Приоритеты-2023. Куда общины направят средства в этом году
Прошло больше года после начала полномасштабной войны Украины с московией. Результаты выполнения местных бюджетов в 2022 году, а также ожидания завершения войны в 2023 году также оказывают влияние на приоритеты направления средств в 2023 году, что и будет отражено на диаграммах ниже.
Для начала рассмотрим объемы направления средств местных бюджетов по направлениям и подотраслям. Как видим, наиболее значимой является отрасль образования, на которую приходится 45,1% всех расходов местных бюджетов, в частности больше составляют расходы на общее среднее образование (более 55% расходов на образование) и расходы на детские садики (21% расходов на образование).
Следующими по объему финансирования в 2023 году идут отрасли государственного управления (16,4% всех расходов) (в основном это расходы на содержание ОМС, резервный фонд и т.п.) и «Экономическая деятельность» (13,5% всех расходов) (это преимущественно расходы на дорожное хозяйство, строительство, метрополитен).
Меньше расходов в 2023 году местными бюджетами предусмотрено на отрасль охраны окружающей природной среды (0,24%) и следует отметить, что прирост по отношению к прошлому году составляет +147,9%. Это самый большой прирост среди всех отраслей.
Просматривая расходы по типам бюджетов, наблюдается, что львиную долю по всем отраслям занимает финансирование из бюджетов территориальных общин. Это показывает, что общины обладают значительными полномочиями по обеспечению функционирования всех отраслей и доказывают практические результаты децентрализации. Ведь несколько лет назад большинство общин даже не имели прямых межбюджетных отношений и напрямую зависели от области, а еще до того Минфин сам планировал расчетные показатели первой корзины расходов (фактически львиная доля почти 80% расходов общего фонда) всех местных бюджетов. Сегодня же, благодаря финансовой децентрализации, местные бюджеты на самом деле самостоятельны и самодостаточны.
Рассматривая динамику расходов с 2019 года, заметно снижение расходов в 2022 году почти по всем отраслям, в частности образования и здравоохранения, кроме социальной защиты и общественного порядка, безопасности. Это обусловлено необходимостью финансировать в первую очередь расходы военного положения, обусловленные полномасштабным вторжением московии.
Сокращение расходов на здравоохранение обусловлено переходом из субвенционного принципа на финансирование услуг через НСЗУ. Резкое снижение расходов социальной защиты в 2020 году является следствием изменения трансфертной политики и отмены отдельных социальных субвенций и перехода на финансирование через Минсоцполитики.
Значительно сократились в 2022 году расходы на экономическую деятельность, в большей степени это расходы развития, в частности дороги, транспорт, строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства и т.д. Но уже в 2023 году планируется постепенное их рост, что показывает положительные ожидания восстановительного развития экономики.
Анализируя расходы по экономической сущности, а именно – капитальные расходы, видим, что наиболее весомую долю занимают дороги (32,8% всех капитальных расходов, 28,8% из которых за счет субвенций из государственного бюджета), транспорт, взносы в уставные капиталы суб хозяйствования (6,7%). К наиболее значимым относятся также социально-экономическое развитие, строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства и благоустройство.
Исследуя текущие расходы, следует остановиться на оплате труда и начислении на заработную плату, которая составляет 53,1% всех текущих расходов местных бюджетов на 2023 год. При этом текущие расходы составляют 88%, а капитальные расходы – 10,1%, еще 1,9% – это нераспределенные расходы.
Примечательно, как выросли расходы государственного бюджета на заработную плату. Это связано с ростом оплаты труда в секторе «Оборона», что вполне оправдано в условиях войны. По местным бюджетам расходы на оплату труда в 2022 году были ниже, чем в 2021 году. А в 2023 году планируется незначительный рост.
Конечно, такие изменения в структуре направления расходов обусловили необходимость сокращения непервоочередных расходов, в частности заметно значительное сокращение капитальных расходов в 2022 году (-34% по государственному бюджету и -59% по местным бюджетам) и незначительный рост в 2023 году (+8 % и +5% соответственно.
Примечательно, что экономика в 2021 году возобновила значительный рост и капитальные расходы в 2021 году были значительно выше (+41% по государственному бюджету и +12% по местным бюджетам), чем в пандемийный 2020 год.
Анализируя структуру расходов по экономическим характеристикам операций в разрезе областей, заметны значительные объемы капитальных расходов города Киева и Днепропетровской области, менее чем на 2023 год по объему предусмотрены капитальные расходы в Черновицкой и Кировоградской областях (без учета территорий, где ведутся активные боевые).
Рассмотрим расходы разных типов территориальных общин в расчете на одного жителя по разным отраслям. Так, в частности в области здравоохранения больше расходов на одного жителя выделяется в городской местности. Но стоит учесть, что это только расходы с местных бюджетов В результате реформирования отрасли здравоохранения львиная доля расходов на медицину финансируется из государственного бюджета через Национальную службу здоровья Украины. Из местных бюджетов выделяются средства на оплату коммунальных услуг и энергоносителей коммунальных учреждений здравоохранения, местные программы развития и поддержки коммунальных учреждений здравоохранения и местные программы общественного здоровья.
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство на одного жителя в городах в несколько раз выше, чем в поселках и селах, что обусловлено более развитой инфраструктурой и необходимостью удержания сетей доставки воды, газа, тепла и электроэнергии, а также обеспечения предоставления соответствующих услуг. Кроме того, значительные объемы финансирования в городах занимают благоустройство, эксплуатация и техническое обслуживание жилищного фонда, обеспечение функционирования предприятий, производящих, выполняющих и/или оказывающих жилищно-коммунальные услуги учреждений и организаций.
Расходы же на Государственное управление на одного жителя (львиную долю здесь составляют расходы на организационное, информационно-аналитическое и материально-техническое обеспечение деятельности местных советов и обеспечение руководства и управления в городах, селениях, селах, то есть заработная плата работников органов местного самоуправления) наоборот преобладают по объемам в сельских территориальных общинах.
Расходы на духовное и физическое развитие (обеспечение деятельности дворцов и домов культуры, клубов, центров досуга и других клубных учреждений, содержание и учебно-тренировочная работа коммунальных детско-юношеских спортивных школ, содержание библиотек, театров и т.п.) на одного жителя в большей степени равномерно финансируются по разным типам территориальных общин.
Расходы на одного жителя по области образования в сельских территориальных общинах значительно выше, что обусловлено значительными объемами субвенции на сельские территории из-за неоптимизированной сети образовательных учреждений и низкой фактической наполняемостью классов.
Рассмотрим также для сравнения расходы по отраслям на одного жителя в отдельных городах Украины.
Повторюсь, что в области медицины местные бюджеты финансируют только отдельные расходы (см. выше). Но при этом заметны значительные объемы расходов города Киева (наибольшее из которых это расходы на больницы общего профиля, то есть многопрофильная стационарная медицинская помощь населению).
Динамика расходов на жилищно-коммунальное хозяйство отличается по избранным городам. Так, самый относительный рост на душу населения планируется по Виннице (+47%). В то же время по Киеву наблюдается запланированное снижение таких расходов. В Одессе такие расходы на одного жителя с 2021 года ежегодно уменьшаются, в отличие от Львова.
По расходам на общегосударственные функции объемы отличаются. Так, в частности, самые большие расходы среди сравниваемых городов во Львове и Днепре, а наименьшие в Харькове. При этом заметен с значительный плановый рост по всем избранным бюджетам в 2023 году: от +33% по Киеву до +144% по Виннице. Это обусловлено также сокращением численности жителей в результате войны и ростом расходов на управление, что в конечном итоге привело к значительному росту таких расходов на одного жителя.
Динамика расходов на образование по определенным городам отличается по выбранным городам. Так, заметен значительный положительный тренд по Виннице и Львову, в то время когда по Киеву наблюдаются колебания, как и по Днепру. В Одессе такие расходы держатся почти на одном уровне. Как и в Харькове.
Расходы на духовное и физическое развитие почти во всех выбранных городах (кроме Винницы) в 2022 году были значительно ниже, чем в 2021 году. При этом не во всех бюджетах планируется рост уровня таких расходов в 2023 году до уровня 2021 года. Так, в частности, в Харькове на душу населения запланировано значительно меньше, чем в 2021 году, из-за приоритетного направления средств на другие направления.
https://decentralization.gov.ua
Комментарии к материалу