Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Является ли поселковый совет, имеющий на балансе скважину, в случае добычи воды для нужд жителей и местных предприятий, плательщиком рентной платы за спецводопользование?

06.12.2021 16 0 0

Согласно п.п. 255.11.2 п. 255.11 ст. 255 НКУ Налогового кодекса Украины от 02 декабря 2010 г. № 2755-VI с изменениями и дополнениями (далее – НКУ) рентная плата за специальное использование воды исчисляется исходя из фактических объемов использованной воды (подземной, поверхностной) водных объектов, установленных в разрешении на специальное водопользование, лимиты использования воды, ставок рентной платы и коэффициентов.

Рентная плата за специальное использование воды не взимается за воду, в частности, используемую для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических потребностей населения (совокупности людей, находящихся на данной территории в тот или иной период времени, независимо от характера и продолжительности проживания, в пределах их жилищного фонда и приусадебных участков) (п.п. 255.4.1 п. 255.4 ст. 255 НКУ).

Плательщиками рентной платы за специальное использование воды являются, в частности, первичные водопользователи – хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без образования юридического лица, постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица – предприниматели, которые используют и/или передают вторичным водопользователям воду, полученную путем забора воды из водных объектов (п. 255.1 ст. 255 НКУ).

Частью первой ст. 42 Водного кодекса Украины от 06 июня 1995 года № 213/95-ВР с изменениями и дополнениями (далее – Водный кодекс) определено, что водопользователями в Украине могут быть предприятия, учреждения, организации и граждане Украины, а также иностранцы и лица без гражданства, иностранные юридические лица

Специальным водопользованием является забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сброса загрязняющих веществ в водные объекты, включая забор воды и сброс загрязняющих веществ с обратными водами с применением каналов (часть первая ст. 48 Водного кодекса ).

Специальное водопользование платное и осуществляется на основании разрешения на специальное водопользование (часть первая ст. 49 Водного кодекса).

Порядок выдачи разрешений на специальное водопользование, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 13 марта 2002 г. № 321 с изменениями и дополнениями, определяет процедуру выдачи юридическим и физическим лицам разрешений на специальное водопользование (забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сброса в водные объекты загрязняющих веществ, включая забор воды и сброс загрязняющих веществ с обратными водами с применением каналов).

Согласно части первой ст. 10 Закона Украины от 21 мая 1997 года № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине» (далее – Закон № 280/97) сельские, поселковые, городские советы являются органами местного самоуправления, представляющими соответствующие территориальные общины и осуществляющими от них имени и их интересах функции и полномочия местного самоуправления, определенные Конституцией Украины, Законом № 280/97 и другими законами.

Частью первой и третьей ст. 8 Хозяйственного кодекса Украины от 16 января 2003 года № 436-IV с изменениями и дополнениями (далее – ХКУ) установлено, в частности, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не являются субъектами хозяйствования.

Хозяйственная компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления реализуется от имени соответствующего государственного или коммунального учреждения.

Исключительно на пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета разрешаются согласно п. 30 части первой ст. 26 Закона № 280/97, в частности, вопрос о принятии решений о создании, ликвидации, реорганизации и перепрофилировании предприятий, учреждений и организаций коммунальной собственности соответствующей территориальной общины.

Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, строятся на основе их подчиненности, подотчетности и подконтрольности органам местного самоуправления (часть первая ст. 17 Закона № 280/97).

Учитывая вышесказанное, поселковый совет как орган местного самоуправления не относится к субъектам хозяйствования, и не имеет права получить разрешение на специальное водопользование, а потому не является плательщиком рентной платы за специальное использование воды.

При этом коммунальное учреждение (предприятие), которое от имени поссовета осуществляет хозяйственную деятельность, и имеет право на получение разрешения на специальное водопользование (в том числе для предоставления объемов воды жителям села или другим субъектам хозяйствования) является плательщиком рентной платы за специальное использование воды за фактический объем использованной воды из скважины, за исключением объемов воды, переданных жителям села внутри их жилого фонда и приусадебных участков.

svp.tax.gov.ua

Комментарии к материалу