Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Комитет по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов рекомендует Кабинету Министров способствовать повышению совокупного дохода граждан до уровня фактического размера прожиточного минимума

22.02.2023 44 0 0

15 февраля 2023 г. состоялось очередное заседание Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов, во время которого были одобрены Рекомендации участников слушаний в Комитете на тему: «Влияние размеров прожиточных минимумов на состояние социальной защиты граждан Украины, особенно пенсионеров, лиц с инвалидностью в Украине и детей младше 18 лет».

В Комитете отмечали, что военная агрессия России против Украины привела не только к трагедии потерь жизней украинцев, масштабному разрушению производственного потенциала и социальной инфраструктуры, росту государственного долга, но и спровоцировала новые формы внезапной бедности. Снизились доходы и уровень жизни граждан, основным показателем которых является прожиточный минимум – базовый социальный стандарт для обоснования размера минимальной пенсии по возрасту, предоставления государственной социальной помощи и регулирования оплаты труда, а также других доходов населения. Комитет в очередной раз отмечает, что проблема несоответствия утвержденного в Государственном бюджете Украины прожиточного минимума его реальной величине (разница составляет в среднем 2,5 раза) требует срочного решения.

Участники слушаний в Комитете признавали, что подход к расчету и применению прожиточного минимума должен быть изменен. В то же время, по их мнению, к вопросу усовершенствования определения и применения показателя прожиточного минимума следует подходить комплексно, учитывая финансовые возможности государства.

"Обсудив детально влияние размеров прожиточных минимумов на состояние социальной защиты уязвимых категорий населения нашей страны, особенно во время действия военного положения в Украине, участники слушаний наработали ряд рекомендаций Правительства", - сообщил первый заместитель Председателя Комитета Михаил Цымбалюк.

В частности, участники слушаний в Комитете рекомендовали Кабинету Министров Украины:

  •   после прекращения или отмены военного положения с учетом имеющихся финансовых ресурсов государственного бюджета и оценки обоснованности дополнительной потребности в бюджетных средствах проработать вопрос повышения размеров прожиточного минимума и минимальной заработной платы на 2023 год;
  •   способствовать повышению совокупного дохода граждан с учетом всех видов государственной социальной поддержки до уровня фактического размера прожиточного минимума;
  •   усовершенствовать с участием сторон социального диалога и общественности методологию определения прожиточного минимума с учетом международных стандартов и международного опыта;
  •   с целью комплексного пересмотра системы социальной защиты населения и кодификации законодательства в этой сфере, перезагрузки системы социальной поддержки, которая будет базироваться на принципах предоставления социальных выплат и социальных услуг с учетом изменений в подходах к модели финансирования социальной сферы, разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины проект Социальный кодекс.

О ходе выполнения Рекомендаций (текст которых в ближайшее время будет опубликован по ссылке: https://komspip.rada.gov.ua/documents/sluhannja/recommend-kom/) Правительство должно проинформировать Комитет до 01 июня 2023 года.

Работая в соответствии с повесткой дня заседания Комитета, по итогам рассмотрения проекта Закона о защите трудовых мигрантов и борьбе с мошенничеством в трудоустройстве за границу за реестр. №2365 народные депутаты Украины – члены Комитета приняли решение рекомендовать Верховной Раде Украины одобрить текст сравнительной таблицы к законопроекту с учетом озвученных предложений народных депутатов Украины и принять его во втором чтении и в целом как Закон.

Законопроект предусматривает отмену лицензирования деятельности субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по посредничеству в трудоустройстве за рубежом. В то же время предлагается ввести декларативный принцип ведения такой деятельности, в соответствии с которыми субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по посредничеству в трудоустройстве за рубежом, включаются в перечень субъектов хозяйствования по представленной ими декларации. Соответствующая практика существует, в частности, в соседней Польше. При этом на Министерство экономики Украины возлагается обязанность ведения перечня субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по посредничеству в трудоустройстве за рубежом, который должен быть открыт для всех. Контроль деятельности таких субъектов хозяйствования возложен на Государственную службу Украины по вопросам труда.

Проект Закона также предусматривает введение административной ответственности за осуществление субъектом хозяйствования деятельности по предоставлению услуг по посредничеству в трудоустройстве за рубежом без включения в вышеуказанный перечень, а также за взыскание с граждан любых гонораров, комиссионных, вознаграждений, других видов оплаты услуг по посредничеству в трудоустройстве в Украине или за границей. Получать вознаграждение за свою работу посредники могут только от работодателей, заказывающих их услуги.

В случае принятия Верховной Радой Украины указанного законопроекта, предприятие будет обязан предоставить гражданину до его выезда для трудоустройства за границей следующие данные:

  • проект трудового договора (контракта), заверенный иностранным работодателем;
  • информацию в письменной форме о правах и гарантиях, которые ему предоставляются по трудовому договору (контракту), предусмотренные законодательством Украины и законодательством государства местонахождение работодателя;
  • контактные данные консульских учреждений в государстве пребывания.

Получение информации и проекта трудового договора (контракта) подтверждается письменной (электронной цифровой) подписью гражданина. Указанные документы хранятся у предприятия, предоставляющего услуги по посредничеству в трудоустройстве за рубежом, в течение пяти лет.

Среди прочего компания-посредник в трудоустройстве за рубежом должна будет вести учет граждан, которые при его посредничестве трудоустроены за границей и подавать в Министерство экономики отчетность о деятельности по предоставлению услуг по посредничеству в трудоустройстве за рубежом.

Авторы законодательной инициативы отмечают, что свободное движение людей в целях трудоустройства является общемировой тенденцией. Этот этап уже фактически пройден по странам центральной и восточной Европы, в которых такая либерализация уже произошла в рамках расширения Евросоюза и исчезновения границ для перемещения.

Во время заседания народные депутаты Украины - члены Комитета также обсудили подготовленный ко второму чтению проект Закона о выплате единовременной денежной помощи за вред жизни и здоровью, причиненный причиненной военной агрессией против Украины ранением или гибелью во время прохождения публичной службы, исполнения обязанностей на объектах критической инфраструктуры и осуществление профессиональной деятельности за реестр. №7353.

Рассмотрев сравнительную таблицу по проекту Закона за реестр. №8032, члены Комитета рекомендовали рабочей группе доработать законопроект с учетом замечаний, высказанных народными депутатами Украины, центральными органами исполнительной власти на заседании Комитета.

https://www.rada.gov.ua

Комментарии к материалу