего замедления инфляции, текущее и прогнозируемое снижение ставки согласуется с сохранением привлекательности гривневых сбережений. Это важный элемент обеспечения курсовой устойчивости при смягчении валютных ограничений и перехода к большей гибкости обменного курса. В то же время, снижение учетной ставки на фоне сохранения макрофинансовой стабильности поддержит восстановление экономики.
В первом полугодии инфляция существенно снизилась, в том числе благодаря мерам НБУ
Потребительская инфляция в годовом исчислении с более чем 26% в начале года замедлилась до 12,8% в июне, что превзошло ожидания НБУ. Помимо эффекта базы сравнения важную роль сыграли факторы предложения, в том числе насыщение рынков продовольствия и горючего, а также снижение мировых цен на энергоносители. Заметное влияние на ценовую динамику оказали и меры НБУ, в частности, повышение требований к обязательному резервированию и изменение операционного дизайна монетарной политики. Эти шаги способствовали росту привлекательности гривневых активов, в частности, благодаря существенному повышению банковских ставок по срочным депозитам и укреплению наличного курса гривни. Стабильной ситуации на валютном рынке также способствовали меры НБУ по финансовому мониторингу и валютному надзору. Курсовый фактор в конечном счете обусловил замедление инфляции как напрямую из-за цен на товары, так и косвенно – улучшения ожиданий. Последнему также способствовало избегание монетарного финансирования бюджета в этом году.
НБУ улучшил прогноз инфляции на этот и последующие годы. В то же время дальнейшее снижение инфляции ожидаемо будет менее стремительным, чем в первом полугодии
Учитывая благоприятную динамику первого полугодия НБУ существенно улучшил прогноз инфляции на этот год – с 14,8% до 10,6%. Рост цен будет замедляться за счет постепенного снижения мировой инфляции и все еще достаточно жестких монетарных условий в Украине. НБУ будет обеспечивать устойчивость валютного рынка и достаточный уровень привлекательности гривневых активов, что будет ограничивать ценовое давление. Большое значение будет иметь неизменность тарифов на большинство жилищно-коммунальных услуг. В то же время, в дальнейшем инфляция будет снижаться медленнее, чем в предыдущие месяцы. Это связано с истощением эффекта базы сравнения, возвратом довоенного уровня налогообложения горючего и июньским повышением цен на электроэнергию для бытовых потребителей. Кроме того, на ценовую динамику в определенной степени повлияют и российские теракты на юге Украины, в частности, подрыв Каховской ГЭС.
В последующие годы тенденция к понижению инфляции сохранится. Уменьшение рисков безопасности позволит восстановить оптимальные логистические пути, расширить производство и нарастить урожаи. Кроме того, это откроет путь для возобновления притока инвестиций в Украину. Замедлению инфляции будет способствовать и дальнейшее снижение мировых цен, в том числе энергоносители. Указанные факторы преобладают проинфляционное влияние оживления внутреннего спроса, роста заработных плат и корректировки некоторых жилищно-коммунальных тарифов в послевоенный период. Поэтому НБУ ожидает, что инфляция в 2024 году снизится до 8,5%, а в 2025 году – до 6%.
Экономика демонстрирует устойчивость к новым вызовам войны и в этом году вырастет на 2,9%
Рост внутреннего спроса в условиях стабильного функционирования энергосистемы и макрофинансовой устойчивости способствовало дальнейшему восстановлению экономической активности. Однако рост экономики ограничивал постоянные ракетные обстрелы, саботаж работы "зернового коридора" и новые разрушения инфраструктурных объектов. Кроме того, негативно влияли на бизнес торговые ограничения украинской агропродукции со стороны ряда стран ЕС. Эти факторы обусловили сокращение экспорта Украины во II квартале и сдерживают восстановление экономики в дальнейшем. В то же время фактические результаты I квартала оказались лучше, чем предполагал предыдущий макропрогноз. Оживление экономики продолжалось и во ІІ квартале как в производственных секторах, так и в секторе услуг. Учитывая это, НБУ умеренно повысил прогноз роста реального ВВП в 2023 году – с 2,0 до 2,9%.
В дальнейшем экономический рост ускорится, учитывая предположение прогноза НБУ о снижении рисков безопасности в середине 2024 года. Экспорт будет возобновляться активнее после отладки морской логистики и прекращения обстрелов инфраструктуры. Постепенный возврат мигрантов будет способствовать оживлению потребительского спроса, а инвестиции существенно возрастут на этапе восстановления страны. Весомую роль в стимулировании экономики и дальше будет играть мягкая фискальная политика – дефицит бюджета будет оставаться значительным из-за потребностей в поддержке обороноспособности и экономического восстановления. Учитывая это, НБУ прогнозирует рост реального ВВП в 2024 году на 3,5%, а в 2025 году – на 6,8%.
Ритмическое поступление официального финансирования способствовало росту международных резервов до исторически рекордного уровня. Дальнейшая международная поддержка остается критически важной
С начала года Украина получила около 27 млрд дол. США в форме кредитов и грантов от международных партнеров, что значительно превысило продажу валюты НБУ для балансировки валютного рынка. Благодаря ритмичной внешней помощи международные резервы Украины к концу июня достигли исторического рекорда – 39 млрд дол. США. Благодаря внешней поддержке правительство имело возможность покрывать значительный дефицит бюджета без обращения за эмиссионным финансированием.
Ожидается, что по итогам этого года международная помощь достигнет 42 млрд долларов. США. Эти поступления сдержат расширение дефицита текущего счета, что в этом году составит 6,5% ВВП, и обеспечат с лишним его финансирование. Международная поддержка остается очень важной для сохранения макрофинансовой стабильности и в последующие годы. Так, учитывая все еще значительные расходы на оборону для финансирования дефицита бюджета в следующем году, нужно по меньшей мере 37 млрд дол. США. Даже после завершения активных боевых действий высокие потребности во внешнем финансировании будут сохраняться из-за ограниченного экспортного потенциала и существенной потребности в импорте для послевоенного восстановления страны. Украине необходимо продолжать успешное сотрудничество с МВФ и другими международными партнерами.
Ключевым риском для инфляционной динамики и экономического развития остается более длительный срок, а также непредсказуемый характер и интенсивность полномасштабной войны
НБУ закладывает в новый прогноз предположение относительно существенного снижения рисков безопасности в середине 2024 года. Длительность полномасштабной войны будет угрожать дополнительными потерями для экономического роста, в частности, из-за более существенных разрушений и большей миграции. Это также может иметь негативные последствия для ценовой динамики, в первую очередь из-за более высокого давления на курсовые и инфляционные ожидания.
Весомы также другие риски:
- снижение объемов или утрата ритмичности поступления международной помощи;
- возобновление существенного дефицита электроэнергии в результате значительных разрушений энергетической инфраструктуры, что приведет к ограничению экономической активности и экспорта, увеличению потребности в импорте и, соответственно, усилению давления на валютном рынке;
- новые масштабные теракты, ограничивающие экспортную логистику, а также экономический потенциал страны в целом;
- возникновение дополнительных бюджетных потребностей (для поддержки обороноспособности, ликвидации последствий терактов и т.п.) и значительных квазифискальных дефицитов, в частности, в энергетической сфере;
- дальнейшие усложнения для экспорта агропродукции, в частности, за продление или расширение торговых ограничений отдельными европейскими странами.
Новый макропрогноз построен на консервативном предположении об отсутствии “зернового коридора” и дальше. Возобновление его функционирования или расширение альтернативных маршрутов будет способствовать увеличению экспортных возможностей, а следовательно, и более активному экономическому восстановлению.
Рост экономики может ускориться при реализации масштабных проектов восстановления Украины. В то же время, наиболее существенное положительное влияние на экономическое развитие может оказать быстрее, чем ожидается сейчас, снижение рисков безопасности.
Учитывая более стремительное, чем ожидалось, снижение инфляции, длительную устойчивую ситуацию на валютном рынке, высокий уровень международных резервов, а также результативность предыдущих мер по повышению привлекательности гривневых активов.
Предыдущие меры НБУ способствовали существенному оживлению конкуренции банков за срочные сбережения в гривне. Банковские ставки по гривневым вкладам летом в дальнейшем повышались. В то же время, стремительное снижение инфляции и стабильная ситуация на валютном рынке мотивировали вкладчиков все больше переориентировать свои сбережения на срочные вложения в национальной валюте. К тому же, способность НБУ обеспечивать курсовую устойчивость благодаря международной помощи заметно усилилась, что добавляет оптимизма ожиданиям вкладчиков.
Благоприятные тенденции сформировали предпосылки для более быстрого начала цикла снижения учетной ставки. Правление НБУ решило снизить учетную ставку на 3 п.п. до 22%. Также Правление НБУ снизило ставку по депозитным сертификатам овернайт на 2 п.п. до 18%, а по кредитам рефинансирования на 3 п.п. до 24%. Ставка по трехмесячным депозитным сертификатам и дальше будет равна учетной ставке.
С одной стороны, учитывая улучшение инфляционных ожиданий и прогноза дальнейшего замедления инфляции, текущее и прогнозируемое снижение ставок по операциям НБУ позволит сохранить привлекательность гривневых сбережений. Это важный элемент обеспечения курсовой устойчивости при смягчении валютных ограничений и перехода к большей гибкости обменного курса. С другой – снижение ставок НБУ поддержит восстановление экономики в условиях сохранения макрофинансовой стабильности.
Учетная ставка будет снижаться и в дальнейшем при сохранении устойчивости валютного рынка и замедлении инфляции на прогнозном горизонте. НБУ будет учитывать необходимость поддержания высокой привлекательности гривневых активов на этапе смягчения валютных ограничений и перехода к более гибкому курсообразованию
Обновленный макропрогноз НБУ предусматривает дальнейшее понижение учетной ставки. Это будет происходить постепенно, чтобы не повредить тенденции устойчивого снижения инфляции и устойчивости валютного рынка. Главной предпосылкой этого является поддержание достаточной привлекательности гривневых активов, что обеспечивало бы защиту сбережений в национальной валюте от инфляционного обесценения. Сохранение высокого уровня доверия к гривне крайне важно на этапе смягчения валютных ограничений и перехода к более гибкому курсообразованию.
В то же время, прогноз учетной ставки не является обязательством НБУ. Учитывая высокую неопределенность, дальнейшие решения и корректировку прогнозов НБУ по учетной ставке будут в значительной степени зависеть от реализации предположений прогноза и тенденций ключевых макроэкономических и финансовых индикаторов.
Итоги дискуссии членов Комитета по монетарной политике, предшествовавшей принятию Правлением Национального банка этого решения, будут обнародованы 7 августа 2023 года.
Снижение учетной ставки до 22% годовых с 28 июля 2023 утверждено решением Правления НБУ от 27 июля 2023 №258-рш "О размере учетной ставки", а изменение ставок по инструментам постоянного доступа - решением Правления НБУ от 27 июля 2023 -рш "Об установлении размеров ставок по инструментам постоянного доступа Национального банка".
Следующее заседание Правления Национального банка по монетарной политике состоится 14 сентября 2023 года в соответствии с утвержденным и обнародованным графиком.
https://bank.gov.ua
Комментарии к материалу