Медицинское образование в Украине постепенно трансформируется в соответствии с современными стандартами и вызовами. Важным направлением процесса является развитие цифровых навыков преподавателей медицинских университетов. Одним из примеров такой инициативы является международный проект Erasmus+ KA2 UkraineDigiTrans (Digital Transformation for Medical Education in Ukraine).
Его цель - помочь украинским преподавателям овладеть современными цифровыми инструментами, симуляционными методиками и инновационными подходами к обучению. Это позволяет сделать образовательный процесс в медицинских учреждениях высшего образования более интерактивным, доступным и эффективным.
«Цифровая трансформация медицинского образования — это не только об инструментах, но прежде всего о людях, умеющих ими пользоваться. Для нас важно, чтобы каждый студент медуниверситета в Украине имел доступ к качественной и современной учебе», – отметила заместитель Министра здравоохранения по цифровому развитию Мария Карчевич.
В рамках этого проекта в течение 2024-2025 годов украинские преподаватели приняли участие в ряде международных тренингов. В частности, прошли пятидневный курс Train-the-Trainers в Финляндии и программу Sustainable Medical Education Methods and Tools в Греции.
Во время обучения участники овладели основами цифровой педагогики, учились работать с интерактивными платформами (например, MIRO, Mentimeter, Padlet), разрабатывали собственные учебные программы, а также изучали современные подходы к поддержке психоэмоционального здоровья преподавателей и студентов.
Особое внимание было уделено внедрению технологий расширенной реальности и искусственного интеллекта в учебный процесс, в частности моделированию виртуальных пациентов и созданию клинических симуляций (имитаций реальных медицинских ситуаций, в которых студенты отрабатывают навыки диагностики, лечения и взаимодействия с пациентом в безопасной среде).
На середину 2025 года участие в проекте приняли уже десятки украинских педагогов. Они прошли тренинги как за границей, так и в Украине.
Кроме того, весной 2025 года в украинских университетах стартовали педагогические курсы «Профессиональное мастерство преподавателя: цифровая педагогика». Они предусматривают циклы peer training – формата, базирующегося на принципе обучения «равный равному», когда преподаватели обмениваются собственным опытом, методиками и наработками, обучая друг друга на практических примерах.
В дальнейших планах – масштабирование программ подготовки тренеров, чтобы привлечь к обучению еще больше преподавателей из разных регионов Украины.
Эти шаги являются важной составляющей в создании современной системы медицинского образования, способной эффективно реагировать на вызовы времени и потребности общества.
Справочно
Проект реализуется в партнерстве с европейскими университетами. Координатором выступает Университет прикладных наук Лауреа (Финляндия). В партнерство также привлечены Университет Аристотеля в Салониках (Греция), Одесский национальный медицинский университет, Буковинский государственный медицинский университет, Национальный медицинский университет имени А. А. Богомольца, Львовский национальный университет имени Ивана Франко, а также Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования.
Напомним, что недавно в рамках международных конференций SESAM и AMEE 2025 Украина представила результаты еще одного цифрового проекта в медицинском образовании - D-CREDO. Инициатива направлена на внедрение цифровых технологий в обучение клиническому мышлению и развитие инновационных подходов к подготовке будущих врачей.
Правительственный портал