В 2025 году в Украине продолжается формирование обновленной системы стратегического и пространственного планирования для развития общин. Она призвана обеспечить согласованность между видением будущего общества, его экономическим потенциалом, земельными ресурсами и инфраструктурой. Если раньше стратегические документы и градостроительные планы создавались отдельно, то теперь они должны работать как единая система – аналитически, пространственно и содержательно. Эксперты Программы по аграрному и сельскому развитию (АГРО) ОО «Ассоциация специалистов землеустройства Украины», реализуя проект по поддержке пространственного планирования в Харьковской области, подготовили рекомендации и комментарии по сочетанию документации по региональному развитию и градостроительной документации на местном уровне.
Стратегия: что мы делаем и зачем? Комплексный план: где и когда?
Стратегия развития общества призвана определить цели, приоритеты, направления экономического роста, социальные и экологические ориентиры. Она отвечает на вопрос: «Что именно община стремится сделать и зачем?». Комплексный план пространственного развития территории – это уже практический ответ на вопрос: «Где именно это можно реализовать?». Он определяет территории для застройки, ведения хозяйства, сохранения природы, развития инфраструктуры. То есть, стратегия формирует видение, а комплексный план – пространственную модель этого видения. Их согласованность позволяет избежать хаотического использования земель и способствует привлечению инвесторов, нуждающихся в понятных правилах развития территорий.
В этом году было введено несколько важных новшеств. Один из ключевых – обязательный учет стратегических документов при подготовке задания на разработку комплексного плана. Такое нововведение содержится в изменениях к тексту Постановления Кабинета Министров Украины № 926 от 1 сентября 2021 года «Об утверждении Порядка разработки, обновления, внесения изменений и утверждения градостроительной документации на местном уровне», вступивших в действие с 11 января 2025 года (утверждено Постановлением Кабинета Министров Украины № 2). Это значит, что разработчики комплексных планов должны опираться на аналитику, цели и индикаторы развития, уже определенные в стратегии общества. В свою очередь, община, формируя задачи на комплексный план, должна всегда соблюдать стратегические направления развития, предусмотренные в стратегии и решениями, которые будут воплощаться через комплексный план, развивать эти направления, достигая поставленных целей. Таким образом, два крайне важных документа – стратегия и комплексный план – образуют логическую цепь: от анализа и видения – до конкретных пространственных решений.
Программа комплексного восстановления – основа задачи на комплексный план
Другое нововведение – возможность использовать Программу комплексного восстановления как базу для подготовки содержательной части задачи на разработку комплексного плана. Этот документ, который создается в рамках планирования восстановления территорий после разрушений и существенных социально-экономических изменений, связанных с вызовами войны, содержит наиболее актуальную информацию о состоянии инфраструктуры, объектах социальной сферы, инженерных сетях, земельных ресурсах, поврежденных зонах и территориях с потенциалом развития. Следовательно, общины, уже разработавшие и утвердившие Программу комплексного восстановления, фактически имеют готовую основу для формирования качественной задачи на Комплексный план. Это позволяет избежать дублирования работы, сократить сроки подготовки и сэкономить средства.
Собираем качественные данные один раз вместо тысячи полушагов
Важно также, что акцент делается на цифровой интеграции документов. Стратегия развития, Комплексный план и Программа комплексного обновления должны опираться на единую геоинформационную основу. Такой подход обеспечивает открытость, прозрачность и возможность аналитического анализа всей территории общины – от границ населенных пунктов до конкретных земельных участков, пригодных для размещения новых объектов.
При разработке стратегии общества особенно важно собирать данные в формате, пригодном для дальнейшего использования в пространственном планировании. Если информация о демографии, экономической активности, экологических рисках или потенциальных инвестиционных территориях сразу подается на карте или имеет координаты, ее легко интегрировать в геоинформационную систему при подготовке комплексного плана. Такой подход позволяет не просто разрабатывать документы, а создавать целостную базу данных, которая станет основой принятия управленческих решений на годы вперед.
В современных условиях общины уже не могут позволить себе планировать развитие в отрыве от пространства. Пространственное видение – это не только карты, но и конкретные сценарии развития территории, с учетом экономических, безопасных, экологических и социальных факторов. Когда стратегия развития показывает, куда община стремится двигаться, а комплексный план определяет, как этот путь выглядит на карте, управление становится осмысленным и результативным. При этом, Программа комплексного в восстановление помогает сделать первые шаги к этому будущему, восстанавливая территории разумно, с учетом долгосрочных целей.
Именно такое взаимодействие стратегического и пространственного планирования формирует новую культуру управления развитием на местах, превращая формальные документы и подходы в живую систему, объединяющую общину вокруг общего видения – от идеи до реализации на земле!
Децентрализация