В І квартале 2025 года в Украине планируется законодательно урегулировать государственный надзор за законностью решений органов местного самоуправления
Проблематику государственного надзора за законностью решений органов местного самоуправления и актуальных вопросов законодательного регулирования в условиях военного положения и послевоенный период обсудили во время Национального круглого стола «Надзор за законностью решений органов местного самоуправления: лучшие практики и перспективы законодательного регулирования в Украине» с участием представителей органов государственной власти, ассоциаций органов местного самоуправления и экспертов гражданского общества.
«Законопроект по надзору за законностью решений органов местного самоуправления будет принят не позже марта 2025! И уж откровенно не важно, хочет этого одна конкретная ассоциация, или не хочет. Это уже предмет договоренностей между государством Украины и Европейским Союзом. Это требование Ukraine Facility с четким дедлайном. Со стороны парламента мы не будем форсировать события. Мы заинтересованы проголосовать ту редакцию, которая будет иметь меньше оппонентов. Редакция, которая будет поддержана партнерами. Но никто не будет пытаться удовлетворить всех. Наша задача в этом вопросе сводится к двум простым вещам: продолжать получать постоянную поддержку от партнеров и прекратить быть единственной страной на континенте, не имеющей институционального надзора за законностью решений ОМС», - сказал народный депутат Украины Виталий Безгин.
Напомним, урегулирование системы надзора на законодательном уровне предусмотрено рекомендациями Еврокомиссии в рамках Пакета расширения ЕС, согласующегося с Европейской Хартией местного самоуправления, а также обязательствами Украины в рамках Плана Украины на 2025 год. Кроме того, это одна из задач реформы местного самоуправления и территориальной организации власти.
Украина не один год работает над подготовкой соответствующих законодательных норм. Законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О местных государственных администрациях» и некоторых других законодательных актах Украины по реформированию территориальной организации исполнительной власти в Украине» зарегистрирован в парламенте еще в 2020 году (№4298). Однако субъекты реформы местного самоуправления до сих пор ведут работу по достижению консенсуса относительно норм законопроекта.
В Министерстве развития общин, территорий и инфраструктуры отмечают, что децентрализация власти, сопровождавшаяся передачей широкого круга полномочий государства на места, не может быть завершена без обеспечения законности в деятельности органов местного самоуправления.
«Европейские страны имеют урегулированную систему административного надзора за законностью решений органов местного самоуправления. При этом не существует универсальной модели того, как должен происходить надзор или как должны взаимодействовать государственные и местные власти, каждая страна выстраивает свои инструменты в зависимости от модели местного самоуправления. Так что мы - государство, органы местного самоуправления, их ассоциации совместно должны выработать приемлемую и действенную модель надзора. Мининфраструктура призывает стороны к конструктивному диалогу. Затягивание процесса с доказыванием той или иной позиции как единственно правильной навредит стране. Только практика применения уже принятого закона покажет недостатки и позволит исправлять их», - отметила заместитель Министра развития общин, территорий и инфраструктуры Наталья Козловская.
Законопроект №4298 создает многоуровневую систему по обеспечению законности – акты местных советов являются предметом анализа их соответствия Конституции Украины и законам Украины со стороны соответствующих органов обеспечения законности. Проект документа предусматривает систему гарантий для органов местного самоуправления, а именно:
- определяет перечень актов ОМС, которые могут являться предметом обеспечения законности;
- консультации от органов обеспечения законности;
- указывает, что обязательным условием обеспечения законности есть отсутствие у других органов государственной власти предусмотренных законом полномочий по осуществлению государственного надзора (контроля) за деятельностью ОМС в соответствующей сфере;
- предусматривает специальную (ускоренную) процедуру судебного разбирательства.
Ассоциации органов местного самоуправления в целом поддерживают введение государственного надзора за решениями органов местного самоуправления. В настоящее время ведется совместная работа Комитета и ассоциаций по согласованию позиций.
Участники Национального круглого стола пришли к согласию, что время длительных дискуссий над введением надзора исчерпано и что необходимо принимать решения. Уже в сентябре планируется провести еще одно собрание с участием представителей всех заинтересованных сторон, чтобы тщательно проработать каждую законопроектную норму.
Национальный круглый стол организовали Коалиция Реанимационного Пакета Реформ в сотрудничестве с Центром политико-правовых реформ в рамках проекта «Поддержка законодательной базы и политического диалога по национальному надзору» при поддержке Проекта USAID «ГОВЕРЛА».
https://decentralization.ua
Комментарии к материалу