Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Усовершенствование механизма зачисления НДФЛ в Украине уменьшит дисбаланс в финансовом обеспечении территориальных общин

30.10.2024 5 0 0

Усовершенствование механизма зачисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в Украине уменьшит дисбаланс в финансовом обеспечении территориальных общин и позволит им повышать уровень предоставления государственных услуг.

Об этом заявил Первый заместитель Министра финансов Украины Денис Улютин во время Круглого стола «НДФЛ и общины», организованного 24 октября программой «U-LEAD с Европой»* для обсуждения влияния изменения механизма отнесения НДФЛ в местные бюджеты. Мероприятие объединило в дискуссии представителей Министерства финансов Украины, ряд других украинских и международных ведомств и экспертов проекта Polaris**.

Дискуссии по изменению механизма отнесения НДФЛ в местные бюджеты начались после изменения в 2021 году административно-территориального устройства и формирования новых территориальных общин.

В Верховной Раде зарегистрирован ряд законопроектов, предлагающих разные подходы к распределению и зачислению НДФЛ в Украине. Для наработки единой концепции в Верховной Раде Украины при Комитете по финансам, налоговой и таможенной политике создана рабочая группа, которая занимается обсуждением зарегистрированных законопроектов и наработкой новых концепций.

Актуальность и важность этой тематики нашли свое отражение и в Правительственных документах, в частности, в Плане мероприятий по реформированию местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине на 2024-2027 годы.

В целях выбора оптимального механизма зачисления НДФЛ эксперты U-LEAD и Polaris смоделировали варианты влияния изменения механизма зачисления НДФЛ на налоговую способность общин, а во время Круглого стола презентовали результаты такого моделирования.

«Действующая модель зачисления НДФЛ создает диспропорции финансовой обеспеченности территориальных общин и выгодна только крупным городам, где зарегистрированы крупные компании-работодатели. Однако часто активность населения сосредоточена в меньших городах, поселках и селах, являющихся сателлитами мегаполисов и страдающих такой моделью. На сегодняшний день почти 1200 общин являются дотационными. Такая модель не устраивала общину до полномасштабной войны, сейчас разрыв между налоговой способностью общин еще увеличился», - подчеркнул Денис Улютин.

Он также отметил, что одним из основных вызовов, над которым работают Министерство финансов, Государственная миграционная служба, другие государственные органы и органы местного самоуправления, - объективность данных о численности населения.

«Численность населения в общинах, определяющая любую модель зачисления НДФЛ, сегодня неизвестна. Отсутствует единая база, содержащая актуальные и достоверные данные о численности населения по каждой территориальной общине. Во время полномасштабной войны эта проблема усугубилась из-за временной оккупации отдельных территорий и волны внутренней миграции украинцев», - отметил Денис Улютин.

Еще одной задачей, над которой нужно работать, является определение уровня и количества сервисов, которые должно гарантировать государство и под которые должна определяться базовая финансовая основа, в том числе через механизм зачисления НДФЛ.

В такой ситуации обоснованный и объективный выбор удачного механизма зачисления НДФЛ выполнит сразу две задачи: улучшит налоговую способность общин, уменьшит диспропорции между ними и обеспечит надлежащее качество государственных услуг.

Также Денис Улютин отметил важность дополнительных дотаций в бюджете на выравнивание возможности пострадавших от вооруженной агрессии территориальных общин.

«Это несколько уменьшает диспропорцию, хотя и не преодолевает все проблемы на уровне финансовой обеспеченности территориальных общин. В то же время, использование экспертизы стран, где налоги между территориальными общинами распределяются гармонично, может помочь создать модель, при которой все граждане независимо от проживания в той или иной общине будут получать одинаково качественные государственные услуги», - резюмировал Денис Улютин.

Справочно

* Программа U-LEAD с Европой (Ukraine – Local Empowerment, Accountability and Development, Украина – усиление на местах, подотчетность и развитие) объединяет векторы сотрудничества между Правительством Украины, Европейским Союзом и его государствами-членами: Германией, Польшей, Данией и Словенией – для создания прозрачной и подотчетной многоуровневой системы управления, закрывающей общественные потребности украинцев.

** Программа Polaris «Поддержка многоуровневого управления в Украине», разработанная в период с 2024 по 2028 годы, финансируется правительством Швеции. Цель программы – усиление возможности общин в Украине предоставлять публичные услуги и участвовать в восстановлении и восстановлении в соответствии с требованиями вступления в Евросоюз. Программа включает 5 направлений: образование, фискальную децентрализацию и бюджетирование, административные услуги, восстановление под руководством местных властей, международное сотрудничество общин. Polaris помогает в реализации реформ в Украине, сотрудничая с органами местного самоуправления, министерствами, центрами предоставления административных услуг, совещательными группами и экспертами.

https://www.kmu.gov.ua

Комментарии к материалу