Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Сокращенная продолжительность рабочего времени и неполное рабочее время

12.09.2024

С учетом норм Кодекса законов о труде Украины (ст. ст.50, 51, 56) различают:

  • рабочее время нормальной продолжительности (ст.50 КЗоТ);
  • сокращенное рабочее время (51 КЗоТ);
  • неполное рабочее время (56 КЗоТ).

Сокращенное рабочее время (неделя) – это время выполнения работы, предусмотренной должностными обязанностями, сокращенное на соответствующее количество часов. При этом работник имеет право на оплату труда в размере полной тарифной ставки (полного оклада). Это является одним из отличий сокращенного рабочего времени от неполного рабочего времени.

Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:

1) для работников в возрасте от 16 до 18 лет – 36 часов в неделю, для лиц в возрасте от 15 до 16 лет (учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, работающих в период каникул) – 24 часа в неделю.

Продолжительность рабочего времени учащихся, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины максимальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной в абзаце первом настоящего пункта для лиц соответствующего возраста;

2) для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, – не более 36 часов в неделю.

Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, утверждается в порядке, установленном законодательством.

Кроме того, законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников (учителей, врачей и других).

В то же время сокращенная продолжительность рабочего времени может устанавливаться за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций для работников, имеющих детей до четырнадцати лет или ребенка с инвалидностью, а также для одиноких матерей и родителей, воспитывающих ребенка без отца (матери), в том числе в случае длительного пребывания матери в больничном учреждении.

Согласно статье 9-1 КЗоТ предприятие, учреждение, организация в пределах своих полномочий и за счет собственных средств вправе устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников.

Согласно части шестой статьи 69 Хозяйственного кодекса Украины предприятие самостоятельно устанавливает для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и другие льготы, а также вправе поощрять работников других предприятий, учреждений, обслуживающих его организаций.

Таким образом, установление в пределах полномочий и за счет собственных средств сокращенного рабочего времени для всех работников предприятия или для отдельных категорий работников или отдельных сотрудников не противоречит нормам действующего законодательства. Проявление такой заботы о сотрудниках в условиях военного положения является проявлением социальной ответственности работодателя.

Дополнительные по сравнению с действующим законодательством гарантии, в частности, по установлению сокращенной продолжительности рабочего времени, могут устанавливаться в коллективном договоре, а также в трудовом договоре с работником. В этом случае соблюдение условий продолжительности рабочего времени и его оплаты, предусмотренных в коллективном договоре и/или трудовом договоре, являются обязательными для сторон, подписавших такие договоры.

Сокращенное рабочее время в случаях, не предусмотренных законодательством, может устанавливаться как временно, например на период военного станка, так и бессрочно.

Относительно процедуры определения условий предоставления дополнительной гарантии работникам – установление сокращенного рабочего времени, работодатель имеет возможность реализовать свое право следующим образом:

  • выдать приказ об установлении сокращенного рабочего времени всем или отдельным категориям работников (при их согласии) за счет собственных средств;
  • вынести изменения и дополнения к действующим трудовым договорам;
  • инициировать проведение коллективных переговоров с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), представляющей интересы большинства работников, а в случае его отсутствия – с другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом. Заключить новый или вынести изменения в действующий коллективный договор, определив условия и порядок предоставления дополнительных гарантий работникам путем установления сокращенного рабочего времени.

Преимуществом последнего способа есть то, что эффективный социальный диалог является средством реализации принципа социальной справедливости, помогает избежать конфликтов в трудовом коллективе. В то же время концентрация власти в руках должностных лиц, уполномоченных работодателем на выполнение функций управления, а также уменьшение влияния организаций работников и коллективных переговоров, нередко провоцируют рост «неравного» отношения к сотрудникам внутри коллектива, что может провоцировать конфликты и отрицательно сказываться на результатах труда.

 ВАЖНО!

Работодатель должен правильно организовать труд работников, создавать условия для роста производительности труда, обеспечивать трудовую и производственную дисциплину, неукоснительно соблюдать законодательство о труде и правила охраны труда, осуществлять меры по предотвращению и противодействию мобингу (травлю), внимательно относиться к потребностям и запросам работников, улучшать условия их труда и быта. Указанная правовая норма статьи 141 КЗоТ не декларативна и должна выполняться, в том числе и в случае принятия решения работодателем о предоставлении работникам дополнительных по сравнению с законодательством трудовых льгот, чтобы предоставление таких льгот не имело негативных последствий для хозяйственной деятельности и, в дальнейшем, для самих работников.

Решение о предоставлении дополнительных по сравнению с законодательством трудовых льгот должно приниматься органами управления предприятия, учреждения, организации в соответствии с их полномочиями.

https://smu.dsp.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
06.08.2025
Письмо НАДС: о возможности выплаты доплат за дополнительную нагрузку, связанную с исполнением обязанностей временно отсутствующего работника или по вакантной должности
Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы
12.09.2025
Письмо ГКСУ: о применении КЭКР 2200 и 3100
ДЕРЖАВНА КАЗНАЧЕЙСЬКА СЛУЖБА УКРАЇНИ   ЛИСТ від 03.09.2025 р. № 15-12-12/19271   Державна казначейська служба України розглянула [...] запит [...] щодо застосування коду економічної класифікації видатків та в межах компетенції повідомляє.   Відповідно до частини другої статті 5...
08.08.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (04.08.2025 - 08.08.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор   Письмо Минсоцполитики: Об индексации заработной платы Согласно статье 34 Закона Украины от 19.11.2024 № 4059-IX "О Государственном бюджете Украины на 2025 год" (далее - Закон № 4059) определено, что исчисление индекса потребительских цен для индексации денежных ...
Новое
24.10.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (20.10.2025 - 24.10.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор   Утверждение и согласование тарификационных списков Статьей 98 КЗоТ Украины установлено, что оплата труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, осуществляется на основании законов и других нормативно-правовых актов Украины, генеральных, о...
24.10.2025
Лица с инвалидностью и родители детей с инвалидностью могут воспользоваться налоговой социальной льготой
Такая льгота позволяет уменьшить сумму облагаемого налогом дохода и снизить размер налога на доходы физических лиц, удерживаемого из заработной платы (статья 169 Налогового кодекса Украины). Кто имеет право на льготу в размере 150% прожиточного минимума  плательщики налога, удерживающие ре...
24.10.2025
Письмо Минфина: по отражению в бухгалтерском учете коммунального имущества, переданного на праве узуфрукта
МІНІСТЕРСТВО ФІНАНСІВ УКРАЇНИ   ЛИСТ від 24.09.2025 р. № 41010-07-10/27291   ВСЕУКРАЇНСЬКА АСОЦІАЦІЯ ОРГАНІВ МІСЦЕВОГО САМОВРЯДУВАННЯ "АСОЦІАЦІЯ МІСТ УКРАЇНИ"   Про розгляд запиту Міністерство фінансів України розглянуло запит ВСЕУКРАЇНСЬКОЇ АСОЦІАЦІЇ ОРГАНІВ МІСЦЕВОГО САМОВРЯ...