Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Стратегическое планирование развития общества: как должны дружить стратегия и комплексный план?

29.10.2025

В 2025 году в Украине продолжается формирование обновленной системы стратегического и пространственного планирования для развития общин. Она призвана обеспечить согласованность между видением будущего общества, его экономическим потенциалом, земельными ресурсами и инфраструктурой. Если раньше стратегические документы и градостроительные планы создавались отдельно, то теперь они должны работать как единая система – аналитически, пространственно и содержательно. Эксперты Программы по аграрному и сельскому развитию (АГРО) ОО «Ассоциация специалистов землеустройства Украины», реализуя проект по поддержке пространственного планирования в Харьковской области, подготовили рекомендации и комментарии по сочетанию документации по региональному развитию и градостроительной документации на местном уровне. 

Стратегия: что мы делаем и зачем? Комплексный план: где и когда?

Стратегия развития общества призвана определить цели, приоритеты, направления экономического роста, социальные и экологические ориентиры. Она отвечает на вопрос: «Что именно община стремится сделать и зачем?». Комплексный план пространственного развития территории – это уже практический ответ на вопрос: «Где именно это можно реализовать?». Он определяет территории для застройки, ведения хозяйства, сохранения природы, развития инфраструктуры. То есть, стратегия формирует видение, а комплексный план – пространственную модель этого видения. Их согласованность позволяет избежать хаотического использования земель и способствует привлечению инвесторов, нуждающихся в понятных правилах развития территорий.

В этом году было введено несколько важных новшеств. Один из ключевых – обязательный учет стратегических документов при подготовке задания на разработку комплексного плана. Такое нововведение содержится в изменениях к тексту Постановления Кабинета Министров Украины № 926 от 1 сентября 2021 года «Об утверждении Порядка разработки, обновления, внесения изменений и утверждения градостроительной документации на местном уровне», вступивших в действие с 11 января 2025 года (утверждено Постановлением Кабинета Министров Украины № 2). Это значит, что разработчики комплексных планов должны опираться на аналитику, цели и индикаторы развития, уже определенные в стратегии общества. В свою очередь, община, формируя задачи на комплексный план, должна всегда соблюдать стратегические направления развития, предусмотренные в стратегии и решениями, которые будут воплощаться через комплексный план, развивать эти направления, достигая поставленных целей. Таким образом, два крайне важных документа – стратегия и комплексный план – образуют логическую цепь: от анализа и видения – до конкретных пространственных решений.

Программа комплексного восстановления – основа задачи на комплексный план

Другое нововведение – возможность использовать Программу комплексного восстановления как базу для подготовки содержательной части задачи на разработку комплексного плана. Этот документ, который создается в рамках планирования восстановления территорий после разрушений и существенных социально-экономических изменений, связанных с вызовами войны, содержит наиболее актуальную информацию о состоянии инфраструктуры, объектах социальной сферы, инженерных сетях, земельных ресурсах, поврежденных зонах и территориях с потенциалом развития. Следовательно, общины, уже разработавшие и утвердившие Программу комплексного восстановления, фактически имеют готовую основу для формирования качественной задачи на Комплексный план. Это позволяет избежать дублирования работы, сократить сроки подготовки и сэкономить средства. 

Собираем качественные данные один раз вместо тысячи полушагов

Важно также, что акцент делается на цифровой интеграции документов. Стратегия развития, Комплексный план и Программа комплексного обновления должны опираться на единую геоинформационную основу. Такой подход обеспечивает открытость, прозрачность и возможность аналитического анализа всей территории общины – от границ населенных пунктов до конкретных земельных участков, пригодных для размещения новых объектов.

При разработке стратегии общества особенно важно собирать данные в формате, пригодном для дальнейшего использования в пространственном планировании. Если информация о демографии, экономической активности, экологических рисках или потенциальных инвестиционных территориях сразу подается на карте или имеет координаты, ее легко интегрировать в геоинформационную систему при подготовке комплексного плана. Такой подход позволяет не просто разрабатывать документы, а создавать целостную базу данных, которая станет основой принятия управленческих решений на годы вперед.

В современных условиях общины уже не могут позволить себе планировать развитие в отрыве от пространства. Пространственное видение – это не только карты, но и конкретные сценарии развития территории, с учетом экономических, безопасных, экологических и социальных факторов. Когда стратегия развития показывает, куда община стремится двигаться, а комплексный план определяет, как этот путь выглядит на карте, управление становится осмысленным и результативным. При этом, Программа комплексного в восстановление помогает сделать первые шаги к этому будущему, восстанавливая территории разумно, с учетом долгосрочных целей.

Именно такое взаимодействие стратегического и пространственного планирования формирует новую культуру управления развитием на местах, превращая формальные документы и подходы в живую систему, объединяющую общину вокруг общего видения – от идеи до реализации на земле!

Децентрализация

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
06.08.2025
Письмо НАДС: о возможности выплаты доплат за дополнительную нагрузку, связанную с исполнением обязанностей временно отсутствующего работника или по вакантной должности
Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы
12.09.2025
Письмо ГКСУ: о применении КЭКР 2200 и 3100
ДЕРЖАВНА КАЗНАЧЕЙСЬКА СЛУЖБА УКРАЇНИ   ЛИСТ від 03.09.2025 р. № 15-12-12/19271   Державна казначейська служба України розглянула [...] запит [...] щодо застосування коду економічної класифікації видатків та в межах компетенції повідомляє.   Відповідно до частини другої статті 5...
08.08.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (04.08.2025 - 08.08.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор   Письмо Минсоцполитики: Об индексации заработной платы Согласно статье 34 Закона Украины от 19.11.2024 № 4059-IX "О Государственном бюджете Украины на 2025 год" (далее - Закон № 4059) определено, что исчисление индекса потребительских цен для индексации денежных ...
Новое
29.10.2025
Обновлено Список обязательной информации, которая должна содержаться в документах о высшем образовании
Постановлением КМУ от 10.10.2025 №1298 изложен в новой редакции Перечень обязательной информации, которая должна содержаться в документах о высшем образовании, утвержденный постановлением КМУ от 09.09.2020 №811. Постановление №1298 вступило в силу 14.10.2025. ...
29.10.2025
Как оформить доверенность, находясь за границей
Одной из наиболее актуальных потребностей находящихся за рубежом украинцев является оформление доверенности для представительства их интересов на территории Украины. Доверенности выдаются на распоряжение движимым и недвижимым имуществом, оформление и получение документов, наследства и выплат, открыт...
29.10.2025
Может ли отец получить отпуск при рождении ребенка, если официально не женат на его матери?
Должностное управление инспекционной деятельности в Запорожской области разъяснило, что, согласно статье 77-3 Кодекса законов о труде Украины, одноразовый оплачиваемый отпуск при рождении ребенка продолжительностью до 14 календарных дней (без учета праздничных и нерабочих дней) предоставляется не по...