Национальный банк Украины снизил учетную ставку до 13%
Правление Национального банка приняло решение снизить учетную ставку с 13,5 до 13% с 14 июня 2024 года. Учитывая все еще сдержанные показатели инфляции, продолжающееся улучшение инфляционных ожиданий и баланс рисков для дальнейшей инфляционной динамики, Национальный банк продолжает цикл смягчения процентной политики, чтобы поддержать восстановление экономики.
Потребительская инфляция остается ниже целевого диапазона НБУ
После продолжительного периода снижения инфляция осталась неизменной в апреле и лишь незначительно выросла в мае – до 3,3% в годовом исчислении. Такие темпы роста потребительских цен были ниже, чем ожидал НБУ (Инфляционный отчет, апрель 2024 г.). Как и прежде, отклонение от прогноза, прежде всего, обусловлено стремительным удешевлением сырых продуктов питания благодаря благоприятным погодным условиям, эффектам высоких прошлогодних урожаев и переориентации отдельных производителей на внутренний рынок. Однако фундаментальное инфляционное давление соответствовало апрельскому прогнозу НБУ – базовая инфляция составляла 4,4%, оставаясь в пределах целевого коридора уже более полугода. С одной стороны, вторичные эффекты удешевления сырых продовольственных товаров, а также относительная устойчивость инфляционных ожиданий к курсовым колебаниям сдерживали рост цен на широкий спектр товаров и услуг. С другой – дальнейший рост издержек бизнеса, в том числе на оплату труда и электроэнергию, стимулировал повышение цен на значительную долю компонентов базового индекса потребительских цен.
Инфляция ускорится до конца года, однако будет оставаться умеренной
НБУ ожидает умеренного ускорения инфляции в последующие месяцы и ее выхода за пределы целевого диапазона до конца года. Такая ценовая динамика будет определяться, прежде всего, сохранением давления на расходы бизнеса в условиях войны, вероятно, несколько более низкими урожаями после прошлогодних рекордов, переносом на цены роста заработных плат относительно высокими темпами, а также повышением тарифов на электроэнергию. В то же время по-прежнему взвешена монетарная политика НБУ и мораторий на повышение большинства жилищно-коммунальных тарифов будут ограничивать рост цен. НБУ будет не только продолжать политику защиты гривневых сбережений от инфляционного обесценения, но и будет покрывать структурный дефицит валюты и сглаживать чрезмерные курсовые колебания для обеспечения устойчивости валютного рынка. Эти меры важны для сохранения контроля над инфляционными ожиданиями, удержания инфляции на умеренном уровне в 2024 году и ее возвращения в целевой диапазон 5% ± 1 в. п. в течение последующих лет.
Сохранение международной финансовой поддержки и меры по усилению устойчивости государственных финансов обеспечивают необходимый фундамент для поддержания макрофинансовой стабильности.
Бюджетные нужды в мае – первой половине июня в значительной степени финансировались за счет средств, полученных от международных партнеров в предыдущие месяцы. В ближайшие недели ожидается активизация поступлений внешней помощи. В частности, уже достигнуто соглашение на уровне персонала по четвертому пересмотру программы расширенного финансирования, так что в текущем месяце ожидается поступление 2,2 млрд дол. США от МВФ вдобавок к 1,9 млрд евро от ЕС. В условиях постепенного восстановления экономики правительство наращивает налоговые поступления, которые по итогам января-мая превысили плановые показатели. Важным инструментом покрытия бюджетных нужд остаются и привлечения на внутреннем рынке на фоне сохранения высокого спроса на гривневые ОВГЗ. Учитывая ожидаемые поступления от международных партнеров и внутренние меры по мобилизации финансовых ресурсов, правительство сможет и дальше обеспечивать значительные расходы государственного бюджета. В то же время, НБУ будет поддерживать комфортный уровень международных резервов, достаточный для обеспечения устойчивой и контролируемой ситуации на валютном рынке.
Ключевым риском для инфляционной динамики и экономического развития остается ход полномасштабной войны
Российская агрессия, которая продолжается уже третий год, наносит Украине значительные экономические потери и в дальнейшем подпитывает ценовое давление. НБУ предполагает снижение рисков безопасности и нормализацию условий для функционирования экономики в течение следующих лет, однако дальнейший характер войны и реальные сроки ее завершения остаются основными факторами неопределенности. Длительная война высокой интенсивности, которая будет истощать страну, является основным риском экономики. Сохраняются и другие риски, большинство из которых также прямо или косвенно связаны с ходом войны, в частности:
- возникновение дополнительных бюджетных потребностей для поддержания обороноспособности или покрытия значительных квазифискальных дефицитов, в частности, в энергетической сфере;
- дальнейшие поражения инфраструктуры, прежде всего энергетической и портовой, что будет ограничивать экономическую активность и давить цены со стороны предложения;
- продолжение частичной блокировки границ некоторыми странами ЕС для грузовых перевозок, что будет сдерживать экспорт и удорожать импорт;
- углубление отрицательных миграционных тенденций.
Кроме того, потенциальное повышение косвенных налогов и акцизов для финансирования бюджетных нужд может внести дополнительный вклад в показатель инфляции в этом году. В то же время, оно поддержит обороноспособность страны и устойчивость публичных финансов. К тому же, сохраняется вероятность реализации ряда сценариев, связанных с дальнейшим расширением экспортных возможностей, ускорением евроинтеграционных процессов, реализацией масштабной программы восстановления Украины, передачей Украине средств от обездвиженных российских активов. В частности, ожидается решение об использовании обездвиженных активов России по результатам заседания стран группы G7, что может дополнить уже принятые решения в США и ЕС. Реализация таких сценариев снизит инфляционное давление и оживит восстановление экономики.
Учитывая баланс рисков, все еще сдержанные показатели инфляции и продолжающееся улучшение инфляционных ожиданий, Правление НБУ решило снизить учетную ставку на 0,5 в. п. до 13,0%
За последние месяцы гривневые инструменты для сбережений оставались востребованными, несмотря на постепенное снижение номинальных ставок. Доходность ОВГЗ и гривневых депозитов продолжает обеспечивать сбережения от инфляционного обесценения, поэтому спрос на них сохраняется. Прирост гривневых средств населения на банковских депозитах сроком от 3 месяцев стабильный и в дальнейшем превышает прирост как коротких гривневых, так и срочных валютных вкладов. Продолжается и рост вложений граждан в гривневые ОВГЗ. Это позволило НБУ продолжить снижение учетной ставки в соответствии с апрельским макропрогнозом. Такой шаг согласуется с сохранением защиты гривневых сбережений от инфляции и в то же время будет способствовать дальнейшему оживлению кредитования, что важно для восстановления экономики.
Базовый сценарий апрельского макропрогноза предполагал снижение учетной ставки до 13% в текущем году, однако НБУ готов адаптировать монетарную политику в случае изменения баланса рисков для инфляции и валютного рынка
Фундаментальное ценовое давление в результате войны будет сохраняться, ожидается ускорение инфляции во втором полугодии. Учитывая это, НБУ будет направлять свою политику на сохранение умеренной инфляции в этом году и возвращение ее в целевой диапазон 5% ± 1 в. п. в последующие годы. При изменении баланса рисков для инфляции и устойчивости валютного рынка НБУ может пересмотреть прогнозную траекторию учетной ставки. Снижение учетной ставки до 13% годовых утверждено решением Правления НБУ от 13 июня 2024 года № 205-рш "О размере учетной ставки", которое вступает в силу 14 июня 2024 года. Итоги дискуссии членов Комитета по монетарной политике, предшествовавшей принятию Правлением Национального банка этого решения, будут обнародованы 24 июня 2024 года. Следующее заседание Правления Национального банка по монетарной политике состоится 25 июля 2024 года в соответствии с утвержденным и обнародованным графиком.
https://bank.gov.ua
Комментарии к материалу