Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Гуманитарная, благотворительная и другие виды помощи общинам: в каких изменениях требует правительственное Постановление №590

12.09.2022 119 0 1

Как в условиях военного положения эффективно осуществлять постоянный оперативный контроль со стороны органов государственной власти за поступлением и расходованием средств благотворительной и других видов пособий органами местного самоуправления? Как реализовывать срочные задачи по быстрому восстановлению инфраструктуры общин за счет этих средств, которые по факту являются дополнительными поступлениями местных бюджетов? Давайте вместе проанализируем действующую нормативную базу этих процедур, а также попытаемся сформулировать предложения, которые позволили бы сделать этот процесс более оперативным.

Из-за вооруженной агрессии российской федерации против Украины подавляющее большинство демократического мира помогает Украине в преодолении ее последствий. Кроме военно-технической помощи, важной разновидностью поддержки Украины гуманитарная помощь, другие виды благотворительности, а также гранты. Сегодня в Украине зарегистрированы представительства большинства мировых благотворительных и гуманитарных организаций, которые преследуют цель восстановления разрушенной инфраструктуры, поддержку внутренне перемещенных лиц и другие, в том числе гуманитарные проекты. Бенефициаром таких проектов обычно выступают органы местного самоуправления.

Подавляющее большинство такой помощи предоставляется в денежной форме, которая является существенной помощью местному самоуправлению. Эти средства – немалые. Однако со стороны благотворительных организаций (донорских структур или их представительств) неоднократно высказываются замечания по поводу задержки с использованием таких средств со стороны общин. Прежде всего, это происходит из-за особенностей отечественного законодательства или из-за отсутствия средств на едином казначейском счете, а также задержки проплат из-за необходимости соблюдения очередности платежей органами казначейства. Хотя по факту поступающие в общины благотворительные средства являются привлеченными. Стоит отметить, что средства, предоставляемые в виде благотворительной помощи, могли бы быть в разы больше, если бы для этого был обеспечен ряд условий. В первую очередь, на уровне национального законодательства.

Так, особенности казначейского обслуживания органов местного самоуправления, их коммунальных учреждений и учреждений определяет постановление Кабинета Министров Украины от 09.06.2021 №590 «Об утверждении Порядка исполнения полномочий Государственной казначейской службой в особом режиме в условиях военного положения» (далее – Постановление №590), которой фактически устанавливается очередность платежей, осуществляемых местными бюджетами.

Подавляющее большинство пособий может предоставляться и предоставляется в виде целевых средств согласно целям, определенным грантодателем или благотворительной организацией или фондом. Проблемой сегодня является то, что грантовые/благотворительные средства, полученные распорядителями бюджетных средств, нужно включить в соответствии с действующим законодательством в доходы местного бюджета. Далее эти средства используются в порядке, установленном бюджетным законодательством (на условиях, в том числе определенных постановлением №590).

Учитывая, что расходы органы местного самоуправления могут осуществлять в соответствии с целями, определенными в пункте 19 Постановления №590, и в соответствии с соответствующей очередью, возникает ситуация, когда получатели грантовой или благотворительной помощи в лице органов местного самоуправления не могут гарантировать соблюдение сроков ее реализации. , а также своевременность ее поступления в конечный бенефициар. Это создает ситуацию, когда при наличии, с одной стороны, значительных финансовых ресурсов в качестве помощи от представителей мирового сообщества, а с другой - задач, стоящих в том числе перед территориальными общинами, и требующих оперативного их решения, невозможно фактическое получение этих средств и использование их в целях, на которые они предоставляются.

С учетом роста объемов благотворительной (в том числе гуманитарной) и других видов пособий, которые могут передаваться органам местного самоуправления и органам государственной власти в денежной форме, предлагается постановление Кабинета Министров Украины от 09.06.2021 №590 «Об утверждении Порядка исполнения полномочий Государственной казначейской службой в особом режиме в условиях военного положения» дополнить пунктом 19-2 следующего содержания:

  • Казначейство и органы Казначейства могут осуществлять платежи по поручениям клиентов по расходам специального фонда государственного и местных бюджетов с отдельного счета, открытого в Казначействе и органах казначейства, на который зачисляются средства полученные в виде безвозвратной финансовой помощи, добровольных пожертвований, благотворительных взносов, грантов предоставляются во время выполнения программ международной технической помощи, реализации проектов, поддерживаемых Европейским Союзом, правительствами иностранных государств, иностранными финансовыми и донорскими учреждениями и международными финансовыми организациями, их представительствами в Украине, а также благотворительными организациями, зарегистрированными в Украине и осуществляющими свою деятельность в в соответствии с нормами Закона Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организации», и использоваться на оплату товаров, работ и услуг, предусмотренных условиями предоставления этих средств».

Также в целях своевременной и в полном объеме реализации средств, получаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в качестве благотворительной/грантовой помощи, предлагается в подпункт 1) пункта 19 Постановления Кабинета Министров Украины от 09.06.2021 №590 «Об утверждении Порядка исполнения полномочий Государственной казначейской службой в особом режиме в условиях военного положения» дополнить после слов Совета национальной безопасности и обороны Украины, Офиса Президента Украины; такими словами:

  • "осуществление расходов, предусмотренных пунктом 19 экз 2".

Реализация вышеперечисленных изменений позволит осуществлять постоянный оперативный контроль со стороны органов государственной власти за поступлением и расходованием средств благотворительной и других видов пособий органами местного самоуправления и органами государственной власти, а также быстро реализовывать срочные задания за счет этих средств, которые по факту являются дополнительными поступлениями местных бюджетов. за счет благотворительных источников. Особенно актуально это в условиях военного положения и необходимости быстрого восстановления общин или реализации других благотворительных или гуманитарных проектов.

https://decentralization.gov.ua

Комментарии к материалу