Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

10 законопроектов, важных для поддержки и развития общин и территорий – инфографика

10.01.2024

Осень-зима 2023, к сожалению, не стали в украинском Парламенте сезоном децентрализации, регионального развития, поддержки местного самоуправления во время войны. Из достаточно большого списка наиболее ожидаемых законодательных изменений, которые еще летом были готовы к рассмотрению в первом или втором чтении, народные избранники ни одного законопроекта пока не приняли… Так что в части децентрализации задач к началу 2024 года у Верховной Рады меньше не стало. О них и поговорим.

Одна из таких задач Парламента, которую уже сами депутаты называют долгом перед местным самоуправлением, – это принятый в первом чтении законопроект №4298. Как известно, он предполагает переформатирование местных государственных администраций в органы префектурного типа. И сделать это стоило сразу после создания нового административно-территориального устройства 2020 года и изменений в бюджетное законодательство. Но законопроект остается непринятым уже более трех лет. В конце 2023 года в очередной раз состоялось обсуждение документа о модерациях со стороны Совета Европы. По нашим данным, участники достигли компромисса по редакции на второе чтение. Для того чтобы документ попал в зал Верховной Рады, нужно повторное рассмотрение на профильном парламентском Комитете. Итак, заходим на очередной круг, который, надеемся, будет последним и успешным.

До сих пор ожидают общества от народных избранников также легальной возможности финансово и материально поддерживать Вооруженные силы Украины. Законопроект №9559-д, который был зарегистрирован в Парламенте в августе прошлого года, преследует цель упростить процедуры закупок для ВСУ. Как известно, Комитет по организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства рекомендовал принять его сразу в целом. Но пока в зал законопроект не попал, потому что, по нашей информации, «до сих пор не удалось найти компромиссы по некоторым его положениям».

Остаются также нерешенными вопросы, связанные с мобилизацией старост, упрощением процедуры их назначения и освобождения, с формированием старостинских округов на пострадавших территориях. Соответствующий законопроект №9518 был готов к первому чтению еще в августе прошлого года, но пока остается без рассмотрения.

В 2023 году возобновилось обсуждение необходимости принятия законопроекта об административном сборе №4380. Все участники обсуждений подтвердили неотложность и важность этих изменений. Законопроект, который оказал бы положительное влияние на местные бюджеты, в июле 2023 года даже был рекомендован к принятию в первом чтении. Документ не теряет актуальности, но до сих пор остается без рассмотрения без видимых причин.

Следует упомянуть и о блоке из четырех законопроектов, касающихся прозрачности деятельности органов местного самоуправления и привлечения жителей общин к принятию решений на местах:

  • №6401 - по обеспечению прозрачности местного самоуправления, расширяющего нормы об открытости деятельности местных советов и постоянных комиссий органов местного самоуправления
  • №7283 - относительно народовластия на уровне местного самоуправления, предполагающего, что порядок инициирования, проведения и применения механизмов местной демократии регулируется ОМС в уставах общин или отдельных решениях местных советов
  • №6319 - по совершенствованию порядка организации, деятельности и прекращению органа самоорганизации населения
  • №4254 по поводу публичных консультаций, который обеспечивает право на участие в управлении публичными делами, определяет правила проведения публичных консультаций, их сроки, формы и принципы.

Все эти законопроекты уже были приняты в первом чтении, и представители профильного парламентского Комитета упоминали их среди приоритетов на этот год.

К евроинтеграционным законопроектам, которые будут точно обсуждаться в ближайшее время, мы отнесли бы принятый в первом чтении законопроект №9450 по совершенствованию участия местного самоуправления в межтерриториальном и трансграничном сотрудничестве, который должен расширить доступ органов местного самоуправления к европейским ресурсам на восстановление. Также здесь следует упомянуть подготовленный к первому чтению законопроект №10284 о стимулировании участия государственных органов и органов местного самоуправления в реализации программ и проектов международной технической помощи и трансграничного сотрудничества, который позволит доплачивать работникам ОМС, областных и районных администраций по средствам, привлеченным через проекты международного сотрудничества. .

В конце вспомним законопроекты, за рассмотрением которых мы следили раньше, но сейчас считаем, что у них мало перспектив на рассмотрение:

  • №8056 по усовершенствованию полномочий органов местного самоуправления и их должностных лиц в период действия военного положения». Законопроект более чем через год с момента регистрации не прошел даже Комитет, хотя достаточно широко обсуждался, в том числе и на слушаниях Конгресса.
  • № 6479 по коммунальной собственности. Законопроект находится в Дорожной карте реформы, но с конца 2022 года не рассмотрен Парламентом и даже публично не оговаривается.
  • №9241 об обновлении государственной региональной политики в условиях восстановления регионов и территорий от последствий полномасштабной вооруженной агрессии против Украины. По нашему мнению, законопроект утратил актуальность, учитывая, что Министерство уже представило проект изменений в Государственную стратегию регионального развития 2021-2027 годы.
  • №4664, который должен комплексно решить вопрос административно-территориального устройства. Его уже год даже не обсуждают, а в июле этого года Парламент принял «сокращенную версию» законопроекта (№8263), решающего лишь часть вопросов.

Важным для органов местного самоуправления также проект Закона Украины №2668 «О внесении изменений в статью 4 Закона Украины «Об ассоциациях органов местного самоуправления», который устраняет ограничения органов местного самоуправления в членстве во всеукраинских ассоциациях. Но этот законопроект остается без движения в Парламенте с 2019 года, поэтому его мы тоже не беремся назвать перспективным для рассмотрения в ближайшее время.

Все актуальные, по нашему мнению, законопроекты, важные для поддержки и развития общин и территорий, мы собрали в инфографике (см. ниже).

Также напомним, над разработкой каких-либо законопроектов в среднесрочной перспективе планирует работать Мининфраструктуры. В Плане мероприятий по реформированию местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине на 2024-2027 годы запланирована работа над законопроектами:

  • по определению порядка, оснований и критериев формирования территориальных общин и определения их административных центров;
  • об особенностях восстановления публичной власти на деоккупированных территориях;
  • по разграничению полномочий органов местного самоуправления разных уровней и органов местного самоуправления и органов исполнительной власти по принципу субсидиарности;
  • о предоставлении дополнительных полномочий органам местного самоуправления по администрированию местных налогов и сборов, в частности в части: налаживание обмена информацией между органами местного самоуправления и налоговыми органами; мониторинга поступления местных налогов и сборов; автоматизация/цифровизация процессов по администрированию местных налогов и сборов.

«Децентрализация» и дальше будет следить за обсуждением и рассмотрением всех упомянутых законопроектов в Парламенте. Чтобы не пропустить важное, следите за новостями портала в Фейсбуке и Телеграмме.

https://decentralization.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
12.09.2025
Письмо ГКСУ: о применении КЭКР 2200 и 3100
ДЕРЖАВНА КАЗНАЧЕЙСЬКА СЛУЖБА УКРАЇНИ   ЛИСТ від 03.09.2025 р. № 15-12-12/19271   Державна казначейська служба України розглянула [...] запит [...] щодо застосування коду економічної класифікації видатків та в межах компетенції повідомляє.   Відповідно до частини другої статті 5...
11.09.2025
Письмо ПФУ: об исчислении средней заработной платы для расчета страховых выплат
ПЕНСІЙНИЙ ФОНД УКРАЇНИ ЛИСТ від 22.08.2025 р. № 2800-030401-8/55839 Розглянувши [...] звернення на вебпортал Пенсійного фонду України щодо обчислення середньої заробітної плати для розрахунку страхових виплат, Пенсійний фонд України повідомляє. Постановою Кабінету Міністрів України від 14.07.202...
10.10.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (06.10.2025 - 10.10.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор Трудоустройство лиц с инвалидностью: изменения для работодателей с 2026 года Информируем об изменениях, введенных Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по обеспечению права лиц с инвалидностью на труд», которые начнут...
Новое
05.12.2025
Изменения в законодательстве с 01 декабря по 05 декабря 2025 года
Распределение объема субвенции из госбюджета местным бюджетам на предоставление государственной поддержки лицам с особыми образовательными потребностями по спецфонду Правительство провело очередное распределение объема субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление государ...
05.12.2025
Кабинет Министров Украины одобрил экспериментальный проект в сфере профессионального образования
Правительство Украины приняло решение о реализации экспериментального проекта, направленного на повышение автономии заведений профессионального образования. В рамках проекта предполагается реорганизация коммунальных учреждений профессионального образования в коммунальные некоммерческие общества. Эт...
05.12.2025
Правительство утвердило экспериментальный проект по созданию исследовательских центров передового опыта
3 декабря 2025 Кабинет Министров Украины принял постановление «О реализации экспериментального проекта по созданию исследовательских центров передового опыта». Документ вводит двухлетний проект, который позволит университетам создать современную материально-техническую базу для проведени...