Публичные закупки: разъяснения для общин
Эксперты Программы USAID DOBRE собрали наиболее часто задаваемые вопросы об особенностях осуществления публичных закупок, поступивших от территориальных общин в ноябре 2022 года и разработали соответствующие разъяснения.
В разъяснении приведены ответы на следующие вопросы:
Каким закупочным законодательством на сегодняшний день мы руководствуемся. Возможно ли продолжение осуществления закупок по 169 Постановлению КМУ.
Необходимо ли теперь обнародовать информацию обо всех закупках в годовом плане закупок. В каких случаях следует обнародовать отчеты о договорах о закупке.
Как закупить природный газ на январь-март 2023 года по льготной цене? Проводить открытые торги или заключать прямой договор. В разъяснении представлены варианты осуществления закупок в зависимости от стоимости.
Необходимо ли применять требования по локализации при закупке генераторов стоимостью более 200 тыс. грн.
Ответы на часто задаваемые вопросы заказчиков по осуществлению закупок
Эксперты Программы USAID DOBRE обобщили ответы на ряд вопросов заказчиков, нуждавшихся в разъяснениях/консультациях в течение ноября 2022 года.
«Каким закупочным законодательством на сегодняшний день мы руководствуемся? Возможно ли продолжение осуществления закупок по 169 Постановлению КМУ?».
По состоянию на конец ноября 2022 года при закупках заказчики (в том числе органы местного самоуправления, коммунальные предприятия и учреждения в структуре общин) руководствуются Законом Украины «О публичных закупках» с учетом особенностей, утвержденных постановлением КМУ от 12 октября 2022 года №1178. Для всех заказчиков (кроме заказчиков в сфере обороны) установлены одинаковые условия осуществления закупок и одинаковые пороги для определения процедур закупок, независимо от того, будь то обычные заказчики или заказчики-монополисты.
Постановление КМУ от 28.02.2022 года №169 утратило силу 15 ноября 2022 года. Однако заказчикам следует помнить, что они все равно обязаны отчитаться о всех ранее заключенных договорах согласно требованиям Постановления 169, по которым ими еще отчеты не были обнародованы ранее.
А государственные заказчики в сфере обороны, их службы, а также воинские части, организации, учреждения, учреждения, уполномоченные решением государственного заказчика в сфере обороны на осуществление закупок и заключение государственных контрактов, теперь осуществляют закупки в соответствии с Законом Украины «Об оборонных закупках» учетом особенностей, утвержденных постановлением КМУ от 11 ноября 2022 г. №1275.
«Нужно ли теперь информацию обо всех закупках обнародовать в годовом плане закупок? В каких случаях следует обнародовать отчеты о договорах о закупке?»
Действительно, в отличие от закупок, которые заказчики ранее осуществляли согласно условиям постановления КМУ №169, по состоянию на сегодняшний день информацию обо всех запланированных закупках необходимо обнародовать в годовом плане закупок. Напомним, что в соответствии с частью 10 статьи 11 Закона Украины «О публичных закупках», планирование закупок и формирование годового плана закупок в электронной системе закупок является исключительной функцией уполномоченного лица.
Об обнародовании отчетов о договорах о закупке: пунктом 11 постановления КМУ №1178, которое устанавливает особенности применения норм Закона Украины «О публичных закупках», определено следующее: «В случае осуществления таких закупок без использования электронной системы закупок заказчик обязательно придерживается принципов осуществления публичных закупок, определенных Законом, вносит информацию о такой закупке в годовой план и обнародует в соответствии с пунктом 3-8 раздела X "Заключительные и переходные положения" Закона в электронной системе закупок отчет о договоре о закупке, заключенный без использования электронной системы закупок». А в пункте 3-8 заключительных положений Закона Украины «О публичных закупках» определено требование только об обнародовании отчетов о договорах о закупке в случаях, когда стоимость закупки равна или превышает 50 тыс.грн. Причем срок обнародования установлен новый – не позднее 10 рабочих дней со дня заключения договора.
Таким образом, обнародовать отчеты о договорах о закупке заказчики обязаны только в случаях заключения договоров без использования электронной системы стоимостью, равной или превышающей 50 тыс. грн. Обнародовать информацию в годовом плане закупок необходимо по всем запланированным закупкам.
Как закупить природный газ на январь-март 2023 года по льготной цене? Проводить открытые торги или заключать прямой договор?
Постановлением Кабинета Министров Украины от 19 июля 2022 г. № 812 на ООО «Газоснабжающая компания «Нефтегаз Трейдинг» возложены специальные обязанности по обеспечению поставки природного газа потребителям, являющимся бюджетными учреждениями в соответствии с Бюджетным кодексом Украины, учреждениям здравоохранения государственной собственности (казенные предприятия и/или государственные учреждения и т.п.), заведениям здравоохранения коммунальной собственности (коммунальные некмерные предприятия и/или коммунальные учреждения и/или совместные коммунальные предприятия и т.п.) до 31 марта 2023 года по цене 16390 гривен за 1000 куб. метров газа (без учета стоимости транспортировки). Однако, учитывая, что рынок газа в страны все равно продолжает функционировать, Закон Украины «О публичных закупках» не позволяет заказчикам заключить прямые договоры с ООО «Газоснабжающая компания «Нафтогаз Трейдинг» на любую сумму.
Чтобы заключить договор на поставку природного газа с ООО «Газоснабжающая компания «Нефтегаз Трейдинг» на январь-март 2023 года, заказчикам сначала нужно рассчитать ожидаемую закупку газа на весь 2023 год. Если эта годовая ожидаемая стоимость меньше 100 тыс.грн. – можно смело обращаться к поставщику для заключения договора. Однако если годовая потребность на 2023 год превышает 100 тыс.грн. – предварительно необходимо объявить процедуру открытых торгов независимо от того, какую ожидаемую стоимость имеет закупка на период январь-март. И только после ее отмены из-за отсутствия участников (ООО «Газоснабжающая компания «Нефтегаз Трейдинг» не будет участвовать в тендере, а другие участники не смогут предложить такую цену, и, скорее всего, на тендер не подадутся), заказчики, на основании п. п.6 пункта 13 Особенностей (Постановление №1178 КМУ) получат право заключить прямой договор о закупке. Следовательно, необходимость проводить процедуру закупки мы определяем исходя из годовой потребности, а саму закупку по определенной процедуре проводим на потребность только 3 первых месяца года.
Во время проведения открытых торгов по закупке природного газа заказчикам необходимо учесть несколько важных моментов:
Пунктом 29 Особенностей (постановление КМУ №1178) определено: «В случае проведения открытых торгов в соответствии с этими особенностями для закупки твердого топлива, бензина, дизельного горючего, природного газа, сжиженного газа для автомобильного транспорта, сжиженного газа для коммунально-бытового потребления и промышленных целей , электрической энергии положения пунктов 1 и 2 части второй статьи 16 Закона заказчиком не применяются». Следовательно, требования о соответствии участников квалификационным критериям наличие у участника процедуры закупки оборудования, материально-технической базы и технологий и наличие у участника процедуры закупки работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт, заказчики в тендерной документации не устанавливают.
Пунктом 28 Особенностей (постановление КМУ №1178) определено: «Если заказчик отмечает в тендерной документации о принятии к рассмотрению тендерного предложения, цена которого выше, чем ожидаемая стоимость предмета закупки, определенная заказчиком в объявлении о проведении открытых торгов, он должен указать о приемлемом процент превышения цены тендерного предложения участника процедуры закупки над ожидаемой стоимостью предмета закупки, определенной заказчиком в объявлении о проведении открытых торгов». Заказчикам следует в тендерной документации установить условие, относительно не принятия к рассмотрению тендерного предложения, цена которого выше ожидаемой стоимости.
Согласно п.п.6 пункта 13 Особенностей (постановление КМУ №1178), заказчики имеют право заключить договор без использования электронной системы закупок, если предварительно были отменены открытые торги из-за отсутствия участника процедуры закупки. При этом предмет закупки, его технические, количественные и качественные характеристики, а также требования к участнику процедуры закупки не должны отличаться от требований, определенных заказчиком в тендерной документации, и сумма договора о закупке не может превышать ожидаемую стоимость предмета закупки, указанную заказчиком в объявлении о проведении открытых торгов, отмененных из-за отсутствия достаточного количества участников процедуры закупки. Таким образом, для упрощения будущего заключения договора с ООО «Газоснабжающая компания «Нефтегаз Трейдинг», в тендерной документации процедуры открытых торгов не стоит устанавливать значительное количество требований к участникам, ведь позже придется все эти требования выставлять в ООО «Газоснабжающая компания «Нефтегаз Трейдинг» при заключении договора.
«Необходимо ли применять требования по локализации при закупке генераторов стоимостью более 200 тыс. грн.?»
Еще несколько дней назад наш ответ был бы однозначен – «Да». Ведь пунктом 6-1 раздела Х Закона Украины «О публичных закупках» определено, что при закупке товаров из определенного перечня (содержащего, в частности, дизель-генераторные установки и генераторные установки с двигателем с искровым зажиганием), когда стоимость предмета закупки превышает 200 тыс.грн., необходимо требовать наличие степени локализации не менее 10%. Причем, независимо от того, осуществляет ли заказчик процедуру закупки, заключает ли прямой договор с поставщиком без использования электронной системы, или использует электронный каталог.
Однако, 12 ноября 2022 вступило в силу постановление КМУ от 11.11.2022г. №1261
Данным постановлением определено, что «положения пункта 6-1 раздела X «Заключительные и переходные положения» Закона не применяются заказчиками в случае осуществления закупки товара, включенного в перечень товаров (в том числе лекарственных средств, медицинских изделий и/или медицинского оборудования), необходимых для выполнения мер, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, операции по ввозу которых на таможенную территорию Украины и/или операции по поставке которых на таможенной территории Украины освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость и освобождаются от уплаты ввозной пошлины, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 20 марта 2020 г. № 224».
Казалось бы, законодатель решил освободить от требований по локализации только товары, необходимые для борьбы с пандемией коронавируса. Однако, еще 09 ноября 2022 года КМУ принял постановление №1260, которым добавил в перечень товаров, необходимых для выполнения мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий острой респираторной болезни COVID-19, в частности . https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1...
Таким образом, сегодня мы закупаем генераторы (а также все другие товары, определенные в постановлении КМУ №224) без установления требований по локализации независимо от стоимости предмета закупки.
https://decentralization.gov.ua
Комментарии к материалу