Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

10 законопроектов, важных для поддержки и развития общин и территорий – инфографика

10.01.2024

Осень-зима 2023, к сожалению, не стали в украинском Парламенте сезоном децентрализации, регионального развития, поддержки местного самоуправления во время войны. Из достаточно большого списка наиболее ожидаемых законодательных изменений, которые еще летом были готовы к рассмотрению в первом или втором чтении, народные избранники ни одного законопроекта пока не приняли… Так что в части децентрализации задач к началу 2024 года у Верховной Рады меньше не стало. О них и поговорим.

Одна из таких задач Парламента, которую уже сами депутаты называют долгом перед местным самоуправлением, – это принятый в первом чтении законопроект №4298. Как известно, он предполагает переформатирование местных государственных администраций в органы префектурного типа. И сделать это стоило сразу после создания нового административно-территориального устройства 2020 года и изменений в бюджетное законодательство. Но законопроект остается непринятым уже более трех лет. В конце 2023 года в очередной раз состоялось обсуждение документа о модерациях со стороны Совета Европы. По нашим данным, участники достигли компромисса по редакции на второе чтение. Для того чтобы документ попал в зал Верховной Рады, нужно повторное рассмотрение на профильном парламентском Комитете. Итак, заходим на очередной круг, который, надеемся, будет последним и успешным.

До сих пор ожидают общества от народных избранников также легальной возможности финансово и материально поддерживать Вооруженные силы Украины. Законопроект №9559-д, который был зарегистрирован в Парламенте в августе прошлого года, преследует цель упростить процедуры закупок для ВСУ. Как известно, Комитет по организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства рекомендовал принять его сразу в целом. Но пока в зал законопроект не попал, потому что, по нашей информации, «до сих пор не удалось найти компромиссы по некоторым его положениям».

Остаются также нерешенными вопросы, связанные с мобилизацией старост, упрощением процедуры их назначения и освобождения, с формированием старостинских округов на пострадавших территориях. Соответствующий законопроект №9518 был готов к первому чтению еще в августе прошлого года, но пока остается без рассмотрения.

В 2023 году возобновилось обсуждение необходимости принятия законопроекта об административном сборе №4380. Все участники обсуждений подтвердили неотложность и важность этих изменений. Законопроект, который оказал бы положительное влияние на местные бюджеты, в июле 2023 года даже был рекомендован к принятию в первом чтении. Документ не теряет актуальности, но до сих пор остается без рассмотрения без видимых причин.

Следует упомянуть и о блоке из четырех законопроектов, касающихся прозрачности деятельности органов местного самоуправления и привлечения жителей общин к принятию решений на местах:

  • №6401 - по обеспечению прозрачности местного самоуправления, расширяющего нормы об открытости деятельности местных советов и постоянных комиссий органов местного самоуправления
  • №7283 - относительно народовластия на уровне местного самоуправления, предполагающего, что порядок инициирования, проведения и применения механизмов местной демократии регулируется ОМС в уставах общин или отдельных решениях местных советов
  • №6319 - по совершенствованию порядка организации, деятельности и прекращению органа самоорганизации населения
  • №4254 по поводу публичных консультаций, который обеспечивает право на участие в управлении публичными делами, определяет правила проведения публичных консультаций, их сроки, формы и принципы.

Все эти законопроекты уже были приняты в первом чтении, и представители профильного парламентского Комитета упоминали их среди приоритетов на этот год.

К евроинтеграционным законопроектам, которые будут точно обсуждаться в ближайшее время, мы отнесли бы принятый в первом чтении законопроект №9450 по совершенствованию участия местного самоуправления в межтерриториальном и трансграничном сотрудничестве, который должен расширить доступ органов местного самоуправления к европейским ресурсам на восстановление. Также здесь следует упомянуть подготовленный к первому чтению законопроект №10284 о стимулировании участия государственных органов и органов местного самоуправления в реализации программ и проектов международной технической помощи и трансграничного сотрудничества, который позволит доплачивать работникам ОМС, областных и районных администраций по средствам, привлеченным через проекты международного сотрудничества. .

В конце вспомним законопроекты, за рассмотрением которых мы следили раньше, но сейчас считаем, что у них мало перспектив на рассмотрение:

  • №8056 по усовершенствованию полномочий органов местного самоуправления и их должностных лиц в период действия военного положения». Законопроект более чем через год с момента регистрации не прошел даже Комитет, хотя достаточно широко обсуждался, в том числе и на слушаниях Конгресса.
  • № 6479 по коммунальной собственности. Законопроект находится в Дорожной карте реформы, но с конца 2022 года не рассмотрен Парламентом и даже публично не оговаривается.
  • №9241 об обновлении государственной региональной политики в условиях восстановления регионов и территорий от последствий полномасштабной вооруженной агрессии против Украины. По нашему мнению, законопроект утратил актуальность, учитывая, что Министерство уже представило проект изменений в Государственную стратегию регионального развития 2021-2027 годы.
  • №4664, который должен комплексно решить вопрос административно-территориального устройства. Его уже год даже не обсуждают, а в июле этого года Парламент принял «сокращенную версию» законопроекта (№8263), решающего лишь часть вопросов.

Важным для органов местного самоуправления также проект Закона Украины №2668 «О внесении изменений в статью 4 Закона Украины «Об ассоциациях органов местного самоуправления», который устраняет ограничения органов местного самоуправления в членстве во всеукраинских ассоциациях. Но этот законопроект остается без движения в Парламенте с 2019 года, поэтому его мы тоже не беремся назвать перспективным для рассмотрения в ближайшее время.

Все актуальные, по нашему мнению, законопроекты, важные для поддержки и развития общин и территорий, мы собрали в инфографике (см. ниже).

Также напомним, над разработкой каких-либо законопроектов в среднесрочной перспективе планирует работать Мининфраструктуры. В Плане мероприятий по реформированию местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине на 2024-2027 годы запланирована работа над законопроектами:

  • по определению порядка, оснований и критериев формирования территориальных общин и определения их административных центров;
  • об особенностях восстановления публичной власти на деоккупированных территориях;
  • по разграничению полномочий органов местного самоуправления разных уровней и органов местного самоуправления и органов исполнительной власти по принципу субсидиарности;
  • о предоставлении дополнительных полномочий органам местного самоуправления по администрированию местных налогов и сборов, в частности в части: налаживание обмена информацией между органами местного самоуправления и налоговыми органами; мониторинга поступления местных налогов и сборов; автоматизация/цифровизация процессов по администрированию местных налогов и сборов.

«Децентрализация» и дальше будет следить за обсуждением и рассмотрением всех упомянутых законопроектов в Парламенте. Чтобы не пропустить важное, следите за новостями портала в Фейсбуке и Телеграмме.

https://decentralization.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
06.08.2025
Письмо НАДС: о возможности выплаты доплат за дополнительную нагрузку, связанную с исполнением обязанностей временно отсутствующего работника или по вакантной должности
Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы
12.09.2025
Письмо ГКСУ: о применении КЭКР 2200 и 3100
ДЕРЖАВНА КАЗНАЧЕЙСЬКА СЛУЖБА УКРАЇНИ   ЛИСТ від 03.09.2025 р. № 15-12-12/19271   Державна казначейська служба України розглянула [...] запит [...] щодо застосування коду економічної класифікації видатків та в межах компетенції повідомляє.   Відповідно до частини другої статті 5...
08.08.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (04.08.2025 - 08.08.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор   Письмо Минсоцполитики: Об индексации заработной платы Согласно статье 34 Закона Украины от 19.11.2024 № 4059-IX "О Государственном бюджете Украины на 2025 год" (далее - Закон № 4059) определено, что исчисление индекса потребительских цен для индексации денежных ...
Новое
24.10.2025
Изменения в законодательстве с 20 октября по 24 октября 2025 года
Правительство расширило перечень казначейских платежей: к приоритетным отнесли финансирование защиты, в частности, топливно-энергетической инфраструктуры Кабинет Министров Украины 18 октября принял постановление "О внесении изменений в Порядок выполнения полномочий Государственной казначейской служ...
24.10.2025
ВРУ приняла за основу законопроект об упрощении оформления первичных документов по предоставлению услуг
Верховная Рада Украины 23 октября 2025 приняла за основу проект Закона о внесении изменения в статью 9 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" об упрощении оформления первичных документов по предоставлению услуг, реестр. №14023. Законопроект предусматривает, что при...
24.10.2025
ВР приняла важные изменения в оформлении паспорта Украины
23 октября Верховная Рада приняла важные изменения в оформлении паспортов украинцев. Внесены изменения в Постановление Верховной Рады Украины "Об утверждении положений о паспорте гражданина Украины и паспорте гражданина Украины для выезда за границу" относительно урегулирования некоторых вопросов, с...