Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Усовершенствование механизма зачисления НДФЛ в Украине уменьшит дисбаланс в финансовом обеспечении территориальных общин

30.10.2024

Усовершенствование механизма зачисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в Украине уменьшит дисбаланс в финансовом обеспечении территориальных общин и позволит им повышать уровень предоставления государственных услуг.

Об этом заявил Первый заместитель Министра финансов Украины Денис Улютин во время Круглого стола «НДФЛ и общины», организованного 24 октября программой «U-LEAD с Европой»* для обсуждения влияния изменения механизма отнесения НДФЛ в местные бюджеты. Мероприятие объединило в дискуссии представителей Министерства финансов Украины, ряд других украинских и международных ведомств и экспертов проекта Polaris**.

Дискуссии по изменению механизма отнесения НДФЛ в местные бюджеты начались после изменения в 2021 году административно-территориального устройства и формирования новых территориальных общин.

В Верховной Раде зарегистрирован ряд законопроектов, предлагающих разные подходы к распределению и зачислению НДФЛ в Украине. Для наработки единой концепции в Верховной Раде Украины при Комитете по финансам, налоговой и таможенной политике создана рабочая группа, которая занимается обсуждением зарегистрированных законопроектов и наработкой новых концепций.

Актуальность и важность этой тематики нашли свое отражение и в Правительственных документах, в частности, в Плане мероприятий по реформированию местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине на 2024-2027 годы.

В целях выбора оптимального механизма зачисления НДФЛ эксперты U-LEAD и Polaris смоделировали варианты влияния изменения механизма зачисления НДФЛ на налоговую способность общин, а во время Круглого стола презентовали результаты такого моделирования.

«Действующая модель зачисления НДФЛ создает диспропорции финансовой обеспеченности территориальных общин и выгодна только крупным городам, где зарегистрированы крупные компании-работодатели. Однако часто активность населения сосредоточена в меньших городах, поселках и селах, являющихся сателлитами мегаполисов и страдающих такой моделью. На сегодняшний день почти 1200 общин являются дотационными. Такая модель не устраивала общину до полномасштабной войны, сейчас разрыв между налоговой способностью общин еще увеличился», - подчеркнул Денис Улютин.

Он также отметил, что одним из основных вызовов, над которым работают Министерство финансов, Государственная миграционная служба, другие государственные органы и органы местного самоуправления, - объективность данных о численности населения.

«Численность населения в общинах, определяющая любую модель зачисления НДФЛ, сегодня неизвестна. Отсутствует единая база, содержащая актуальные и достоверные данные о численности населения по каждой территориальной общине. Во время полномасштабной войны эта проблема усугубилась из-за временной оккупации отдельных территорий и волны внутренней миграции украинцев», - отметил Денис Улютин.

Еще одной задачей, над которой нужно работать, является определение уровня и количества сервисов, которые должно гарантировать государство и под которые должна определяться базовая финансовая основа, в том числе через механизм зачисления НДФЛ.

В такой ситуации обоснованный и объективный выбор удачного механизма зачисления НДФЛ выполнит сразу две задачи: улучшит налоговую способность общин, уменьшит диспропорции между ними и обеспечит надлежащее качество государственных услуг.

Также Денис Улютин отметил важность дополнительных дотаций в бюджете на выравнивание возможности пострадавших от вооруженной агрессии территориальных общин.

«Это несколько уменьшает диспропорцию, хотя и не преодолевает все проблемы на уровне финансовой обеспеченности территориальных общин. В то же время, использование экспертизы стран, где налоги между территориальными общинами распределяются гармонично, может помочь создать модель, при которой все граждане независимо от проживания в той или иной общине будут получать одинаково качественные государственные услуги», - резюмировал Денис Улютин.

Справочно

* Программа U-LEAD с Европой (Ukraine – Local Empowerment, Accountability and Development, Украина – усиление на местах, подотчетность и развитие) объединяет векторы сотрудничества между Правительством Украины, Европейским Союзом и его государствами-членами: Германией, Польшей, Данией и Словенией – для создания прозрачной и подотчетной многоуровневой системы управления, закрывающей общественные потребности украинцев.

** Программа Polaris «Поддержка многоуровневого управления в Украине», разработанная в период с 2024 по 2028 годы, финансируется правительством Швеции. Цель программы – усиление возможности общин в Украине предоставлять публичные услуги и участвовать в восстановлении и восстановлении в соответствии с требованиями вступления в Евросоюз. Программа включает 5 направлений: образование, фискальную децентрализацию и бюджетирование, административные услуги, восстановление под руководством местных властей, международное сотрудничество общин. Polaris помогает в реализации реформ в Украине, сотрудничая с органами местного самоуправления, министерствами, центрами предоставления административных услуг, совещательными группами и экспертами.

https://www.kmu.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.04.2025
Письмо ПФУ: О расчете пособия по временной нетрудоспособности по совместительству
ПЕНСІЙНИЙ ФОНД УКРАЇНИ ДЕПАРТАМЕНТ ПЕНСІЙНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ, СТРАХОВИХ ВИПЛАТ, СОЦІАЛЬНИХ ПОСЛУГ, ЖИТЛОВИХ СУБСИДІЙ ТА ПІЛЬГ   ЛИСТ від 28.03.2025 р. № 2800-030401-8/20889   (Витяг)   Розглянувши [...] запит [...] щодо розрахунку допомоги по тимчасовій непрацездатності за суміс...
01.04.2025
Правительство упростило порядок получения пенсий и страховых выплат для ВПЛ, украинцев за границей и на ВОТ
Ранее некоторые категории пенсионеров, а именно лица, получившие справку ВПЛ до 24 февраля 2022 года, и граждане, выехавшие за границу после этой даты или проживающие на временно оккупированных территориях (ТОТ), имели отдельный алгоритм получения пенсионных выплат. Это усложняло получение средств. ...
04.04.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (31.03.2025 - 04.04.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор   Больничный начался в день увольнения: что с ЕСВ? Согласно ст. 40 Кодекса законов о труде Украины от 10 декабря 1971 года № 322-VІІІ с изменениями и дополнениями (далее – КЗоТ) не допускается увольнение работника по инициативе владельца или уполномоченного ...
Новое
30.06.2025
Право матери, имеющей двоих детей в возрасте до 15 лет, на социальный отпуск за время простоя
В Кодексе законов о труде Украины, также в Законе Украины «Об отпусках» закреплено право одного из родителей на дополнительный социальный отпуск. Да, ст. 182-1 Кодекса законов о труде Украины, ч. 1 ст. 19 Закона Украины «Об отпусках» предусмотрено, какие родители имеют право...
30.06.2025
Ошибки при формировании электронного больничного листа. Выясняем причины
Напоминаем, что на сегодняшний день в Украине листок нетрудоспособности формируется программными средствами в Электронном реестре листков нетрудоспособности (далее – ЕРЛН) на основании медицинского заключения в случае идентификации пациента как застрахованного лица в Реестре застрахованных лиц...
30.06.2025
Как часто водители транспортных средств должны проходить медицинские осмотры?
Водители транспортных средств проходят предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. Также водители транспортных средств проходят периодические медицинские осмотры с получением медицинской справки. https://t.me/dsppoltava ...