Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Усовершенствование механизма зачисления НДФЛ в Украине уменьшит дисбаланс в финансовом обеспечении территориальных общин

30.10.2024

Усовершенствование механизма зачисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в Украине уменьшит дисбаланс в финансовом обеспечении территориальных общин и позволит им повышать уровень предоставления государственных услуг.

Об этом заявил Первый заместитель Министра финансов Украины Денис Улютин во время Круглого стола «НДФЛ и общины», организованного 24 октября программой «U-LEAD с Европой»* для обсуждения влияния изменения механизма отнесения НДФЛ в местные бюджеты. Мероприятие объединило в дискуссии представителей Министерства финансов Украины, ряд других украинских и международных ведомств и экспертов проекта Polaris**.

Дискуссии по изменению механизма отнесения НДФЛ в местные бюджеты начались после изменения в 2021 году административно-территориального устройства и формирования новых территориальных общин.

В Верховной Раде зарегистрирован ряд законопроектов, предлагающих разные подходы к распределению и зачислению НДФЛ в Украине. Для наработки единой концепции в Верховной Раде Украины при Комитете по финансам, налоговой и таможенной политике создана рабочая группа, которая занимается обсуждением зарегистрированных законопроектов и наработкой новых концепций.

Актуальность и важность этой тематики нашли свое отражение и в Правительственных документах, в частности, в Плане мероприятий по реформированию местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине на 2024-2027 годы.

В целях выбора оптимального механизма зачисления НДФЛ эксперты U-LEAD и Polaris смоделировали варианты влияния изменения механизма зачисления НДФЛ на налоговую способность общин, а во время Круглого стола презентовали результаты такого моделирования.

«Действующая модель зачисления НДФЛ создает диспропорции финансовой обеспеченности территориальных общин и выгодна только крупным городам, где зарегистрированы крупные компании-работодатели. Однако часто активность населения сосредоточена в меньших городах, поселках и селах, являющихся сателлитами мегаполисов и страдающих такой моделью. На сегодняшний день почти 1200 общин являются дотационными. Такая модель не устраивала общину до полномасштабной войны, сейчас разрыв между налоговой способностью общин еще увеличился», - подчеркнул Денис Улютин.

Он также отметил, что одним из основных вызовов, над которым работают Министерство финансов, Государственная миграционная служба, другие государственные органы и органы местного самоуправления, - объективность данных о численности населения.

«Численность населения в общинах, определяющая любую модель зачисления НДФЛ, сегодня неизвестна. Отсутствует единая база, содержащая актуальные и достоверные данные о численности населения по каждой территориальной общине. Во время полномасштабной войны эта проблема усугубилась из-за временной оккупации отдельных территорий и волны внутренней миграции украинцев», - отметил Денис Улютин.

Еще одной задачей, над которой нужно работать, является определение уровня и количества сервисов, которые должно гарантировать государство и под которые должна определяться базовая финансовая основа, в том числе через механизм зачисления НДФЛ.

В такой ситуации обоснованный и объективный выбор удачного механизма зачисления НДФЛ выполнит сразу две задачи: улучшит налоговую способность общин, уменьшит диспропорции между ними и обеспечит надлежащее качество государственных услуг.

Также Денис Улютин отметил важность дополнительных дотаций в бюджете на выравнивание возможности пострадавших от вооруженной агрессии территориальных общин.

«Это несколько уменьшает диспропорцию, хотя и не преодолевает все проблемы на уровне финансовой обеспеченности территориальных общин. В то же время, использование экспертизы стран, где налоги между территориальными общинами распределяются гармонично, может помочь создать модель, при которой все граждане независимо от проживания в той или иной общине будут получать одинаково качественные государственные услуги», - резюмировал Денис Улютин.

Справочно

* Программа U-LEAD с Европой (Ukraine – Local Empowerment, Accountability and Development, Украина – усиление на местах, подотчетность и развитие) объединяет векторы сотрудничества между Правительством Украины, Европейским Союзом и его государствами-членами: Германией, Польшей, Данией и Словенией – для создания прозрачной и подотчетной многоуровневой системы управления, закрывающей общественные потребности украинцев.

** Программа Polaris «Поддержка многоуровневого управления в Украине», разработанная в период с 2024 по 2028 годы, финансируется правительством Швеции. Цель программы – усиление возможности общин в Украине предоставлять публичные услуги и участвовать в восстановлении и восстановлении в соответствии с требованиями вступления в Евросоюз. Программа включает 5 направлений: образование, фискальную децентрализацию и бюджетирование, административные услуги, восстановление под руководством местных властей, международное сотрудничество общин. Polaris помогает в реализации реформ в Украине, сотрудничая с органами местного самоуправления, министерствами, центрами предоставления административных услуг, совещательными группами и экспертами.

https://www.kmu.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
06.08.2025
Письмо НАДС: о возможности выплаты доплат за дополнительную нагрузку, связанную с исполнением обязанностей временно отсутствующего работника или по вакантной должности
Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы
12.09.2025
Письмо ГКСУ: о применении КЭКР 2200 и 3100
ДЕРЖАВНА КАЗНАЧЕЙСЬКА СЛУЖБА УКРАЇНИ   ЛИСТ від 03.09.2025 р. № 15-12-12/19271   Державна казначейська служба України розглянула [...] запит [...] щодо застосування коду економічної класифікації видатків та в межах компетенції повідомляє.   Відповідно до частини другої статті 5...
08.08.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (04.08.2025 - 08.08.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор   Письмо Минсоцполитики: Об индексации заработной платы Согласно статье 34 Закона Украины от 19.11.2024 № 4059-IX "О Государственном бюджете Украины на 2025 год" (далее - Закон № 4059) определено, что исчисление индекса потребительских цен для индексации денежных ...
Новое
29.10.2025
Обновлено Список обязательной информации, которая должна содержаться в документах о высшем образовании
Постановлением КМУ от 10.10.2025 №1298 изложен в новой редакции Перечень обязательной информации, которая должна содержаться в документах о высшем образовании, утвержденный постановлением КМУ от 09.09.2020 №811. Постановление №1298 вступило в силу 14.10.2025. ...
29.10.2025
Как оформить доверенность, находясь за границей
Одной из наиболее актуальных потребностей находящихся за рубежом украинцев является оформление доверенности для представительства их интересов на территории Украины. Доверенности выдаются на распоряжение движимым и недвижимым имуществом, оформление и получение документов, наследства и выплат, открыт...
29.10.2025
Может ли отец получить отпуск при рождении ребенка, если официально не женат на его матери?
Должностное управление инспекционной деятельности в Запорожской области разъяснило, что, согласно статье 77-3 Кодекса законов о труде Украины, одноразовый оплачиваемый отпуск при рождении ребенка продолжительностью до 14 календарных дней (без учета праздничных и нерабочих дней) предоставляется не по...