Нацбанк сохранил учетную ставку на уровне 25%
Правление Национального банка Украины приняло решение сохранить учетную ставку на уровне 25% годовых. Это поддержит эффекты от предыдущих мер по усилению привлекательности гривневых активов, позволит и дальше обеспечивать устойчивость валютного рынка и формировать надлежащие предпосылки для сохранения устойчивого тренда по снижению инфляции и смягчению наиболее обременительных валютных ограничений.
Инфляция стремительно снижается, в том числе благодаря мерам НБУ по поддержанию курсовой устойчивости, однако из-за влияния войны ценовое давление остается высоким.
С начала года инфляция снижалась быстрее, чем ожидалось. В марте темпы роста потребительских цен замедлились до 21,3% в годовом исчислении. Ослаблению инфляционного давления способствовало достаточное предложение продовольствия и горючего, а также быстрое восстановление энергетической системы от последствий российских терактов. Важным фактором было улучшение инфляционных ожиданий с начала года на фоне прекращения эмиссионного финансирования, укрепления наличного курса гривни и повышения привлекательности гривневых активов, на которые направлялись принятые НБУ меры.
Однако инфляционное давление остается существенным. Снижение инфляции в годовом исчислении в значительной степени вызвано высокой базой сравнения в прошлом году, а также усилено теплой для зимы погодой. А давление на производственные затраты бизнеса сохраняется, в том числе из-за сложностей с ведением деятельности и настройкой логистических цепей в условиях войны.
В 2023 году инфляция замедлится до 14,8%, а в последующие годы – вернется к однознаковому уровню.
Инфляция будет снижаться и дальше, в частности из-за удешевления энергоносителей на мировых рынках, сдержанного внутреннего спроса, а также влияния монетарной политики НБУ. Учитывая комбинированный эффект указанных факторов и значительно лучшую, чем ожидалось, ситуацию в энергетическом секторе, НБУ пересмотрел прогноз инфляции на 2023 год – с 18,7 до 14,8%.
Ослаблению ценового давления в последующие годы в первую очередь будет способствовать уменьшение рисков безопасности, которое является основным предположением прогноза НБУ. В таких условиях прогнозируется улучшение инфляционных ожиданий, а также наращивание предложения товаров благодаря восстановлению оптимальных логистических путей и производственных мощностей. Учитывая это, НБУ ожидает, что инфляция снизится в 2024 году до 9,6%, а в 2025 году – до 6%.
Экономика уже в этом году вернется к росту, который ускорится в последующие годы на фоне заложенного в прогнозе снижения рисков безопасности.
Учитывая быстрое восстановление энергетической системы, а также мягкую фискальную политику, прогноз экономического роста в 2023 году улучшен с 0,3% до 2,0%. При реализации предположений о ситуации с опасностью существенных дефицитов электроэнергии в дальнейшем не предусматривается, за исключением локальных и ситуативных дефицитов во втором полугодии. В то же время, увеличение расходов бюджета на фоне значительных объемов международной финансовой помощи поддержит экономическую активность и потребление.
Снижение рисков безопасности со следующего года, которое допускается в базовом сценарии прогноза НБУ, будет способствовать ускорению экономического роста – до 4,3% в 2024 году и до 6,4% в 2025 году. Так, деоккупация территорий и полноценное открытие черноморских портов позволят постепенно увеличить промышленное производство и нарастить урожаи. Кроме того, ожидается расширение внутреннего спроса благодаря возвращению части вынужденных мигрантов.
Чистый приток валюты в Украину сохраняется благодаря значительным объемам международной помощи.
В 2023 г. ожидается значительный дефицит текущего счета. Это, в частности, связано с увеличением импорта на фоне постепенного восстановления внутреннего спроса, расходами значительного количества вынужденных украинских мигрантов за рубежом и все еще сдержанным экспортом в результате снижения урожаев и ограниченности логистических путей. В то же время поступление международной помощи будет компенсировать эти факторы.
В общей сложности в этом году объем поступлений от международных партнеров может превысить 42 млрд дол. США. Поступления от партнеров, в частности, будут способствовать росту международных резервов до 35 млрд дол. США в конце этого года. Это усилит способность НБУ и дальше поддерживать курсовую устойчивость и постепенно смягчать валютные ограничения.
С 2024 года наращивание экспортных потоков и постепенное возвращение вынужденных мигрантов домой будут способствовать сокращению дефицита текущего счета, который, однако, и дальше будет перекрываться значительными объемами внешнего официального финансирования. Это позволит сохранять объем международных резервов на относительно комфортном уровне.
Значительные объемы официального финансирования на фоне дальнейшего развития внутреннего долгового рынка позволят избежать эмиссионного финансирования существенного дефицита бюджета.
Правительство наращивает налоговые поступления и объемы внутренних привлечений, однако этих ресурсов недостаточно для финансирования значительных расходов государственного бюджета в условиях военного времени и послевоенного восстановления. Весомым источником финансирования бюджетных нужд будет оставаться международная помощь.
В то же время, после рекордных показателей дефицита и официального финансирования в этом году со следующего года прогнозируется их постепенное снижение.
Ключевым риском для этого прогноза остается более длительный срок и интенсивность полномасштабной войны.
Полномасштабная война продолжается. Основным предположением прогноза по-прежнему является сохранение высоких рисков безопасности до начала 2024 года. Более длительный срок военных действий и их более высокая интенсивность могут оказать существенное негативное влияние на экономическую активность, а также привести к ухудшению инфляционных и курсовых ожиданий. Это создаст дополнительные вызовы для макрофинансовой устойчивости.
Война генерирует и другие риски:
- возникновение дополнительных бюджетных нужд и значительных квазифискальных дефицитов в энергетической сфере;
- усложнение или прекращение работы "зернового коридора", а также обострение проблем, связанных с ограничениями импорта украинского продовольствия отдельными европейскими странами;
- дальнейшие разрушения агрессором энергетической инфраструктуры, которые могут привести к возобновлению существенного дефицита электроэнергии, что будет ограничивать экономическую активность и экспорт и приведет к повышению спроса на импортное оборудование и энергоресурсы, а следовательно, и на иностранную валюту;
- более медленное, чем ожидается, снижение мировой инфляции.
Быстрая реализация проекта восстановления Украины вместе с евроинтеграционными реформами позволит значительно ускорить темпы экономического роста. Поступление значительного объема финансирования для восстановления может также привести к большим возможностям для смягчения валютных ограничений.
Учитывая указанные риски, высокую неопределенность и ожидаемые существенные расходы государственного бюджета, сохранение курсовой устойчивости на фоне планов по валютной либерализации потребует продолжения монетарной политики, направленной на обеспечение высокой привлекательности сбережений в гривне. Учитывая это, Правление НБУ решило сохранить учетную ставку на уровне 25%.
Удержание учетной ставки на уровне 25%, введение дополнительных инструментов по защите сбережений граждан от инфляционного обесценения, а также меры по активизации конкуренции банков за срочные депозиты способствовали усилению курсовой устойчивости. В том числе благодаря этим мерам спрос на гривневые инструменты начал расти, в то время как на иностранную валюту – сократился. Об этом, в частности, свидетельствовало и существенное укрепление наличного курса гривны с начала 2023 года, которое положительно отразилось на ожиданиях и поддержало тенденцию к замедлению инфляции.
В то же время, в значительной степени курсовая устойчивость обеспечивается жесткими валютными ограничениями. Эффективность последних со временем ослабляется, а их ограничительное влияние на экономическую активность, напротив, усиливается. Поэтому проведение валютной либерализации в обозримой перспективе становится все более актуальным.
Соответственно, НБУ направляет свою политику на формирование надлежащих предпосылок для смягчения административных ограничений. Учитывая все еще высокую неопределенность и риск дальнейшего роста остатков средств на текущих счетах на фоне значительных расходов бюджета, обеспечение привлекательности срочных сбережений в гривне является важной предпосылкой для сохранения курсовой устойчивости и снижения инфляции. Это обуславливает необходимость сохранения учетной ставки на уровне 25% годовых.
Национальный банк будет обеспечивать необходимые монетарные условия для поддержания курсовой устойчивости, улучшения ожиданий и устойчивого снижения инфляции.
Сохранение учетной ставки на высоком уровне поддержит эффекты от предыдущих мер НБУ и будет оставлять простор для дальнейшего роста привлекательности сбережений в гривне. В то же время улучшение макроэкономической ситуации, в том числе более стремительное снижение инфляции и накопление комфортного уровня международных резервов, создает предпосылки для пересмотра прогноза учетной ставки.
Обновленный макропрогноз предполагает начало цикла понижения учетной ставки в IV квартале 2023 года. Даже при таком сценарии монетарные условия будут оставаться достаточно жесткими на прогнозном горизонте, учитывая дальнейшее замедление инфляции, улучшение инфляционных ожиданий и, соответственно, сохранение высокой реальной доходности гривневых инструментов.
НБУ готов корректировать время и темп изменения учетной ставки с учетом дальнейшего развития событий на валютном рынке, инфляционной динамики, устойчивости международной поддержки и результативности мер по обеспечению привлекательности гривневых инструментов.
Сохранение учетной ставки на уровне 25% годовых с 28 апреля 2023 утверждено решением Правления Национального банка Украины от 27 апреля 2023 № 161-рш "О размере учетной ставки".
Новый подробный макроэкономический прогноз будет опубликован в Инфляционном отчете 04 мая 2023 года.
Итоги дискуссии членов Комитета по монетарной политике, предшествовавшей принятию Правлением Национального банка этого решения, будут обнародованы 08 мая 2023 года.
Следующее заседание Правления Национального банка по вопросам монетарной политики состоится 15 июня 2023 года в соответствии с утвержденным и обнародованным графиком.
https://bank.gov.ua
Комментарии к материалу